За последние 15-20 лет во всем цивилизованном мире, в том числе в России, произошли кардинальные изменения, связанные с компьютеризацией и информатизацией практически всех сфер общественной жизни, в первую очередь конечно — экономики. Глубина и размах освоения новых технологий таковы, что можно утверждать: наша страна вступила в новую эру — так называемого «информационного общества», ключевым элементом которого является глобальное информационное пространство, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие людей, организаций, государственных органов.
Хотя и с некоторым запозданием, но форсированными темпами за последние 2-3 года в России реализуется концепция «электронного правительства». Государственные информационные ресурсы переводятся в электронную форму, на их основе создаются работоспособные компьютерные базы данных. Основной формой взаимодействия государственных органов между собой (в первую очередь), а так же с гражданами и частными организациями, становится электронный документооборот.
Новый формат общения государства и граждан (частных организаций) закреплен в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а так же в Федеральном законе от 01.07.2011 № 169-ФЗ, которым с 01.07.2012 введен обязательный межведомственный обмен информацией и документами, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг. Теперь органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителей (граждан и организаций) документы и информацию, которые уже имеются у других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.
Современный хозяйственный оборот, в том числе объектов недвижимости, уже немыслим без применения информационных технологий. Вполне естественно, что система государственной регистрации прав на недвижимость идет в авангарде процесса компьютеризации государственных услуг (во всяком случае, по сравнению с другими государственными структурами). В рамках одного ведомства — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), сконцентрировано управление следующими государственными информационными ресурсами:
— Государственный земельный кадастр. В этом кадастре была систематизирована информация о земельных участках (прошедших процедуру землеустройства), целевом назначении и правовом положении земель, сведения о территориальных зонах и т.п.
— Единый государственный реестр объектов капитального строительства. Этот кадастр содержит информацию о технических данных (на основании проведенных технических инвентаризаций) находящихся на земельных участках зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства.
— Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, сведения о правообладателях, а также о наличии обременений, арестов и т.д.
Таким образом, в Росреестре в рамках одной компьютерной базы данных объединяется всеобъемлющая информация о любом объекте недвижимости, причем не только о юридических правах на него, но и о его технических данных, а так же о земельном участке, с которым он неразрывно связан. Это исключает необходимость истребования у заявителей (граждан и организаций, подающих документы на регистрацию прав) кадастровых паспортов регистрируемых объектов недвижимости (в недалеком прошлом так называемые документы БТИ), так как государственные регистраторы обладают этой информацией в режиме «он-лайн».
Но кроме этого, в ходе правовой экспертизы представленных документов, государственный регистратор так же в режиме «он-лайн» может получать актуальную информацию из следующих государственных информационных ресурсов:
— Единого государственного реестра юридических лиц (ведет Федеральная налоговая служба), в том числе о полномочиях руководителей организаций-заявителей, а так же о начатых процедурах ликвидации, реорганизации, внесении изменений в учредительные документы и т.п.
— Сведения о регистрации граждан по месту жительства и пребывания, а так же о недействительных (утерянных) паспортах (ведет Федеральная служба миграции).
— Сведения об умерших гражданах, о семейном положении заявителей (ведет служба ЗАГС).
— Сведения о лицах, находящихся в розыске по различным основаниям (ведет МВД).
И это только начало. Хотим мы того или нет, но логика все ускоряющейся «информационной революции» неумолима: в государственных компьютерных базах данных будет накапливаться все больше и больше сведений о каждом гражданине и юридическом лице, а современные компьютерные технологии позволяют весь этот массив информации изучать и анализировать, причем в автоматизированном режиме. И с точки зрения получения государственной услуги «Регистрация прав на недвижимость» — это хорошо, так как правовая экспертиза представляемых заявителем документов проводится на основании достоверной и актуальной (на момент обращения) информации как об объекте недвижимости, так и о лицах, участвующих в совершении сделок с ним, их представителях. И в этой системе просто нет места для частного нотариата.
Попытка встроить архаичную технологию нотариального удостоверения сделок в современные бизнес-процессы оборота недвижимости — это тоже самое, что к поезду Сапсан в качестве дополнительного локомотива присоединить паровоз (самый «совершенный» — выпуска конца 40-х годов прошлого века).
Никакой критики не выдерживает довод апологетов нотариата, что, якобы, нотариусы способны обеспечить некую особую «чистоту сделок». На «вооружении» нотариусов имеются только лупа и их солидный (допустим) опыт по исследованию письменных документов. Но вот только изучают они документы, заведомо не гарантирующие достоверность содержащейся в них информации:
— Сведения о назначении нового руководителя юридического лица (а так же о внесении изменений в устав и т.п.) вносятся в ЕГРЮЛ в срок не более пяти рабочих дней, в то время как нотариусу представляется Выписка из ЕГРЮЛ с давностью до одного месяца.
— О смерти гражданина, представляемого по доверенности (срок действия которой может быть до трех лет), нотариус узнать никак не в состоянии.
— Так же нотариус не может проверить паспорт гражданина на предмет его действительности. Да и сама «проверка на подлинность» представленных для нотариального удостоверения оригиналов документов родом из девятнадцатого века: все, что может нотариус, — это исследовать их с лупой и под различными углами освещения, выявлять некачественно выполненные подделки типа подчисток, приписок и т.п.
В то же время государственный регистратор, имея свободный доступ к соответствующей компьютерной базе данных, всего лишь проверяет соответствие сведений, содержащихся в представленном документе, текущей (зарегистрированной) информации. Это сравнение явно не в пользу нотариуса.
К слову сказать: сейчас в открытом доступе в сети Интернет уже находится довольно много информации, весьма полезной для целей всесторонней проверки «чистоты сделок» с недвижимостью. Вот только нотариусам эти новые возможности в подавляющей массе недоступны в силу их компьютерной малограмотности. В этих условиях даже простые граждане, освоившие на достаточном уровне информационные технологии, дадут фору любому нотариусу.
А какие неудобства (заметим, «на пустом месте») будут созданы заявителям в случае введения обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью! Уже сейчас заявители в соответствие с нормами Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ при подаче документов для проведения регистрационных действий не обязаны представлять в Росреестр:
— правоустанавливающие документы, подтверждающие уже зарегистрированные права на объекты недвижимости;
— выписки из ЕГРЮЛ на участников сделок-юридических лиц;
— разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
— так же все другие документы, уже ранее представленные в Росреестр (в любой из его филиалов, отделов) при регистрации прав на другие объекты недвижимости (в заявлении на регистрацию достаточно сделать ссылку на регистрационное дело, в котором находятся соответствующие документы).
Вот-вот (планируется в первом квартале 2013 года) в системе государственной регистрации прав на недвижимость заработает услуга «Одно окно», что будет означать: заявителям (их представителям с надлежаще оформленными доверенностями) нужно будет только явиться в Росреестр и представить минимум документов — как правило, сам договор. Все остальные документы, в том числе кадастровые (именуемые в народе «документы БТИ»), государственный регистратор получает самостоятельно в порядке межведомственного электронного документооборота.
Появление в этой технологической схеме обязательного нотариального удостоверения означает, что заявитель (для примера возьмем продавца недвижимости) должен будет:
— найти в своем архиве правоустанавливающие документы — Свидетельство о государственной регистрации прав и договор, на основании которого он стал собственником (или получить их дубликаты все в том же Росреестре);
— получить в Росреестре «свежий» (до годичной давности) кадастровый паспорт на объект недвижимости (так называемые «документы БТИ»), а так же на земельный участок, на котором он находится;
— получить в Росреестре выписку из ЕГРП об отсутствии запретов и обременений.
Получив подлинники этих документов, нотариус за счет клиента (а это не только деньги, но и время!) проводит «правовую экспертизу», эффективность которой без применения информационных технологий (заведомо не доступных нотариусу) весьма сомнительна! А на подходе уже массовое применение биопаспортов, компьютерных технологий идентификации личности по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаз и вообще по видеоизображению.
Легко напрашивается вывод: вместо того, чтобы искать способы внедрения в нотариальную практику достижений «информационной революции», что позволило бы нотариату «стать ближе к народу», его апологеты пытаются силой закона взвалить на общество бремя содержания довольно дорогой, неэффективной и уже явно устаревшей технологии, нисколько не обращая внимания на неминуемое создание серьезных препятствий поступательному развитию экономики страны.
Автор: Андрей Кузнецов
Примечание: Это одна из глав почти готовой статьи под общим названием: «Новая роль нотариата: почему народ против».