Статьей 18 Закона РФ о защите прав потребителей, предусмотрено право потребителя на отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы.
Так, к моему доверителю, который занимается производством и установкой пластиковых окон, потребителем был предъявлен иск о расторжении договора и возврате уплаченных потребителем денежных средств в размере 232 000 (двести тридцать две тысячи) руб.
Забегая вперед, хочу сразу пояснить, что заказа было два. По первому заказу, претензий у потребителя не возникало до момента установки 2-х пластиковых окон, переданных в рамках второго заказа. Подготовленные письменные возражения отбили у потребителя желание заниматься «потребительским экстремизмом» и он отказался от большей части исковых требований при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Собственно о тех доводах, которые убедили потребителя отказаться от большей части исковых требований и будет данная публикация.
В ноябре 2018 года, между моим доверителем и потребителем был заключен договор на производство и последующий монтаж пластиковых окон.
Окна были произведены и установлены, каких-либо нареканий у потребителя к их качеству, модели и комплектации не было. Не предъявлялись им моему доверителю и требования о предоставлении информации о товаре.
По прошествии 9 месяцев с момента установки пластиковых окон, потребитель предъявил исковые требования о расторжении договора, мотивируя их тем, что ему моим доверителем не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре, из-за отсутствия которой и после передачи ему товара, в нем возникли недостатки.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ о защите прав потребителей следует, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона РФ о защите прав потребителей продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Ответственность предусмотренная пунктом 1 статьи 18 Закона РФ о защите прав потребителей заключается в том, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, т.е. по существу дублирует право потребителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 12 Закона РФ о защите прав потребителей.
Перечисленные нормы, закрепляют право потребителя на расторжение договора купли-продажи товара и требование возврата уплаченной за товар суммы.
Честно, не знаю на что надеялся потребитель, заявляя такие требования при заданных обстоятельствах. Но, хорошо, что ознакомившись с нашими возражениями, он отказался от этой затеи.
Наши доводы.
Для реализации права потребителя на отказ от исполнения договора и возврата уплаченной суммы, предусмотренного статьей 12 Закона РФ о защите прав потребителей, необходимо установить ряд юридически значимых фактов, а именно:
— Непредоставление продавцом (исполнителем) потребителю полной и достоверной информации о товаре;
— Возникновение в товаре недостатков после его передачи потребителю и вследствие отсутствия у него полной и достоверной информации о товаре.
Во-первых, в рассматриваемом деле, полная и достоверная информация о товаре была предоставлена моим доверителем потребителю, что подтверждалось приложением к договору, в котором были отражены потребительские свойства товара и т.д.
Кроме того, потребитель без каких-либо замечаний принял товар после его монтажа, о чем свидетельствовала его запись в договоре.
Во-вторых, в случае непредоставления потребителю моим доверителем информации о товаре, он, потребитель, мог обратиться с заявлением о предоставлении таковой. Но, потребитель этого не сделал, что лишь укрепляло нашу позицию о том, что информация о товаре была предоставлена потребителю в полном объеме.
В третьих, ответственность продавца за сам факт непредставления потребителю информации о товаре, наступает лишь при условии возникновения в нем недостатков, возникших после его передачи потребителю и именно вследствие отсутствия у него такой информации.
Такие выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой: апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2018 года по делу № 33-38819/18; апелляционное определение Ростовского областного суда от 21 ноября 2018 года по делу № 33-20572/18; апелляционное определение Пензенского областного суда от 13 ноября 2018 года по делу № 33-3879/18; апелляционное определение Алтайского краевого суда от 07 ноября 2018 года по делу № 33-10153/18; апелляционное определение Кировского областного суда от 31 октября 2018 года по делу № 33-4381/18; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2018 года по делу № 33-15687/18; апелляционное определение Воронежского областного суда от 26 июля 2018 года по делу № 33-5242/18).
В четвертых, потребитель не представил доказательств, подтверждающих какие-либо недостатки переданного ему товара и причинной связи между их возникновением и отсутствием у него надлежащей информации, бремя доказывания которой возлагается на потребителя (апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 15 мая 2018 года по делу № 33-4037/18; апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2017 года по делу № 33-2881/17).
В первом судебном заседании мы передали письменные возражения представителю потребителя, судебное заседание было отложено.
На следующем судебном заседании, потребитель, видимо после скрупулезного изучения доводов письменных возражений, пришел к выводу о несостоятельности части заявленных требований и отказался от них на сумму 162 000 (сто шестьдесят две тысячи) руб.