Появились и интересные публикации на Праворубе, где приводились доставляющие удовольствие примеры наказания жадных страховщиков (раз, два). Мое дело в целом мало отличается от ранее опубликованных с точки зрения наказания лохотронщиков, но цель этой статьи – совсем другая.
Дело в том, что обращение в суд с иском о взыскании страхового возмещения требует достаточно серьёзных предварительных расходов, и задача адвоката защитить права своего клиента таким образом, чтобы они были восстановлены в полном объёме.
Напомню, что к судебных расходам (в разном сочетании) по такой категории дел относятся:
- оплата проведения оценки стоимости восстановительного ремонта;
- оплата проведения оценки утраты товарного вида автомобиля;
- оплата сборки-разборки, дефектовки автомобиля для выявления скрытых неисправностей;
- оплата выезда эксперта (оценщика) к месту проведения осмотра (в некоторых организациях эта услуга оплачивается отдельно);
- оплата калькуляции стоимости ремонта на сервисном центре;
- оплата эвакуатора;
- почтовые расходы на телеграфное извещение ответчика и других участников процесса;
- расходы на нотариуса – оформление доверенности;
- оплата помощи представителя.
Как-то так получается, что нередко суды «забывают» взыскать часть судебных расходов.
В чём-то конкретно отказывают и мотивируют в решении – например, некоторые суды полагают, что если по делу проведена судебная экспертиза, то расходы на неё подлежат взысканию; но во взыскании оплаты предварительной, «досудебной» оценки – отказывают, так как «она не положена в основу решения суда». Пролагаю, что такие выводы не основаны на законе, так как закон связывает возмещение расходов не с тем, положены ли оплаченные доказательства в основу решения суда, а с тем, насколько они были необходимыми (статья 94 ГПК РФ). Совершенно очевидно, что, не зная
Другие судебные расходы упоминаются в описательной части, но зачастую в мотивировочной и резолютивной частях – вдруг «пропадают». Особенно часто это происходит с почтовыми расходами, расходами на нотариальное заверение доверенности, и другими «мелкими» расходами. Когда такое забывание начинает «зашкаливать» – приходится подавать заявление о вынесение дополнительного решения. По одному из подобных дел такое заявление было полностью удовлетворено, но пришлось потратить дополнительно полтора месяца. В большинстве же случаев клиент, получив 99% желаемого, на остальное просто махает рукой.
Полагаю, что во многом судьба судебных расходов зависит от того, насколько полно и подробно мотивирована в иске их необходимость. И хотя я сам не сторонник многостраничных исков, приходится отступать от общих правил и расписывать все подробности.
В этом деле я подробно мотивировал часть судебных расходов, что можно использовать как шаблон (для профи), и не только по страховым делам. Все расходы были взысканы в полном объёме. Судья Богданова Людмила Викторовна лишь ожидаемо уменьшила моральный вред до вполне «устоявшейся» суммы в 5 тысяч рублей (поэтому мы просили не 50, не 100, а 10 тысяч), а все судебные расходы взыскала полностью.
Что касается самого дела, то при стоимости восстановительного ремонта в 120 тысяч рублей Росгосстрах кинул подачку в 20 тысяч (в 6 раз меньше). Видит богиня Фемида: мы письменно предложили – не жмитесь, доплатите 100 тысяч! Зажали. В результате по решению суда выплатили почти в два раза больше!
Анонс. Оказывается, многократное уменьшение страхового возмещения – это ещё не весь арсенал обмана клиентов. СК «СОЮЗ» пошла дальше, проявила фантастическую смекалку и решила взыскать с клиента «на пустом месте» 200 000 рублей страховых взносов и неустойки! И ведь взыскала! Мне удалось добиться отмены этого решение спустя два года после его вынесения. Подробности – в следующей публикации (ориентировочно – через неделю) под рабочим названием «Страховая компания СОЮЗ – неукротимая жажда наживы и как это лечится».
Добавлено: 12:04 28.01.2014
Статья здесь