Описание дела, собственно, простое и умещается в краткую формулу: «купил, но договор написал не по правилам, потому пришлось мучиться, признавая право собственности в суде». В итоге, как говорят татары «Калган эшкэ кар явар»*, поскольку такие дела надо делать сразу, а не откладывать в долгий ящик.
Когда-то было акционерное общество в одном из провинциальных городков, общество это обанкротилось, и конкурсный управляющий стал распродавать имущество. Был в совете директоров этого общества некто, которого мы назовём «господин Чудаков». Собственно этот Чудаков и покупал остатки имущества. Но, понимая, что сделки эти не совсем честные, Чудаков не на себя приобретал имущество, а на родственников. И была у него дочка «госпожа Чудакова», на которую и был приобретён один цех. В сентябре 2002-го года нотариально был удостоверен договор, по которому конкурсный управляющий продал цех Чудаковой.
И было два брата, которые занимались в том же городе бизнесом. Они тоже приобрели один из цехов рядом с цехом господина Чудакова. Организовали в этом цехе лесопильное производство и, кажется, всё у них было хорошо. Но, как говорят татары «Акыллыны ерак итмэ, акылсызны якын итмэ»**. Когда старший брат стал всё больше и больше требовать, младший решил отделиться. Младший брат, назовём его «господи Жилин», обратился к Чудакову и тот в марте 2006-го года от доброго сердца уступил часть цеха, который был куплен на его дочку. Правда дочка уже вышла замуж и фамилия её стала, ну, скажем, «Мужикова», однако, Чудаков забыл про это, в договоре указал прежнюю фамилию дочки, договор при этом составили простенький. Чудаков получил от Жилина младшего деньги и был таков, то есть, продолжал спокойно на своей половине цеха делать мебель, совершенно не заботясь об уплате налогов.
Прошёл год, и как говорят татары «Ятып калганчы атып кал»***, решил Жилин узаконить своё право собственности. Обратился он в 2007-ом году к некоему сведущему человеку, который предложил составить с Чудаковой-Мужиковой новый договор купли-продажи, а чтобы не сильно мучиться, узаконить право по этому договору через суд. Так и сделали, как говориться «Адым-адым — юл булыр, тамчы-тамчы — күл булыр»****
Суд вынес решение в пользу Жилина, признал за ним право собственности на частичку от строения цеха, причём эта частичка была признана как выделенное имущество, тем более, что Мужикова не возражала. Да и чего возражать, новый договор она подписала, в суде признала права Жилина. Казалось бы, всё хорошо и можно дальше жить, лес пилить, людям пользу приносить. Но, как говориться «Кергенче чыгыунны уйла» *****.
Гром грянул в мае 2010 года. Тот же суд в том же составе отменил своё решение о признании права собственности за Жилиным. Потеряно было не только строение, но и все инвестиции, которые превышали 1,5 миллиона рублей, то есть, полный ремонт полуразрушенных стен и отсутствующей кровли, устройство линии электропередачи и подстанции, фундаменты под станки. Заявление о пересмотре решения суда подала Мужикова, указав, что на суде она не была, исковые требования Жилина не признавала, договор не подписывала, денег не получала. Кроме того, Мужикова совершенно резонно заявила, что в договоре от 2007-го года (втором договоре) предметом является весь цех в целом, а суд признал почему-то право собственности только на часть цеха. Да и право собственности на землю суд признал неправильно, так как земля фактически муниципальная, после ликвидации акционерного общества эту землю никто не покупал, а у общества земля была на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Зачем вдруг Чудаковой-Мужиковой потребовался этот демарш? А всё просто, появился более выгодный покупатель, соответственно, — «эт чаба дип бет чаба» ******.
Ко мне Жилин обратился уже когда дело было видимо безнадёжным. Он предъявил, конечно, кассационную жалобу, но надежды было мало. Мужикова настаивала на том, что за ней право собственности не зарегистрировано, соответственно, она ничего продавать не могла, кроме того, предмет договора не определён, и сам договор не соответствует правилам, его нельзя признать единым документом.
Исследовав дело, мы определили с Жилиным тактику, которая предусматривала:
— дополнить уже предъявленную Жилиным кассационную жалобу;
— в случае неудачи предъявить иск о взыскании улучшений, то есть, вложенных в имущество средств;
— обжаловать дело до конца, а затем обратиться, как в Конституционный Суд РФ, так и в Европейский суд по правам человека.
Однако, «борының белән боз тиш, авызың белән кош тот»*******. — Областной суд отменил решение суда первой инстанции, и дело вернул обратно.
К этому моменту нашёлся вдруг потерянный материал проверки по заявлению Жилина о признаках мошенничества со стороны Мужиковой и её отца Чудакова. Были опрошены свидетели, которые показали, что сделка купли-продажи действительно совершалась сторонами, причём договаривались о продаже Чудаков, которому фактически принадлежит цех, и Жилин. Так же были затребованы документы о межевании земли под цехом, в которых сама Мужикова расписалась в плане, где земля под цехом делилась между ней и Жилиным, причём делилась точно в соответствии с планом раздела цеха между ними. Эту линию во взаимодействии с адвокатом Климушкиным В.А. отрабатывал адвокат Пятахин Э.В.
В итоге суд подробно разобрал дело, рассмотрел встречный иск Мужиковой к Жилину, в котором она утверждала, что передала часть цеха только в безвозмездное пользование, и, по совокупности всех действий сторон, с учётом многолетней истории этих отношений, суд снова признал право собственности Жилина на часть цеха.
Мужикова мужественно сопротивлялась, её представители действовали воистину мощно и обоснованно, и последний бой в областном суде был нелёгким. Судья докладчик как ножом резала, обнажив все недостатки договоров между Жилиным и Чудаковым, Жилиным и Мужиковой. Так же судья докладчик вскрыла все недостатки действий Мужиковой, резонно вопрошая, «какую цель в действительности Вы преследовали»?
Через полчаса заседания в совещательной комнате нервы сторон были на пределе от ожидания и неясности… Но, суд оставил решение первой инстанции в силе.
На этом история не окончилась. Было ещё возмещение расходов на представителя и попытки дальнейшего обжалования, но всё кончилось хорошо. Чего и Вам желаю, как говорится «АЛГА БАСУ!».
* незаконченные дела покроет снег.
** глупого сторонись, от безумного беги.
*** лучше поздно, чем никогда.
**** шаг за шагом – путь пройден, капля за каплей – озеро полно.
***** прежде, чем войти, подумай как выйдешь.
****** куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
******* носом лёд прошибай, да звёзды с неба хватай.