В этой статье я приведу новые доводы НП «Эдельвейс», приведенные в судебном споре, который ведется в настоящее время против нашего доверителя (ответчика). Итак, в порядке ст. 81 АПК РФ НП «Эдельвейс» привело письменные пояснения в дополнение к правовой позиции, изложенной в исковом заявлении «с целью полного и всестороннего рассмотрения дела и установления всех значимых обстоятельств по делу, в том числе вопросов принадлежности исключительных прав ООО «Маша и Медведь» и, соответственно, права истца на иск», — безусловно, благое намерение, имеющее ключевое значение для всестороннего рассмотрения дела, вот только, полагаю, новые доводы необоснованны.
Итак, по порядку.
Один из новых доводов истца: «для доказательства наличия прав на аудиовизуальное произведение, в том числе права на его последующую переработку в виде изготовления новых серий достаточно ДОКАЗАТЬ ФАКТ НАЛИЧИЯ У ИЗГОТОВИТЕЛЯ ПРАВ НА ПЕРВУЮ СЕРИЮ. С данной целью истец предоставляет доказательства перехода прав на первую и вторую серию ООО Студия «АНИМАККОРД» от физических лиц — авторов указанных серий, а именно:
Режиссеры-постановщики:
ХХХ (физлицо) согласно ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ был принят на работу в ООО Студия «АНИМАККОРД» в качестве режиссера-постановщика. В рамках служебного задания осуществлял создание серии анимационного сериала, в связи с чем впоследствии был заключен договор о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения.
YYY (аналогично).
Вопрос: является ли работа автора по трудовому договору в студии основанием для того, чтобы студия приобрела исключительные права на объект авторского права, созданный таким работником, даже если ему выплачивалось авторское вознаграждение?
Мой ответ (контрдовод): нет, работа по трудовому договору в студии не является основанием для того, чтобы студия приобрела исключительные права на объект авторского права, созданный таким работником, даже если ему выплачивалось авторское вознаграждение, поскольку отчуждение исключительных прав осуществляется посредством заключения договора об отчуждении исключительных прав между автором (правообладателем) и иным лицом (новым правообладателем), иных оснований перехода исключительных прав не предусмотрено.
Другие доводы.
Композитор:
ZZZ согласно договору авторского заказа осуществлял создание музыкальных произведений, предназначенных для аудиовизуального произведения (фильма «Маша и Медведь»).
Сценарист:
ZXZ согласно авторскому договору заказа осуществлял создание сценария для фильма «Маша и Медведь».
Как полагает истец, указанные выше документы (то есть трудовые договоры, договоры авторского заказа, договоры о выплате авторского вознаграждения) «по своему содержанию подтверждают наличие у ООО Студия «АНИМАККОРД» всех исключительных прав на аудиовизуальное произведение в момент отчуждения исключительных прав в пользу ООО «Маша и Медведь».
Мой контрдовод: указанные выше документы не подтверждают наличие у ООО Студия «АНИМАККОРД» всех исключительных прав на аудиовизуальное произведение.
Согласно пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
По мнению истца, наличие исключительного права ООО Студия «АНИМАККОРД» на мультипликационный сериал «Маша и Медведь», в том числе на использованные в нем персонажи, определяется презумпцией авторства, установленной статьей 1257 ГК РФ, согласно которой лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Между тем, истцом не учтено, что согласно статьи 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается только гражданин, творческим трудом которого создано такое произведение. Следовательно, презумпция авторства не может распространяться на юридическое лицо, организовавшего создание сложного произведения.
В силу пункта 2 статьи 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 ГК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В Приложениях к договорам об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение (сериал «Маша и Медведь») ООО Студия «АНИМАККОРД» указано в качестве изготовителя соответствующего аудиовизуального произведения, в качестве режиссеров, сценаристов, композиторов и художников указаны различные физические лица.
Однако договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключенных ООО Студия «АНИМАККОРД» с указанными авторами, истец не представил.
Таким образом, возникновение у ООО Студия «АНИМАККОРД», а затем и у ООО «Маша и Медведь» исключительного права на спорное аудиовизуальное произведение не доказано, следовательно, иск необоснован и не подлежит удовлетворению.
Уважаемые коллеги, приводите ваши комментарии, если вас заинтересовали судебные баталии с НП «Эдельвейс», которые приобрели массовый характер.