Изменения при электронной подаче документов в суд.

5 ноября 2014 года Президиумом ВС РФ утвержден Временный порядок подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым ВС РФ. Он разработан в соответствии с положениями части 1 ст. 41, части 3 ст. 75, ч. 1 ст. 159, ч. 1 и 6 ст. 291.3, ч. 5 ст. 291.4, ч. 6 ст. 308, ч. 1 и 5 ст. 313 АПК РФ.

Главное четко запомнить, что заявление о принятии обеспечительных мер, заявление об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов могут быть поданы в суд только на бумажном носителе, поскольку АПК РФ не предусматривается подача этих документов в электронном виде. Ходатайство о принятии обеспечительных мер, изложенное в исковом заявлении, апелляционной жалобе, кассационной и надзорной жалобе, поданное в электронном виде, считается не поданым.

Обратите внимание, что во Временном порядке подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым ВС РФ, содержится правило о том, что все обращения по делам об административных правонарушениях могут быть поданы в Верховный суд РФ только на бумажном носителе. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 4.1 ст. 30.13 КОАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях в ВС РФ осуществляется по правилам КоАП, а не по правилам АПК РФ.

Подать кассационную и надзорную жалобы по экономическим спорам стало проще — не надо в обязательном порядке прикладывать заверенную арбитражным судом копию обжалуемого судебного акта (п. 1 ч.5 ст. 291.3 АПК РФ). Также при подаче надзорной жалобы в Президиум Верховного суда РФ в электронном виде не применяется правило о приложении к жалобе копий по числу лиц, участвующих в деле. При этом, по –прежнему ,подача документа в электронном виде не предусмотрена, если рассмотрение дела производится по правилам, установленным ГПК и КоАПП.

Так что, суды общей юрисдикции, по –прежнему придется посещать в порядке очереди. Или – на почту. А там этот порядок ничуть не меньше. И еще, обратите внимание, что документы в электронном виде, несмотря на подачу отдельными файлами, часто «слипаются». И не исключено, что в деле не будет какого-либо документа. Надо четко отслеживать. Ранее Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» был введен такой порядок для арбитражных судов всех уровней.

На сайте ВАС Постановление было размещено 29 ноября 2013 г…
В связи с его принятием утратил силу Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, который был утвержден Приказом ВАС РФ от 12.01.2011 N 1.

Основные и существенные отличия :

1. ИНН и ОГРН обязательно надо указать при подаче документов, если пользователем (ответчиком, заинтересованным лицом) является публично-правовое образование, должностное лицо органа гос. власти или местного самоуправления, подразделение Банка России, войсковая часть либо иной орган, не имеющий статуса юр.лица, но наделенный публичными полномочиями.

2. до введения Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде от 08.11.2013 г., перечень причин, по которым документы не считались поступившими в арбитражный суд, являлся закрытым. А теперь в п. 3 разд. V нового порядка установлено, что сотрудник, ответственный за прием документов, вправе указать и иную причину. Следовательно, перечень оснований для признания документов неподанными, в настоящее время открыт.

 Изменения в обжаловании актов ИФНС

Хотелось бы напомнить, что с 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любых актов налоговых органов (за исключением ненормативных актов ФНС России), а также действий (бездействия) указанных лиц .

В указанном порядке обжалования имеются два исключения:

1. ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

2. ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде ( абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Эти изменения были внесены в НК РФ ФЗ от 02.07.2013 N 153, 3 августа 2013 г. Но до 1 января 2014 г., норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ (п. 3 ст. 3 ФЗ N 153  от 02.07.2013 ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ, досудебный порядок обжалования считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе), в установленный срок.

А срок установлен в п.6 ст. 140 НК РФ: «решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 НК, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.»

С 3 августа 2013 г. увеличен срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, что дает больше времени для  подготовки материалов для апелляционного обжалования. Теперь данный срок составляет один месяц со дня вручения налогоплательщику указанного решения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Ранее решение вступало в силу по истечении 10 дней с даты его вручения проверенному лицу или его представителю, либо 20 дней при проверке КГН.

Согласно Письму ИФНС от 04.07.2013 N СА-4-9/12019, если решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, было вручено налогоплательщику до 3 августа 2013 г. и 10-дневный (20-дневный при проверке КГН) срок, предусмотренный старой редакцией п. 9 ст. 101 НК РФ, до этой даты не истек, то такое решение вступает в силу через месяц.

С 3 августа 2013 г. в п. 9 ст. 101 НК РФ также введено специальное положение, согласно которому решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу с даты его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Нововведения в способе передачи решения налогоплательщику:

1. Срок вручения не изменился — пять рабочих дней с момента вынесения решения. Но согласно новой редакции п. 9 ст. 101 НК РФ, решение должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения документа указанным лицом или его представителем.

2. Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом. Причем письмо направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физ.лица.

Ранее в НК РФ не было установлено, по какому адресу налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) инспекция должна отправить решение. Увеличился срок подачи жалобы на уже вступившие в силу ненормативные акты налогового органа и действий (бездействия) его должностных лиц ( п. 2 ст. 139 НК РФ).

1. По общему правилу жалоба может быть подана в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

2. Решения вышестоящего налогового органа в ФНС России — три месяца со дня принятия такого решения.

Ранее срок подачи жалобы по общему правилу составлял три месяца

В п. 1 ст. 138 НК РФ появились определения понятий: жалоба и апелляционная жалоба.

И жалоба, и апелляционная жалоба —  этообращения в ИФНС, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц).

Предмет апелляционной жалобы — обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, за исключением (согласно п. 4 ст. 139.1 НК РФ) решения, вынесенного ФНС России.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).
Именно-  могут, а не должны! При этом оба вида жалоб подаются через ту ИФНС, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель. Эта ИФНС в течение трех дней обязана направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Ранее вышестоящая ИФНС не могла оставить жалобу без рассмотрения. Такова была арбитражная практика, хотя и встречались судебные решения, в которых действия ИФНС по оставлению жалобы без рассмотрения, признавались законными. Но официальной позиции не было. 

Сейчас же введен закрытый перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения (п. 1 и 4 ст. 139.3 НК РФ):
1. она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;
2. не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;
3. до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;
4. ранее была подана жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц и актов, вступивших в законную силу, установлено еще одно основание для оставления жалобы без рассмотрения — случай, когда жалоба подана по истечении предусмотренного НК РФ срока ее подачи, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока, либо в удовлетворении такого ходатайства отказано (подп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Пороки подписи, и пропуск срока без ходатайства о его восстановлении являются теми основаниями оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, которые не препятствуют повторному обращению налогоплательщика (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). 

Лицо, подавшее жалобу, не участвует в рассмотрении этой жалобы. 

Решение по результатам рассмотрения жалобы на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца с даты получения жалобы. В иных случаях решение должно быть принято в течение 15 дней. Указанные сроки могут быть продлены руководителем  ИФНС для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции, или при представлении налогоплательщиком дополнительных документов, но не более чем на месяц и 15 дней соответственно (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение должно быть вручено налогоплательщику в течение трех дней с даты принятия. Я в своей практике уже столкнулась с последствиями таких изменений при обжаловании действий ИФНС. И, надо сказать, не была готова. Благо, было время оценить и использовать изменения.

Полагаю, данная информация будет полезна коллегам для разрешения конкретных спорных ситуаций.

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, hohol28071980, roman2010, elenamikhno, advokat17, Коробов Евгений
  • 14 Ноября 2014, 07:20 #

    Уважаемая Елена Александровна, спасибо за анализ актуальных изменений! (handshake) 
    Что касается самих изменений, то на мой взгляд, они уже обычно и привычно, направлены на создание дополнительных препонов налогоплательщику, отстранение его от участия в рассмотрении его жалобы, и совершенно не способствуют эффективному внесудебному разрешению споров, оставаясь по большей части всего лишь формальным условием для передачи спора на рассмотрение в АС.

    +3
    • 14 Ноября 2014, 12:38 #

      Уважаемый Иван Николаевич, Совершенно с вами согласна. Приведенные  нововведения были вызваны тем, что ИФНС зачастую в суде проигрывала. Но мы всегда понимали, что ИФНС- процессуальный противник, и мы имеем право приводить возражения, ссылаться на нормы права и т.п.
      ↓ Читать полностью ↓
      А в нововведениях меня особенно обеспокоило следующее — «Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом. Причем письмо направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физ.лица.»
      И это с учетом того, что « решение вступает в силу с даты его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом.»
      Таким образом, решение вступает в силу, если вам его не вручили лично или через представителя, по истечении срока, необходимого для получения по почте-1-2 недели ( т.е. через 1.5 мес).
      И вот здесь термин «место нахождения организации (обособленного подразделения) или по место жительства физ.лица» может сыграть злую шутку. Куда направит ИФНС заказное письмо, неизвестно. У налоговой могут быть сведения о месте фактического расположения. Они могут получить их из открытых источников ( картотеки ВАС по старым делам организации).Но самой организации может там уже не быть. А «вручение» будет считаться произошедшим.
      И решение все равно вступает в силу и сроки на обжалование – пошли. А согласно новому порядку- не оспорил решение в ИФНС ( обязательная досудебка) – лишился судебной защиты.
      Для частного права такие вольные термины «место нахождения организации (обособленного подразделения) или по место жительства физ.лица» вполне допустимы.Там субъекты автономны, равноправны. Потому истец сам выбирает, какое место жительства указать в иске. И, несмотря на то, что истец указывает и место нахождения ответчика, у того есть право указать суду на иное место для извещения. Согласна, бывают случаи, когда истец злоупотребляет правом, но это – исключения с риском неблагоприятных последствий.
      А вот в ситуации с МИФНС, такой вольный термин для законодательных актов в публично-правовой сфере недопустим. Надо четко указывать – «по месту регистрации юридического лица, по месту регистрации гражданина.» И только в этом случае субъект должен нести ответственность за неполучение решения ИФНС о привлечении.
      Ведь раньше решение вступало в силу «по истечении 10 дней с даты его вручения проверенному лицу или его представителю, либо 20 дней при проверке КГН.». «Проверенный» представитель- тот, чьи полномочия «проверены работником ИФНС( приказ, решение собрания, доверенность). А сейчас — по почте неизвестно куда.
      Получил, не получил- твои проблемы.А срок на досудебное оспаривание пропустил.
      Такие нововведения направлены на решение проблем госбюджета за счёт налогоплательщика.

      +4
      • 14 Ноября 2014, 13:32 #

        нововведения направлены на решение проблем госбюджета за счёт налогоплательщикаИменно! 
        К сожалению, наши «пастухи» вместо того, чтобы заботиться о развитии «стада», совершенствуют только методику «стрижки» — действуют по принципу: 
        Чтобы корова давала больше молока и затраты на него были минимальны, её нужно больше доить, и меньше кормить ©

        +2
  • 14 Ноября 2014, 07:36 #

    Уважаемая Елена Александровна! Коротко, ясно и понятно! В закладки!

    +2
    • 14 Ноября 2014, 12:42 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, с налоговой надо быть всегда начеку, даже абстрагируясь от нашей профессии. Спасибо за оценку.  

      +4
  • 14 Ноября 2014, 09:57 #

    Полезно и для меня актуально, самое место в избранном.

    +2
  • 15 Ноября 2014, 08:58 #

    Уважаемая Елена Александровна! Большое спасибо за публикацию. Актуально. Пригодилось!(gun)

    +1
  • 15 Ноября 2014, 09:12 #

    Уважаемая Елена Александровна, спасибо за развернутый анализ и советы.(F)
    Вот бы ещё при слиянии СОЮ к жалобам как в АС простые копии судебных актов принимали, порядка стало бы больше, да и суды бы разгрузились.

    +1

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Нововведения в нормативных актах судов и налоговых органов: новый порядок подачи в суд документов в электронном виде , и новые положения при обжаловании любых актов ИФНС.» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Другие публикации автора

Похожие публикации