Существенною юридическою чертою холопства, отличавшею его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.

В.О. Ключевский. 


Вопрос о возможности адвоката расторгнуть соглашение об уголовной защите пока не стал предметом широкой дискуссии. Правда, есть мнение Федеральной палаты адвокатов и АП г. Москвы, составляющее суть обобщенной практики. Оно таково: адвокат, заключивший соглашение о защите по уголовному делу, не вправе его расторгнуть по собственной инициативе.    
 В уголовном судопроизводстве функция защиты осуществляется защитником, который может быть адвокатом, а может и не иметь профессионального статуса. При этом законодатель четко указывает на трансформацию профессионального статуса (адвокат)  в процессуальный статус – защитник, специальным образом оговаривая права и статус защитника, а не адвоката.

Подстраховываясь на случай двусмысленностей, законодатель указал, что адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения и ордера. Таким образом, для того, чтобы адвокату начать осуществлять функцию защиты, ему, как минимум, необходимо явиться в орган уголовного преследования с удостоверением и предъявить ордер на защиту.

До этого субъект уголовного преследования (или суд) «не  видит» в адвокате защитника. Поскольку УПК РФ является жесткой процессуальной формой,  руководствующейся принципом «разрешено только то, что разрешено» (а не «разрешено, все, что не запрещено»), то иного пути стать защитником по уголовному делу у адвоката нет.  

Помимо этого УПК РФ не содержит упоминания о соглашении адвоката и подзащитного, Таким образом, законодатель совершенно справедливо развел два правоотношения: поручение о защите и принятую защиту. Первое базируется на нормах гражданского права, предусматривающих свободу договора, возможность расторгнуть его, недопустимость одностороннего отказа от договора, второе – на нормах публичного права. Поэтому в ч. 7 ст. 49 УПК РФ указано, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. Именно адвокат (а не вообще лицо, допущенное к защите, вступивший в правоотношение), предъявивший удостоверение и ордер, не вправе отказаться от принятой защиты. Другое лицо, участвующее в качестве защитника, такой обязанностью не обременено. Из этих норм правового регулирования следует, что законодатель понимал, что писал.

 Если бы была необходимость  вторгнуться в область  гражданско-правового регулирования, охватывающего согласно ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» сферу соглашения об оказании юридической помощи по уголовному делу, то это было бы сделано, если не с помощью УПК РФ, то путем специального регулирования. Однако специальные нормы, имеющие приоритет над общими, копируют положения ст. 49 УПК РФ. Так, в ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» указано, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты, но в ней нет ни слова о расторжении соглашения.

Заметим, что природа соглашения о защите по уголовному делу порождает значимые юридические последствия для сторон в будущем. Именно поэтому часто его оценивают как договор поручения, хотя договор возмездного оказания услуг, на мой взгляд, был бы ближе.

Если предположить, что формулировка  «принятая защита» означает невозможность расторгать заключенное гражданско-правовое соглашение о защите по уголовному делу (порученная защита), то придем к выводу, что нет разницы между обязательством и его исполнением, между зафиксированным текстом намерением и действием.

Получается, что указанная позиция дезавуирует разницу между правом частным и публичным по конкретному частному случаю. Наконец, это означало бы устранение разницы между соглашением о защите и действительным участием адвоката в уголовном процессе. Таким образом, исполнение соглашения о защите по уголовному делу начинается незамедлительно после вступления договора о ней, а вопрос отработки гонорара адвокатом отпадает сам собой.

Так может показаться только на первый взгляд, если не знать позицию АП г. Москвы. Суть ее в том, что расторгать в одностороннем порядке по своей инициативе соглашение на защиту не вправе только адвокат. А доверитель может расторгнуть его в любой момент производства по делу, что лишает адвоката права осуществлять какие-либо процессуальные действия в интересах своего бывшего подзащитного.

Таким образом, предполагая  возможность адвоката расторгнуть соглашение о защите по уголовному делу, поскольку оно представляет собой обычный гражданско-правовой договор,  мы упускаем из виду, что такое действие адвоката устраняет юридическое основание для его участия в деле в качестве защитника.

И хорошо, если адвокат расторг договор до того, как стал защитником (явился в орган уголовного преследования или суд с удостоверением и ордером), дело не покинуло сферы частного интереса, но приведенная логика однозначно позволяет адвокату расторгать соглашение о защите и в том случае, когда защита уже принята адвокатом. По крайней мере, законодательный запрет на это отсутствует.

Уголовно-процессуальный закон оставляет вопрос соглашения за скобками, довольствуясь наличием ордера, однако, расторжение соглашения не аннулирует нахождение ордера в деле, так как последний не привязан к соглашению, а обслуживает и дела по назначению. Если процессуальный закон рассматривать как призму познания реальности, то следует указать, что сквозь нее совершенно не видится разница между защитником по соглашению и по назначению, да и Кодекс профессиональной этики  адвоката обязывает не делать подобных различий.

Складывается парадоксальная ситуация, когда адвокат не может выйти из дела, отказаться от уголовной защиты при расторгнутом соглашении, но при наличии ордера  в деле. И с точки зрения УПК РФ – это нормально, если защита принята адвокатом, дальнейшее законодателя не волнует. Эту позицию можно понять и признать справедливой.

Если функцию обвинения обслуживают органы дознания, предварительного следствия,  прокуратуры, то функция защиты поручена негосударственным людям, лишенным организованности, свойственной правоохранителям. Отсюда понятны  мотивы законодателя «прикрепить адвоката», лишить его возможности ставить свои личные интересы (соглашение, гонорар и прочее) выше интересов отправления правосудия.

Качественное правосудие возможно только в том случае, когда в суде присутствует два противоречия, каждое из которых кажется истинным. И только в ходе  игрового действия  в специальной обстановке (зал судебных заседаний), в специальном порядке (сам процесс), в специальное время (открытие процесса), в специальных игровых формах (мантии, риторика, критерии допустимости и т.д.) происходит снятие этих противоречий (виновен-невиновен).

Государство заинтересовано в том, чтобы противоречие в уголовной защите было непрерывным и стабильным. Поэтому на  практике бывают случаи, когда адвокат и доверитель расторгают соглашение, но подзащитный при этом не заявляет отказ от  защитника, и адвоката из процесса «не отпускают».

И сколько бы мы не усматривали здесь «принудительного труда», именно таким способом государство обеспечивает бытие правосудия. Переводя адвоката из профессионального статуса в процессуальный статус защитника, оно, несмотря ни на какие юридические факты договорного права, лишает его частного правомочия своеволия – отказа от принятой защиты.

И все же  есть в законодательстве правовая неопределенность. С одной стороны, нет оснований запрещать адвокату расторгать соглашение о порученной уголовной защите до ее принятия, а с другой – недопустимо расторгать соглашение после ее принятия. Однако защита может продолжаться и после расторжения соглашения, если не был заявлен отказ от защитника.

На мой взгляд, все же такая неопределенность должна быть снята в рамках ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», иначе возникает ситуация, когда нормы закона оказываются слабее их толкования.

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Стрижак Андрей, ludologer, anton74, Бозов Алексей, wolga12, Коробов Евгений, Ермоленко Андрей, alexus42rus, Филиппов Сергей, +еще 1
  • 13 Января 2015, 19:20 #

    Позиция АП г. Москвы http://www.advgazeta.ru/rubrics/8/1264 
     

    +2
    • 13 Января 2015, 23:08 #

      Уважаемый Рустам Павлович, отсюда можно сделать один практическикий вывод: 100 процентов гонорара в виде предоплаты. И тогда все встаёт на свои места без лишних головных болей:)

      +3
      • 14 Января 2015, 08:10 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, тут дело ведь не только и не сколько в гонораре. Предмет, затронутый Рустамом Павловичем шире. Вопрос в усеченности — «ущербности» прав  адвоката. 

        +2
      • 14 Января 2015, 18:43 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, согласен, но бывает не всегда  возможно, а людей жаль…

        +1
  • 14 Января 2015, 08:12 #

    Уважаемый Рустам Павлович, а Вы с такой инициативой в ФПА обращались? 

    +1
  • 14 Января 2015, 08:37 #

    Что бы перестать быть защитником против своей воли надо просто заболеть или уехать в отпуск. Ваша неявка по уважительной причине в течении 5 дней обязывает правоприменителя заменить защитника на другого.

    +5
    • 14 Января 2015, 12:01 #

      Уважаемый Алексей Анатольевич, все можно придумать, но вот вопрос: «А что делают те люди в ГД РФ, которых мы содержим, и не просто содержим, а шикарно содержим?»
      Неужели эта проблема появилась сегодня? Рустаму Павловичу огромное спасибо за затронутую тему, но тем не менее, в связи с изложенным возникает и второй закономерный вопрос: «А что думают АП регионов и ФПА по этому поводу?» Они тоже существуют неплохо, правда, уже на Ваши, адвокатов, деньги.(devil)

      +1
      • 14 Января 2015, 12:51 #

        Какая проблема? Нет никакой проблемы.

        +3
        • 14 Января 2015, 13:55 #

          Уважаемый Алексей Анатольевич, я считаю, что такой вопрос должен быть обязательно урегулирован на законодательном уровне. Понятно, что при желании можно выкрутиться практически из любой ситуации, но хотелось бы порядка.

          +1
          • 14 Января 2015, 14:23 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич, вопроса нет в принципе. Адвокат лишен права на самостоятельный по собственной инициативе отказ от защиты. И это правильно.
            Человек доверяет адвокату свою судьбу и не может быть поставлен в зависимость от того, что адвокату через неделю после защиты предложат заключить соглашение с втрое большим гонораром, и адвокат отказавшись от нее «метнется за длинным рублем». Поэтому «привязывая» адвоката к принятой защите закон принимает меры по защите, прошу прощения за тавтологию, доверителя, гарантируя ему осуществление профессиональной защиты, одновременно карая адвоката за ее небрежное осуществление.
            Все вопрос исчерпан. Получит адвокат деньги за работу или нет это вопрос второй, поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской:(

            +5
            • 14 Января 2015, 16:51 #


              Все вопрос исчерпан


              Уважаемый Сергей Николаевич, а может быть он плохо исчерпан? :)

              +1
            • 14 Мая 2015, 18:46 #

              Уважаемый Сергей Николаевич, к исчерпанному вопросу, у меня есть еще небольшой вопрос: суть вопроса заключается в том, что принимая поручение от своего доверителя адвокат обязуется защищать только законные права и интересы подзащитного. «Законный интерес», в процессе выполнения принятого поручения, становится предметом толкования сторонами соглашения, каждый из которых представляет его по — своему. Гонорар, уплаченный заранее, при заключении соглашения, бывает эквивалентен к законности интересов, именно в понимании его сути. В случае отказа адвоката от принятого поручения в этом случае, мы имеем дело с профессиональным защитником, от оплату услуг которого подзащитный отказывается, но при этом он может потребовать возврата уплаченной суммы, превышающей минимальный размер оплаты гонорара, утвержденной советом адвокатски палаты субъекта РФ, а адвокат оставшийся в продолжаемом процессе не получит гонорар по ст. 51УПК РФ.

              0
          • 14 Января 2015, 16:16 #

            Вопрос урегулирован. В чём проблема?

            +3
            • 14 Января 2015, 16:52 #

              Проблема в плохом регулировании, Алексей Анатольевич.

              +1
              • 14 Января 2015, 17:11 #

                Уважаемый Андрей Владимирович, вопрос в том, что кто-то из адвокатов попадал в такую ситуацию, но вот писать об этом вряд ли будет. А вопрос, поднятый Рустамом Павловичем серьезный.
                Итак, с позиции и уголовного и гражданского права рассмотрим следующую ситуацию.
                Адвокат по уголовному делу принял на себя защиту и вступил в процесс, оформив с подзащитным договор на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. На втором заседании подзащитный расторгает договор. Адвокат не вправе отказаться от защиты. Ну заболел он, ну уехал в отпуск — судья перенес судебное заседание и процесс пошел дальше.
                Далее подзащитный заявляет требование о возврате денег с адвоката, которые тот обязан ему вернуть в соответствии с нормами гражданского права. А вот в соответствии с нормами уголовного права он обязан ходить на судебные заседания и защищать подзащитного по делу, которое может длиться годами, бесплатно.
                Как я понял,  Рустам Павлович поэтому и поднял проблему, что она не урегулирована ни на законодательном уровне, ни на уровне АП. Лично я эту проблему вижу в этом аспекте.

                +3
              • 14 Января 2015, 17:25 #

                Плохое у юристов, а у адвокатов всё по уму и по совести.

                +2
                • 14 Января 2015, 17:56 #

                  Уважаемый Алексей Анатольевич, если Вы не забыли такой предмет как логика, то Ваше суждение заведомо ложно, ибо не у всех юристов все плохо, и не у всех адвокатов все хорошо. Но полностью согласен оставить адвокатам  адвокатово, и как говорит один из Ваших коллег в таких случаях, пред мудростью которого я преклоняюсь, за сим откланиваюсь, правда, не уверен, что и Рустам Павлович был бы против нашего участия в обсуждении-тема-то открытая для обсуждения. 

                  +2
                • 14 Января 2015, 18:11 #

                  Рустам Павлович — адвокат и недоволен, как прикажете понимать? Да еще и половина моих знакомых — адвокатов — «уголовников» тоже недовольны. Так-то, уважаемый Алексей Анатольевич…

                  +2
                  • 14 Января 2015, 18:47 #

                    Уважаемый Андрей Владимирович,  есть пробел, но ничего не делаем, делаем вид, что все нормально.

                    +4
                  • 14 Января 2015, 19:11 #

                    Где и чем он недоволен? )) А если и недоволен, то всегда может уйти в юристы, там Кодекс этики соблюдать не требуется.

                    +1
      • 14 Января 2015, 18:46 #

        Уважаемый Евгений Алексеевич, солидарен.

        +2
    • 14 Января 2015, 18:44 #

      Уважаемый Алексей Анатольевич, ну зачем врать -то? Неужели нельзя ситуацию урегулировать законодательно?  

      +2
      • 14 Января 2015, 19:12 #

        Что урегулировать и как? В чём враньё?

        +1
        • 15 Января 2015, 22:05 #

          Уважаемый Алексей Анатольевич, вранье про болезнь, занятость адвоката в других процессах.  Если вопрос так и остался неясен (по вопросу  предмета регулирования), то скоро выйдет другой вариант этой статьи:))

          +2
  • 15 Января 2015, 12:40 #

    Юридическая действительность имеет множество парадоксов. Здесь и запрет на гонорар успеха, и запрет на требование адвоката об увеличении размера гонорара, например, при вменении подзащитному  дополнительных эпизодов…  не забываем и про запрет на рекламу.
    Игра же со стороны государства часто грязная и нечестная.

    +2
    • 15 Января 2015, 16:07 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, у Вас реальный взгляд на вещи, но чуток не до конца.
      У нас грязное и нечестное циничное государство-Всегда.
      Но данная публикация навеяла другие мысли.
      Рустам  Павлович справедливо отметил, что имеются противоречия и нестыковки в законодательстве РФ.
      Я бы посмотрел шире-ст.19 Конституции РФ-перед судом и ЗАКОНОМ все равны.
      Если один участник соглашения может расторгнуть соглашение а другой нет, значит из формулировки Все ,19 ст. исключены адвокаты, и Конституция содержит положение не соответствующее реальности, а попросту лжет.
      Кроме того в УПК прописана норма что у потерпевшего может быть защитником -кто угодно, а у обвиняемого ТОЛЬКО АДВОКАТ.Не юрист но адвокат.
      Я не ставлю вопрос, что у обвиняемого тоже надо кто угодно, но равенство подразумевает, что и у потерпевшего к защите надо предъявлять аналогичные требования.Т.Е только адвокат, а вот в суде уже у обоих кто угодно.
      Правда это тема уже для отдельной дискуссии.

      0
      • 15 Января 2015, 22:06 #

        Уважаемый Игорь Александрович, тонко замечено, надо вообще таблицу этих несостыковок составить…

        +1
        • 15 Января 2015, 22:36 #

          Уважаемый Рустам Павлович, это выстраданный вопрос. Меня банили на год за, то, что я в консультации он лайн на вопрос -суд отказал матери быть общественным защитником (она не свидетель по 51 ст.Конституции РФ) что делать -я предложил написать требование по ст.96 ФКЗ №1 с целью по ст.125 п.4 Конституции РФ.
          Меня забанили  и изменили ПС в он-лайн только юристы.
          Правда обратная сила -это уже другая ст.Конституции и кроме того мы в гостях на сайте а не в  гос учреждении.Хозяин имеет право гнать гостей, не объясняя причин
          свонего неудовольствия.
          Хозяин вправе гнать гостей и не обязан объяснять почему.

          0
  • 20 Января 2015, 18:43 #

    Мда...

    А разве адвокат не считается принявшим на себя защиту Клиента с момента подписания соглашения???

    Алексей Анатольевич может быть возможно перевезти данную статью в проф сообщество и уже там объяснить людям как это делается ???

    Если люди не платят то наверное просто надо им объяснить возможность замены, или переход на бюджет? нет ! 
    Думаю проблема есть, но данные мысли в настоящем правовом регулировании четку сформулировны в виде ограничения на отказ!


    0
  • 15 Февраля 2019, 12:15 #

    Уважаемый Рустам Павлович, статья интересная, актуальность проблемы никуда не исчезла за 4 года!
    Хотя определенные подвижки вроде есть.
    Позиция АП Москвы, по крайней мере, уже более адвокато-ориентированная.
    М.б. со временем и законодательно урегулируют этот вопрос?

    +1
    • 15 Февраля 2019, 13:58 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, на фоне таких инициатив как неуважение к власти  и отключение интернета, не думаю:)) Это  для них тонковато. Спасибо Вам за оценку моего скромного труда!

      +1

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Обреченные защищать» 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации