При первом знакомстве обращает внимание, что новый порядок вносит существенные изменения в Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Так из ныне действующего приказа исключен большой перечень повреждений, оценивающихся как тяжкий вред здоровью по квалифицирующему признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
Следует отметить, что введение в силу в 2008 году Медицинских критериев вызвало большие трудности в работе и экспертов, и правоохранительных органов. Провозглашенный в статье 3 УК РФ принцип законности предусматривает, что преступность деяния, его наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. При этом применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Однако этот основополагающий принцип, по всей видимости, не учитывался разработчиками Медицинских критериев, поскольку целый ряд содержащихся в них норм не соответствует ему. Так, абзац 2 пункта 6.11 Медицинских критериев предусматривает совершенно новый, неизвестный уголовному законодательству признак тяжкого вреда здоровью «значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, вызываемая независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи». При этом в пунктах 6.11.1 — 6.11.11 Медицинских критериев содержится перечень повреждений, которые надлежит квалифицировать как тяжкий вред здоровью по признаку, характеризующему исход травмы, независимо от того, наступит он или нет. Причем характер повреждений таков, что их исходом на современном этапе развития медицинской науки и практики при своевременном и правильном оказании медицинской помощи является выздоровление, т.е. значительная стойкая утрата общей трудоспособности фактическим не наступает. Об этом свидетельствует и клиническая, и судебно-медицинская практика.
Следует подчеркнуть, что УК РФ в ч.1 ст. 111 содержит норму, предусматривающую уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть. При этом значительная стойкая утрата общей трудоспособности предусмотрена законодателем в качестве обязательного признака объективной стороны состава преступления, т.е. реально наступившего последствия.
Кроме того, нынешние Медицинские критерии относят к опасному для жизни человека вреду здоровью, создающему непосредственную угрозу для жизни (т.е. к тяжкому вреду здоровью) целый ряд повреждений, которые ранее (до принятия Медицинских критериев) сами по себе к опасным для жизни повреждениям не относились и могли быть квалифицированы как тяжкий вред здоровью только при наличии угрожающих жизни явлений. Например, вызывает существенные сомнения с медицинской точки зрения в принципе сама по себе обоснованность отнесения к числу непосредственно создающих угрозу для жизни (без учета того, развились ли реально угрожающие жизни явления или нет) таких повреждений, как ранение щитовидной железы (п. 6.1.4 Медицинских критериев), перелом хряща гортани или трахеи (п. 6.1.6), пневмоторакс, гемоторакс, гемопневмоторакс без учета их степени выраженности (п. 6.1.10) и др. Не меньшее сомнение в обоснованности вызывает, например, отнесение потери одного яичка к «потере какого либо органа или утрате органом его функции» (п. 6.6.3). В то же время при травме глаза, обладавшего остротой зрения 0,7 с последующей его слепотой, повреждение не будет оценено как тяжкий вред здоровью (значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть).
Вышеизложенное свидетельствует о явном несоответствии ныне действующих норм Медицинских критериев принципу законности. Новый «Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» эти пробелы частично восполняет. Законодателю для понимания этого потребовалось 7 лет.
Также обращает внимание в обсуждаемом «Порядке определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» — это изменение процентов стойкой утраты общей трудоспособности в таблице Медицинских критериев. Они будут приведены в соответствие с таблицами для определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 70), сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 672).