Вопросы судебно-медицинской оценки тяжести вреда, причиненного здоровью человека по длительности расстройства здоровья рассматриваются в следующих пунктах Медицинских критериев:
7.1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) (далее — длительное расстройство здоровья).
8.1 Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно) (далее — кратковременное расстройство здоровья).
17. Расстройство здоровья состоит во временном нарушении функций органов и (или) систем органов, непосредственно связанное с повреждением, заболеванием, патологическим состоянием, обусловившее временную нетрудоспособность.
Пункты 7.1, 8.1, и 17 Медицинских критериев содержат медицинские характеристики юридического квалифицирующего признака «расстройство здоровья», определяя его как временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) и тем самым отождествляя медико-социальное понятие «временная нетрудоспособность» с классифицирующим признаком «расстройство здоровья».
Необходимо отметить, что указанное в Медицинских критериях определение понятия «временная нетрудоспособность» как временное нарушение функций органов и (или) систем, является эксклюзивным, и более нигде, кроме как в Медицинских критериях, не встречается.
Контентный анализ действующих нормативно-правовых актов позволяет определить временную нетрудоспособность как временную утрату способности работника осуществлять трудовую деятельность и четко определить условия её наступления.
[Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)
Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2011 N 21286)]
Согласно действующему законодательству, временная нетрудоспособность граждан может наступать как по медицинским показаниям (в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях), так и по социальным (при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка).
[ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)]
Определяя временную нетрудоспособность исключительно как временное нарушение функций органов и (или) систем Медицинские критерии не только меняют общепринятое смысловое наполнение понятия «временная нетрудоспособность», но и существенно сужают законодательно очерченные случаи ее наступления.
Помимо этого, использование в Мединских критериях определения «временная нетрудоспособность» приводит их в противоречие со Ст. 59. «Экспертиза временной нетрудоспособности» ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в которой указано, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом (сроком до пятнадцати календарных дней включительно), фельдшером либо зубным врачом (сроком до десяти календарных дней включительно), и врачебной комиссией (на больший срок).
Приводимое в Медицинских критериях определение временной нетрудоспособности как временного нарушения функций органов и (или) систем органов, не устраняет указанную юридическую коллизию, так как согласно действующему законодательству, временная нетрудоспособность может наступать, в том числе, в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями, при которых всегда наступают указанные нарушения деятельности организма.
Эксклюзивное определение понятия «временная нетрудоспособность» в Медицинских критериях приводит к конкуренции нормативно-правовых актов и к недопониманию положений Медицинских критериев как в экспертной, так и в юридической практике.
Необходимо также отметить, что согласно Главе 16 Уголовного кодекса Российской Федерации расстройство здоровья должно быть вызвано причиненным вредом здоровью, т.е. быть его последствием, однако, в п.п. 7.1. и 8.1. Медицинских критериев такого указания не содержится.
Медицинская характеристика юридического квалифицирующего признака «расстройство здоровья», приводится также в п.17 Медицинских критериев.
Контентный анализ показывает, что в п. 17 Медицинских критериев также не конкретизируется, должно ли расстройство здоровья быть вызванным причиненным вредом здоровью.
Приводимая в п.17 медицинская характеристика указывает исключительно на непосредственную связь расстройства здоровья с повреждением, заболеванием и патологическим состоянием, обусловившими временную нетрудоспособность, без указания на причиненный вред здоровью.
Но являются ли тождественными между собой медицинские характеристики понятий «повреждение», «заболевание» и «патологический процесс» и квалифицирующего признака «вреда здоровью»?
Основными медицинскими характеристиками квалифицирующего признака «вред здоровью», являются нарушение анатомической целости и физиологической функции органов и тканей человека, образующееся в результате воздействия факторов внешней среды (п.5 Медицинских критериев).
Понятие «заболевание» имеет юридическое наполнение, закрепленное в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.
Данное определение закрепляет общепринятую в медицинской науке норму, что не все заболевания являются последствием произошедшего в результате действия внешнего фактора нарушения анатомической целостности органов и тканей человека, развиваясь в результате индивидуальных особенностей организма (например, шизофрения, псориаз, гипертоническая болезнь и сахарный диабет, бронхиальная астма, склеродермия т.д.)
Медицинские понятия «повреждение» и «патологический процесс», в отличие от понятия «заболевание», не имеют правового наполнения, определены эмпирически и в медицинской науке не имеют единого определения.
Общепринято, что под термином «повреждение» в медицинской науке в целом понимают различные виды нарушений постоянства внутренней среды организма (нарушение анатомической целостности тканей и органов, патологические отклонения содержания в организме различных веществ, нарушения функций различных органов и систем), которые могут образовываться как в результате действия внешних факторов (раны, ожоги, переломы и т.д.), так и внутренних факторов (повреждение суставов при подагре, гипергликемическая кома при сахарном диабете, повышение артериального давления при гипертонической болезни и т.д.).
Медицинский термин «патологический процесс», также не имея единой дефиниции, в целом характеризуется как сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций, развивающихся под действием как внешних, так и внутренних патогенных факторов. Патологический процесс включает различные сочетания элементарных патологических реакций (воспаление, отек, полнокровие, повреждение тканей и т.д.) и не представляет собой определенную картину заболевания.
Следовательно, медицинские понятия, указанные в п.17 Мединских критериев (повреждение, заболевание, патологическое состояние), не являются идентичными классифицирующему признаку «вред здоровью», так как имеют различные, существенно отличающиеся между собой, медицинские характеристики.
Неопределенность понятий, применяемых в качестве медицинской характеристики классифицирующего признака «расстройство здоровья», а также отсутствие прямых указаний на причинную связь расстройства здоровья с причиненным вредом здоровью, создают условия для субъективного трактования п. 17 Медицинских критериев, и, как следствие, ошибочности определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью, что потенциально влияет и на уголовно-правовую квалификацию совершенного деяния.