
В публикации приведены основные данные относительно рассмотрения уголовных дел судами первой инстанции.
Пояснения представлены после таблиц.
Таблица 1. Уголовные дела

Таблица 2. Число лиц по оконченным уголовным делам

Таблица 3. Суд присяжных (по числу лиц)

Пояснение к приведенным сведениям.
1. Общее количество.
Ежегодно в суды общей юрисдикции в отношении около 1 млн. обвиняемых (подсудимых) поступает около 1 млн. уголовных дел, то есть пропорция уголовных дел и подсудимых лиц составляет примерно 1:1.
Из общего количества рассмотренных уголовных дел приговоры выносятся примерно в 73% случаев.
2. Общий и особый порядки.
2.1. Поступившие уголовные дела.
В особом порядке рассматривается около 65% поступивших уголовных дел, оставшиеся 35% рассматриваются в общем порядке.
2.2. Постановленные приговоры.
Около 88% приговоров постановлено в особом порядке, соответственно около 12% в общем порядке.
3. Иные решения помимо приговоров.
Примерно 23% уголовных дел прекращаются по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности, примирение с потерпевшим и др.).
Около 1% уголовных дел возвращается прокурору.
Около 1% передается по подсудности или подведомственности.
Около 1% рассматривается с применением ПММХ.
Итого, 73%+23%+1%+1%+1% = 99%.
4. Оправдательные приговоры и реабилитация.
В оставшемся 1% случаев уголовные дела прекращаются по реабилитирующим основаниям (отсутствие события либо состава преступления и др.).
Доля оправданных лиц судом присяжных составляет около 11% от общего количества лиц по уголовным делам такой категории, то есть суд присяжных оправдывает в 27 раз чаще, чем профессиональный суд (0,4%), что значительно ближе к среднемировым показателям 15-20%.
Существует мнение, что процент оправдательных приговоров необходимо считать не от общего количества итоговых решений по уголовным делам, а непосредственно от приговоров, причем приговоров, постановленных в общем порядке. C таким подходом нельзя согласиться в связи с тем, что при подобной методике подсчета не учитываются все виды принятых решений на стадии судебного разбирательства.
5. Суд присяжных заседателей.
Из около 1 млн. подсудимых судом присяжных рассмотрены уголовные дела в отношении 590 человек, то есть 0,0006 количества подсудимых (0,06%). Значение равное статистической погрешности.
Для сравнения. Судом присяжных рассматривается в США — около 4 %, Англии — около 2%, Франции — около 1% от общего числа направленных в суды дел. (2), (3). Сами по себе цифры незначительны, но при сопоставлении с приведенными данными (0,04/0,0006=67; 0,02/0,0006=33; 0,01/0,0006=17) различие весьма существенно.
В связи с изложенным уместно привести мнение заслуженного юриста РФ, судьи в отставке, 1981-2003 – председателя Санкт-Петербургского (до этого – Ленинградского) городского суда, профессора СПбГУ В.И. Полуднякова (4).
Этот суд нужен профессиональным судьям, прокурорам, адвокатам, органам следствия и дознания. Дело в том, что именно в суде присяжных наиболее ярко реализуется состязательность судебного процесса. И, соответственно, четко и однозначно высвечиваются как непрофессионализм, так и мастерство всех лиц и органов, причастных к расследованию и рассмотрению конкретного уголовного дела.
Он нужен, как парадоксально это ни звучит, противникам суда присяжных. Так как в его вердиктах порою выражается отношение простых граждан, как представителей общества, к исполнительной власти в лице правоохранительных органов. Это своеобразный индикатор реагирования на несправедливость или необъективность. Это сигнал о настроении в обществе и, в определенной степени, обозначение ориентиров в общественной и государственной жизни.
6. Резолютивная часть.
Таким образом, по итогам приведенных данных вполне корректным представляется следующее сравнение.
Среднестатистическая вероятность умереть от курения при выкуривании одной пачки в день (3Х10-3) либо от потребления алкоголя в малых дозах (2Х10-3) (5) примерно равна шансу, что по уголовному делу будет постановлен оправдательный приговор (4Х10-3) и несколько больше вероятности того, что уголовное дело будет рассмотрено судом присяжных заседателей (6Х10-4).
7. Причины.
Приведенные малые значения оправдательных приговоров, а также количества прекращенных уголовных дел по реабилитирующим основаниям, обусловлены комплексом причин. Среди таковых возможно отметить следующие.
7.1. Определенная, ведущая свое начало с советских времен, мотивированность судов на борьбу с преступностью, а не на объективное исследование обстоятельств уголовного дела. Следует обратить внимание, что суд не является субъектом криминологической деятельности. Суд является независимым арбитром, равноудаленным как от стороны обвинения, так и от стороны защиты. Поэтому обоснованным представляется направление развития уголовно-процессуального законодательства от обвинительного заключения в сторону уголовного иска, когда в судебном заседании не будет обвинителя и обвиняемого (подсудимого), а будут уголовный истец и уголовный ответчик.
7.2. Субъективный фактор в виде укоренившегося заблуждения о непогрешимости правоохранительной деятельности. Миф о том, что «органы не могут ошибаться». В качестве иллюстрации в данном случае возможно привести высказывание бывшего пресс-секретаря Мосгорсуда Усачевой А.А. (6)
Если бы, согласно судебной статистике, мы имели оправдательных приговоров столько же, сколько и обвинительных, наши следственные органы надо было бы разогнать, и как можно быстрее. Получилось бы, что человек незаконно подвергается преследованию, следствию и обвинениям в свой адрес. Потом испытывает на себе роль подсудимого, и в конечном итоге выигрывает у правоохранительной машины государства. То есть государство в лице следственного органа ошиблось, привлекая его к ответственности.7.3. Объективности ради необходимо заметить, что часть ответственности за приведенные значения лежит на системе организации защиты, в том числе по причине ненадлежащей профессиональной подготовки.
Около 2/3 случаев, когда приговоры постановляются в особом порядке, то есть защитительная работа сведена к минимуму и заключается в признании подсудимым вины и сборе положительных характеризующих материалов.
Кроме того, до сих пор не распространена автоматизированная система распределения уголовных дел среди защитников по назначению, что делает их в определенной степени экономически, а следовательно и процессуально, зависимыми от органов расследования.
Централизованная информационно-правовая работа в сфере защиты в уголовном судопроизводстве как таковая отсутствует, в отличие от прокуратуры, в которой постоянно и методично проводится мониторинг правоприменительной практики, издаются обзоры, справки и другие обобщающие материалы.
Зачастую государственные обвинители действуют в судебном заседании более организованно, подготовлено, их судебная речь отличается четкостью и структурной логичностью.
Перспективным в этом направлении представляется формирование юридических образований в виде адвокатских бюро, организационная структура которых может положительно влиять на качество защиты.
Источники.
(1) www.cdep.ru
(2) Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций, Мелехин А.В., 2012
(3) Салишева А.А. Социально-правовые препятствия функционирования суда присяжных. Пробелы в российском законодатеьстве. Юридический журнал.
Выпуск № 4, 2009.
(4) Санкт-Петербургские Ведомости. 31.03.2009. Нужен ли России суд присяжных?
(5) Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производственная охрана труда. – М.: Высшая школа, 1997.
(6) Приговор не по делу www.mos-gorsud.ru, 20.12.2011