Как следовало из пояснительной записки к проекту указанного закона, целью его внесения послужила необходимость установления общего порядка рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ, что обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использования поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение.
Однако, в НК РФ соответствующие изменения не внесены.
Ранее действовавшее законодательство содержало конкретный повод для проведения проверок по сообщениям о преступлениях анализируемой категории — материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ).
В соответствии со ст. 2 НК РФ властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в регламентации уголовно-процессуальных отношений; в случае коллизии законов закрепленный положениями ст. 7 УПК РФ его приоритет действует при условии, что речь идет о правовом регулировании именно уголовно-процессуальных отношений, поскольку уголовное судопроизводство представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования, юридической формой уголовно-процессуальных отношений является уголовно-процессуальное законодательство как отдельная отрасль в системе законодательства Российской Федерации, а установление новых норм, регламентирующих уголовно-процессуальные отношения, по общему правилу, — согласно самой сути и природе уголовно-процессуального закона — должно быть согласовано с УПК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации также подчеркнул, что приоритет УПК РФ перед другими федеральными законами не является безусловным, поскольку он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к числу последних относится и этот Кодекс), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года № 13-П, Определения от 8 ноября 2005 года № 439-О и от 2 марта 2006 года № 54-О).
Согласно ст. 36 НК РФ (Полномочия органов внутренних дел, следственных органов) по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (часть 1).
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (часть 2).
Таким образом, НК РФ не содержит положений, уполномочивающих органы внутренних дел на осуществление мероприятий налогового контроля.
Более того, анализ законодательства, полномочий полиции в сфере налогов и сборов, показывает, что у сотрудников полиции отсутствуют полномочия на инициативное выявление налоговых преступлений, в том числе, и в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Так, в соответствии с п. 33 ст. 11 Закона «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлялось право участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов.
В силу п. 35 этой же статьи, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЗ указанный пункт признан утратившим силу.
Федеральный закон «О полиции» также не содержит положений, предоставляющих полиции право проводить проверки в связи с имеющими сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Напротив, в силу п. 28 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право участвовать в налоговых проверках только по запросам налоговых органов Российской Федерации.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, полиция обязана направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств (п. 34 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).
Отсутствуют полномочия у полиции на выявление налоговых преступлений и в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (в рассматриваемом случае в силу п. 1 ч. 1 ст. 13 – органы внутренних дел), решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Поскольку, как указано выше, в соответствии Федеральным законом «О полиции» у полиции отсутствуют полномочия проводить проверки организаций и физических лиц при получении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 89 УПК РФ полученные результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов не могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.