Приходилось мне в своих делах сталкиваться с мошенниками, которые «рядились в овечьи шкуры» и пытались сдернуть денег с родственников моих подзащитных. Об одном таком случае на тему освобождения из СИЗО, который закончился как форменный анекдот, я писал здесь. Но вот случай, о котором я хочу рассказать сейчас, абсолютно не вписывается в рамки моего адвокатского понимания. Начну по порядку.
Защищал я молодого парня, обвиняемого в покушении на кражу автомашины, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Трое парней решили похитить дорогую иномарку, находившуюся в одном из автосалонов города Тюмени. Они долго готовились. Подробно разрабатывали план операции, как настоящие стратеги.
Парни изучили до мелочей работу автосалона, продумали возможность незаметного проникновения внутрь нужной машины, завода двигателя, возможность открытия наружных дверей бокса для выезда на улицу. В назначенный день все переоделись в униформу работников салона. Каждый четко исполнял выверенные и отработанные действия. И все у них шло хорошо.
Но вот два момента любители легкой наживы не предусмотрели. Когда автомашину, улучив подходящий момент, выгнали на улицу, и, казалось бы, дело сделано,- в баке кончился бензин, и авто встало в тридцати метрах от салона. А установленное возле бокса видео наблюдение холодно и четко фиксировало все происходящее. И, даже, несмотря на то, что «джентльмены удачи» успели унести ноги, к вечеру этого дня они все были вычислены и задержаны. Бывают иногда ситуации, когда полиция действительно работает эффективно!
Все были взяты под стражу. Обвинение по ч.3 ст.30, п.«в» ч.3 ст. 158 УК РФ. Следствие, затем суд. Родственники моего подзащитного боялись, что суд может назначить ему реальное лишение свободы. Была у него судимость, правда уже погашенная.… Закончился суд. Получил мой доверитель вожделенный условный срок. Но история на этом только начинается.
Огласив приговор, судья попросила меня зайти к ней в кабинет. По дороге она сказала, что нужно выяснить один вопрос: до нее дошла информация, что, якобы, я дал ей взятку за вынесенный моему подзащитному приговор.
«Судебное» заседание после приговора
Вместе с нами в кабинет судьи вошла помощник прокурора, поддерживавшая обвинение по этому делу. Надо сказать, что с этой судьей и с этой помощницей прокурора я участвовал в рассмотрении уже далеко не одного уголовного дела, и обе они всегда вызывали у меня большое уважение за объективность и действительно высокий профессионализм.
(Адвокат) Я понятия не имел ни о какой взятке. Откуда судья это взяла? Судья говорит, что деньги, якобы, для дачи взятки председательствующему по делу, были получены у матери моего подзащитного. Но я эту женщину в глаза не видел. Адвокатские услуги оплачивала жена доверителя, а с его матерью я не имел вообще никаких дел. Судья почему-то решила, что «развод» матери клиента на «взятку» судье, несомненно, дело рук адвоката. Кто же еще на такое способен? Ну, что же, давайте будем разбираться.
Пригласили в кабинет мать моего подзащитного. Женщина находилась в легкой эйфории, — сын только что получил условный срок, а вместе с ним долгожданную свободу. Она начала свой рассказ.
Недели за три до вынесения приговора ей домой звонит молодой человек, говорит, что есть серьезный разговор, дело касается ее сына, и предлагает встретиться. При встрече звонивший представляется помощником судьи этого суда и показывает документы работника суда на имя С. Молодой человек сочувственно объясняет, что дело тяжелое, и ее сыну «светит» реальный срок. Но ситуацию можно поправить. У него есть «выход» на судью, в производстве которой находится уголовное дело, и за «скромную» денежную сумму судья готова назначить сыну условное наказание.
Утопающий хватается за соломинку. Женщина была согласна на все. Разумеется, все это нужно было держать в строгой тайне и никому, даже адвокату, об этом не рассказывать. Помощник судьи определил дальнейший порядок действий. В назначенный день, в назначенное время к ней придет «курьер», заберет приготовленные деньги и «машина» будет запущена. Деньги она передала, как и было договорено, и успокоилась. И вот сегодня ее сын получил условное, а не реальное наказание.
Разбираемся дальше. Оказалось, что действительно помощник судьи С. работает в данном суде, но является помощником не нашей судьи, а судьи, сидящей в соседнем кабинете. Было решено пригласить С. к нам и послушать, что он расскажет. Но С. почему-то на месте не оказалось. Он, словно чувствуя опасность, просто растворился в терпком воздухе судебных коридоров.
Причем, этого человека я знал, часто соприкасаясь с ним по работе. Сначала С. работал следователем в отделе, потом перевелся в районную прокуратуру помощником прокурора, затем вырос до заместителя прокурора и вот почему-то перебрался в суд помощником судьи.
Слово взяла государственный обвинитель. Она рассказала, что действительно недели три назад С. приходил в прокуратуру, походил по кабинетам, подходил к ней, интересовался нашим уголовным делом и его перспективами, спрашивал, какое наказание будет просить обвинение.
Сомнений не возникало. За получением денег для «решения вопроса» у матери моего подзащитного стоял именно помощник судьи С.
Говорить начала судья и буквально огорошила нас следующей информацией. В отношении помощника судьи С. ушли документы в Москву на присвоение ему статуса федерального судьи… Она, конечно, постарается довести эту историю до руководства, может быть, еще удастся вернуть документы обратно.
Мы предложили женщине обязательно написать на С. заявление о совершении мошеннических действий в правоохранительные органы. ст. 159 УК РФ вырисовывалась здесь во всей красе. Но в тоже время все понимали, что доказать его вину в данном случае практически невозможно. Деньги передавались без свидетелей, да и то не ему, а другому лицу («курьеру»). Сам С., разумеется, сознаваться ни в чем не будет, а реальных доказательств, против него, практически нет.«Незнание закона не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто». Да и сама женщина совсем не горела желанием подавать подобное заявление...
Статус федерального судьи С. был присвоен и он приступил к работе судьей этого же суда.
P.S. Надо сказать, что у федерального судьи С. в процессах мне участвовать не довелось. И после этого случая больше я его вообще не видел. Но знаю, что судьей С. проработал недолго и был лишен статуса судьи за плохую работу. Кто знает, может и эта история сыграла свою роль в лишении С. статуса. Ведь система все-таки старается по возможности избавляться от подобных личностей, пока они не набрали силу. И прав был Маленький принц, считая, что баобабы нужно выпалывать пока они не выросли, иначе «беды не миновать».