Возьмем в руки калькулятор, и посчитаем.
275 рублей, — установленный п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 400, размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, за один день участия.
Чтобы его получить адвокат, у которого в текущем месяце было только одно судебное заседание вынужден потратить:
4 рубля, возьмем по аналогии со стоимость одной страницы документа изготовленного судом в соответствии с подпункта 10 п. 1 ст. 333.19, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ, за составление заявления о вынесении постановления об оплате труда адвоката.
8 рублей за составление заявления в управление Судебного департамента субъекта Российской Федерации и реестра к нему;
8 рублей за почтовый конверт;
около 33 руб. за оплату почтовых расходов при отправке заказным письмом с уведомлением;
около 70 руб. оплата за такси к суду;
35,75 руб. это 13% налоги на доход физического лица;
55 руб. в пенсионный фонд;
37 руб. за сверку (4 + 33);
Итого: 217,75 рублей.
Значит доход составляет 57,25 рублей (275 – 217,75)
Но не спешите радоваться, а как же принцип «время деньги». Из суммы оплаты труда адвоката обязательно следует вычесть время потраченное на посещение почтового отделения при отправке корреспонденции, при самых скромных замерах это займет 40 минут; время потраченное на получение причитающейся оплаты то же не менее 40 минут, у адвоката нет разделения времени на рабочее и личное; процент времени потраченного на включение полученной суммы на оформление декларации 3НДФЛ и прикладываемых в обоснование копий около 20 минут.
Итого 80 минут рабочего времени.
Применив требования ст. 139 ТК РФ оценим в 70 рублей.
Получается, что за получение указанной суммы адвокат должен доплатить 12,75 руб.
Округляем, и получается, чтобы получить 275 рублей, нужно потратить 300 рублей.
И это не предел, не включены в расчет расходы на телефонные переговоры т.к. они не носят постоянный характер, когда нужно ознакомиться с материалами дела, а секретарь забывает сообщить о том, что дано согласие на поданное заявление; не включена сумма за составление заявления об ознакомлении с материалами дела; не включены расходы и затраченное время в связи с составлением кассационной жалобы и амортизацию используемых технических средств.
Где-то здесь должно быть отражено, что адвокаты из собственных средств оплачивают курсы повышения квалификации, проезд, проживание.
Используя информацию о доходах государственных служащих Суда Югры содержащуюся на этой странице с поправкой на то, что из неё не видно за полный ли год работы указан доход служащего. Поэтому берем доход всех указанных, делим на количество служащих и дальше применяем методику, предложенную ст. 139 Трудового кодекса РФ.
Получается, что в день государственный служащий имеющий отношение к правосудию получает «грязными» 1 191 руб. или 1 036,17 руб. после вычета налога.
Вычтем из определенной среднестатистической налогооблагаемой заработной платы государственного служащего установленную расходную часть. Налоги составят, соответственно, 155 руб. и 238 руб. Стабильная часть, если не подымутся цены на бумагу, расходный материала и т.п., — 160,75 руб., получается 553,75 руб., после вычитания остается 637,25 руб. (1 191 – 553,75).
В проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке и размерах возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, рассмотрением гражданского дела, а также выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации» предлагают гораздо меньше.
Получается, что нормотворцы считают труд адвоката менее квалифицированным и ответственным, чем труд государственного служащего, не пытаясь оплату труда приравнять к оплате труда судьи или прокурора – равных участников состязательного процесса.
Учитывая требования предъявляемые Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» к человеку решившему посвятить себя адвокатской деятельности. В минимальный размер оплаты труда адвоката, помимо вышеуказанного, должны быть заложены расходы на повышение им квалификации, а это не менее 50 000 рублей за 5 лет.
После математических упражнений пословица: «Пили — веселились подсчитали – прослезились» напрашивается сама собой.
Проведя несложные математические расчеты по указанной методике, установим, что минимальная сумма оплаты труда адвоката должна быть не менее 2 200 рублей. За вычетом налогов и необходимых затрат получится сумма, которую можно признать приемлемой для минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, но ещё далекой до компенсации за эту же работу выплачиваемую судье и прокурору.
На адвокате также лежит ответственность за принятые судом решения (смог или не смог убедить судью) на нем еще и сбор обоснований своих аргументов, а их ему никто по телефонному звонку не приносит.
Общеизвестно, в каких условиях приходится работать адвокату в помещении суда. Отсутствует возможность в спокойной обстановке в специально выделенном помещении ознакомиться с материалами уголовного или гражданского дела. Приходится изучать дело на краю стола секретаря судебного заседания когда отвлекают посетители суда и переговоры секретаря по работе с другими лицами.
Не лучшие условия и у следователя (дознавателя) которые, как правило, делят кабинет с несколькими коллегами, и которым в это время нужно проводить допрос.
И во время этой катавасии нужно обратить внимание на правильность и законность документов в материалах дела, заметить нарушения прав доверителя, при необходимости составить ходатайство (действующим законодательством оплата ходатайства не предусмотрена в отличие от посещения обвиняемого в ИВС).
Эти условия не поддаются сравнению с теми, в которых предоставлены обвинению и суду. За вредность следует доплачивать, если нет средств на создание условий труда.
Никто из участников процесса (дознаватели, следователи, секретарь судебного заседания, помощник судьи, прокурор, судья) не платит за то, что выполняет работу, не обеспечивает за личные средства рабочее место. Чем мы лучше?
Из приведенного становится очевидным, что на данном этапе государство не заинтересовано в сильной адвокатуре и внимательном отношении адвоката к порученной работе.
До настоящего времени не решен вопрос о том, какая судебная инстанция должна оплачивать кассационную жалобу составленную адвокатом по назначении, т.к. действующий порядок требует рассмотрения и этого вопроса в судебном заседании, а как быть если обвиняемый уже этапирован и в отведенные сроки невозможно известить истца о дате и времени судебного заседания по заявлению об оплате труда адвоката в связи с поданной им кассационной жалобой.
Конституция Российской Федерации гарантировала, что любой труд должен быть оплачен… Вижу выход в том, что нужно по иному изложить нормы гражданского и уголовного процесса в части решения вопроса об оплате труда адвоката по назначению. Несколько интересных предложений видел в дипломных работах, оставляю право озвучить их за авторами.
Действующая система делопроизводства в судебных участках и судах не способствует ознакомлению с материалами уголовного или гражданского дела в удобное для адвоката время, приходится выждать процедуру регистрации заявления, согласования с судьей, да ещё и получить немотивированный отказ в изготовлении копий материалов дела с применением технических средств адвоката. Мне известно, что не во всех судах в сумму оплаты труда адвоката судьи включают день, когда адвокат знакомился с материалами гражданского дела, даже если он не совпадает с днем слушания дела.
Напрашивается вывод: существует циркуляр в судейской системе обязывающий экономить целевые средства, не могут самые образованные из юристов по своему желанию искажать постановление Правительства РФ. Эту практику иначе как дискредитацией программы оплаты труда адвокатов по назначению нельзя считать.
По каким то, известным только дознавателям и следователям, приметам до допроса в качестве подозреваемого усматривают, что у имеющего доходы гражданина нет средств для оплаты труда адвоката или что он при ознакомлении с материалами уголовного дела согласится на особый порядок рассмотрения уголовного дела.
Считаю, что наличие на руках постановления о назначении дежурного адвоката с момента допуска к делу позволит его обжаловать, что, в свою очередь, дисциплинирует дознавателя (следователя) и обяжет подозреваемого уважать труд адвоката. Хотя в стране, где быть бедным не зазорно, последнее не скоро возымеет нужный эффект.
Не секрет, что многие уголовные дела рассматриваются более одного месяца и, естественно, не раз бывают на проверке у начальника отделения и руководителя следственного отдела, но до настоящего времени никто из них не требует от подчиненных соблюдения требований абз. 2 п. 5 Постановления Правительства России от 04.07.2003 № 400, где сказано, что при длительном участии адвоката в качестве защитника постановление (определение) об оплате труда адвоката выносится ежемесячно (с учетом фактически отработанных дней).
Складывается мнение, что коллеги из следственных органов не осведомлены о решении арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-43 687/2009-61 -1003/61 -602 от 14.12.2010 по иску некоммерческой организации Коллегия адвокатов Курчанского района г. Челябинска к Управлению Внутренних дел по г. Челябинску о взыскании задолженности.
Проверяя материалы уголовного дела, прокуроры не требуют постановления об оплате труда адвоката работавшего по назначению, не включают расходы на оплату труда адвоката в гражданский иск.
Едва ли перечисленные должностные лица не знают о декларированных в ст. 37 Конституции Российской Федерации правах, и не беспокоятся об освоении специально выделенных средств, их целевом применении.
Менее чем символичная сумма, затраченная на оплату труда адвоката не позволяет государству тратить время своих служащих, чтобы потом изыскивать возможность удержать в доход государства 1 100 рублей (допрос подозреваемого, допрос обвиняемого, ознакомление с материалами дела, судебное заседание) с осужденного или ответчика.
На практике встречаются случаи когда следственные действия проводятся спустя несколько дней, а то и недель после возбуждения уголовного дела, отобрания признательного объяснения, в дежурство одного и того же адвоката до 5 ордеров выдавать приходится. Судьи грешат подобным, затягивают сроки назначения судебного заседания, чтобы пришел именно карманный адвокат. По этим делам не всегда выносятся постановления об оплате или не в полном объеме.
Дознаватель и следователь лишен права выбирать прокурора и судью, которым попадет расследуемое дело, поэтому при помощи надзора за назначением адвоката со стороны МВД РФ, СК РФ и суда следует отбить охоту назначать карманных адвокатов.
Считаю, что одним повышением минимального размера оплаты труда адвокат, даже предусматривающим индексацию пропорционально росту инфляции (МРОТ, прожиточного минимума) сложившуюся ситуацию не исправить, необходимо принятие нормативных актов вносящих изменение в гражданский и уголовный процесс, меняющих отношение правоохранительных органов к вопросу оплаты труда адвоката.
Необходимо обязать перед отправлением дела прокурору вкладывать в материалы уголовного дела копию постановления об оплате труда адвоката работавшего по назначению, с соответствующей отметкой о получении оригинала адвокатом и отметки бухгалтерии ОМВД РФ и СК РФ о принятии его к оплате.
Вменить в обязанность органам, занимающимся расследованием (дознанием) уголовных дел, до получения ордера от адвоката, вызванного по графику дежурства предоставить мотивированное постановления о назначении дежурного адвоката, с отметкой адвоката о получении в день предоставления ордера в материалах дела. Обязать дознавателей и следователей ежемесячно выносить постановления об оплате труда адвоката, направлять постановление в бухгалтерию для оплаты и адвокату для сведения. Обязать храниться в материалах уголовного дела копию этого постановления.
Мне кажется, что достаточно аргументированного письма ФПА РФ, чтобы внести изменения в инструкцию о делопроизводстве в судебных участках и районных судах предоставляю ей право выдачи уголовного/гражданского дела секретарем судебного заседания адвокату без регистрации обращения в канцелярии суда и визы судьи, также указать, чтобы при сдаче дела в канцелярию суда (судебного участка), где в качестве защитника или представителя выступал адвокат по назначению, обязательно было приложено постановления об оплате труда адвоката.
Здесь же указать судьям, чтобы назначали адвокатов согласно графика направленного из регионального подразделения АП субъекта РФ не адвоката дежурившего в день вынесения определения о назначении дела к слушанию, а дежурящего именно в день рассмотрения дела заблаговременно, не позднее чем за 5 дней до даты слушания дела, известив его об этом под роспись.
Статистические данные о количестве вынесенных постановлений об оплате труда адвоката, их соответствии действующему законодательству ФПА РФ имеет все основания получить через Верховный Суд РФ, МВД РФ, СК РФ. Они тоже заинтересованы провести работу в подчиненных им отделах и судах, рекомендовать включив вопросы, ответы на которые позволят увидеть подлинную картину исполнения Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 № 400.
Просьба подойти более серьезно при расчете минимальной суммы оплаты труда адвоката по назначению, чтобы после произведенных из неё необходимых удержаний действительно была оплата труда, и эта сумма не была ниже оплаты труда неквалифицированного работника правовой системы.
Получив финансовую и моральную поддержку от государства адвокат будет выглядеть не как бедный родственник в системе правосудия, а равноправный участник процесса с мнением которого нужно считаться.
Убежден, что повышение минимальной суммы оплаты труда адвоката не ниже чем до 2 200 рублей в комплексе с мероприятиями по приведению действующих нормативных актов в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» сделает положение адвоката вообще, и работающего по назначению в частности, престижным, а данное Постановление Правительства РФ и предлагаемый проект реально исполняемыми.