Грамота 9, Новгород, `1160–1180`, Раскоп Неревский, усадьба «Б»
От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Тут Василий был хозяин усадьбы, похоже, человек видный, например, он в отъездах давал ходзяйственные распоряжения своему управляющему, в том числе о продаже коня и покупке другого с перепоручением третьему лицу по отправке оплаты (грамота №160), что само по себе примечательный факт с юридической точки зрения. Вообще в те времена встречаются настолько многоходовые и сложные сделки и поручения, что просто диву даёшься. Из обычности таких сделок и больших расстояний, на которых эти хозяйственные поручения осуществлялись, следует и необходимость договоров поручения, а так же заступничества в случае конфликта. Наверняка при исполнении поручения где-то вдалеке возникал и соответствующий спор, для разрешения которого, неминуемо привлекался заступник, поскольку не всегда была возможность выехать на разбирательство в дальние земли. А в данном случае племянница Василия, Гостята, просит у Василия заступничества в сложной семейно-имущественной ситуации. Как и в грамоте №5 (смотрите ниже) видно обращение за заступничеством к лицу видному, имеющему определённый социальный статус (впрочем, в семейно-родственных отношениях такой уклад обычен и сейчас). Необычно сама ситуация, так как Гостята пишет, что её собственное имущество осталось за мужем, напомним, что в то время собственность супругов была разделена, а муж лишь управлял имуществом жены. В такой ситуации на муже Гостяты даже при разводе лежала обязанность содержать бывшую жену, так как он пользовался её имуществом и должен платить жене при разводе, либо вернуть имущество ей.
Грамота 5. Новгород, 1320–1340. Раскоп Неревский, усадьба «Б»:
Поклон от Давыда и от Есифа к Матфею. Постой за нашего сироту (крестьянина) — скажи дворянину Павлу, Петрову брату, чтобы грамоту (подразумевается: о закабалении) не давал на него.
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— О закабалении за долги писалось выше, грамота о таком закабалении могла быть выдана только уполномоченным должностным лицом после рассмотрения претензий кредитора и возражений должника, то есть, после суда.
Грамота 244, Новгород, 1400–1410, Раскоп Неревский, усадьба «Е»:
Замолвите слово за меня владыке, так как дела, а меня сейчас вызывают.
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Тут возможно две ситуации, или это был вызов в суд самого Владыки, или вызов в суд докладчиков. Во втором случае неявка грозила пошлинами за повторные вызовы, проигрышем дела при неявке и только владыка мог эти пошлины сложить. Вызов по иным гражданским делам (призыв на службу или иное) тут очевидно невозможен, так как Владыка в этих дела воли не имел.
А вот другое реальное письменное подтверждение помощи юридического характера, и хотя Есиф и Фома братья, но в те времена пособничество было во многом родственным явлением.
Грамота 13, Новгород, 1430–1450, Раскоп Неревский:
«Привет от Фомы Есифу. Что [касается того, что] тебя вызвал [на суд] Савва, то здесь суда нет»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
Как указано выше, в описании суда, неявка на суд грозила серьёзными последствиями, а ехать за тридевять земель тоже не свет. Потому эта грамотка очень важна была. Вообще это надо читать. Читать грамотки берестяные на сайте берестяных грамот, и читать их все. Аромата этого не передать. Там столько всего изложено — целый мир, который для юриста «очень вкусный» и полон размышлений. А потом и думаешь: «А что такое право? Ведь вот какая сложная и глубокая жизнь, и явно действуют сложные нормы, и все их знают, и блюдут, а в писанном законе ничего этого нет! И кто бы мог подумать о существовании такого сложного права без законодательства !?» Ну очень и очень интересно...
Вот ещё просьба о судебном заступничестве.
Грамота 302, Новгород, 1420–1430, Раскоп Неревский, усадьба «И»:
«… за Яковом-попом… Как, господин, позаботишься о моей голове, чтобы на меня не появилась (т. е. не была составлена) бессудная грамота? А я тебе, своему господину, низко об этом [челом бью]»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Видимо, какой-то должник утверждает, что долг не за ним, а за попом Яковом, должник обращается за заступничеством в суде, чтобы при его неявке не появилось бессудной грамоты (почему он не желает явить в суд и объясниться сам — не ясно, ситуации тут могут быть разные).
Интересный пример помощи, можно сказать, юридического характера в конфликте:
Грамота № 53, Новгород, 1320–1340, Раскоп Неревский, усадьба «А»:
«Поклон от Петра Марье. Я скосил пожню, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли. Спиши список (копию) с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы мне было понятно, куда поведет купчая грамота (т. е. как проходит граница купленной земли)»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— О порядке хранения важных письменных сделок и юридических актов писалось выше, очевидно, тут просьба связана с этим порядком.
Случай досудебных указаний по свидетельским показаниям, но и говорит о помощи при суде.
Грамота 25, Новгород, 1400–1410, Раскоп Неревский, усадьба «В»
«… свидетельское показание (“ухо”), [обращенное] к тебе с Василием Желудковым, то ты дай показания на суде. А на меня ссылайся в том, что ты опознал коня у немца и дал за меня свидетельское показание, а немец от себя обвинение отвел, а обвинил Вигуя (?). Так что ты, Григорий (или: ты Григорию) ...? На обороте: `… [не давай (?)] заранее рубля, заранее на меня не надейся»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
Опять просьба о заступничестве в конфликте, где ещё и явно предстоит суд.
Грамота №359
«Поклон от Парфения игумену. Господин, как я порядился, так и живу. А Василько село разоряет, вежу свез, три двери свез. А что касается [жителей] села, то он всем [им] грозится вызвать [их на суд] в Ладогу. Господин, позаботься обо всем этом»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Тут, конечно, жалоба исполовника владельцу земли (монастырю в лице игумена), но предстоит судебное разбирательство и личный интерес просящего очевиден. Напомню, что в Риме адвокты были поначалу тоже господа, то есть патриции, защищавшие своих когнатов, то есть население их общины, а чтобы защищать посторонних таковые должны были примкнуть к общинам данного патриция, то есть, стать клиентами, одарив самого патриция за это. В Новгороде видим очень похожую, но более развитую феодальным строем, ситуацию.
Грамота, фиксирующая особенности судопроизводства.
Грамота 154, Новгород, 1420–1430, Раскоп Неревский, усадьба «К»:
«Спросили праведчики Оманта [по поводу того, что] начал тяжбу Филипп с Иваном Стойком. [Омант сказал]: Я видел и слышал [то, что произошло] между Филиппом и Иваном. Дал Филипп Стойку три рубля серебром и семь гривен кун и коня. [Теперь] Стойко под клятвой рассчитается с посадником и с сотскими. Это происходило сегодня, на Пасху; это происходило на погосте, на торговой площади».
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Перед нами протокол судебного разбирательства. Праведчики — судебные должностные лица (могли действовать и как следователи и как судебные исполнители). Видимо проведчики ходили по базару и искали свидетеля, им указали такового и свидетель был тут же опрошен, а его показания записаны для суда.
Просьба о внесудебном (или досудебном?) заступничестве.
Грамота 67, Новгород, 1300–1320, Раскоп Неревский, усадьба «Б»:
«Поклон от Якова Василию и Васильевой жене. Иди, господин, к Тимофею: Жирослав бесчестит, да еще (?) дворян шлет ...»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
Староста выступает представителем в связи с податями перед господином.
Грамота 102, Новгород, 1340–1360, Раскоп Неревский, усадьба «Д»:
«Поклон от [… к… У таких-то] ты велел забрать хлеб, объявив их должниками, у Иванка уже три коробьи (букв.: одну партию в три коробьи) взял. Староста Олександрова погоста бьет [тебе] челом, чтобы ты, господин, [их] окупил (т. е. согласился бы взять за них выкуп) и условился бы [об этом] со мной. Если тебе [угодно (?)] их окупить, ты отошли… (может быть: хлеб назад)»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Грамота представляет собой письмо от ключника (управляющего) к феодалу. Суть конфликта, повидимому, состоит в том, что какие-то крестьяне решили перейти от феодала в Олександров погост, а он после этого приказал отбирать у них хлеб (должник не рассчитавшись по долгу с феодалом не может уйти от него). Староста Олександрова погоста пытается урегулировать конфликт, договорившись с феодалом о выкупе уходящих крестьян, видимо, в лице старосты крестьянская община заступается за своих.
Просьба получить вызов в суд (сам просящий, очевидно, получить его не может)
Грамота 385, Новгород, 1360–1380, Раскоп Неревский, усадьба «Д»:
«Поклон посаднику Онсифору. Если ты сейчас можешь (если тебе это сейчас удобно), позаботься о позовной грамоте ...»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— О механизме вызова в суд писалось выше. Из судной грамоты неизвесто, чтобы позовницу получил представитель, очевидно такое было возможно. Во всяком случае за явку лица в суд можно было выступить с поручительством, правда, при неявке вызванного такой поручитель терпел большие убытки. Вряд ли «позаботься о позовной грамоте» означает «возьми поручительство», просящий о поручительстве так бы и написал прямо. Скорее, тут представительство.
Грамота 502, Новгород, 1180–1200, Раскоп Троицкий, усадьба «А»:
«От Мир(о)слава к Олисею Гречину. Тут войдет Гавко-полочанин. Спрашивай у него, где он стоит на постое. Если он видел, как я Ивана арестовал, поставь его перед свидетелями, как он скажет (т. е. перед теми свидетелями, которых он назовет)»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— По конфликут связанному с полочаниным Гавко есть ещё грамоты, похоже, конфликт этот был значительный. Интересно в этой грамоте то, что Иван сам в суде отсутствует и просит задавать вопросы в его интересе, то есть, даёт указания о представительстве его интересов в суде.
Грамота 934, Новгород, 1180–1200, Раскоп Троицкий, усадьба «Т»:
От Домашки к Братиле. Иди немедленно в город: я выручил твоего (букв.: тебе) сына с Гавшей
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Текст грамоты позволяет предполагать как то, что Гавша действовал вместе с Домашкой, так и то, что он обвинялся вместе с Братиловым сыном; более вероятно первое (см. ниже). Как видно из № 803, Братила каким-то образом связан с Полоцком (хотя он сам не полочанин, а новгородец это ясно из языка грамоты № 803 и из того, что, обращаясь к Братиле, Домашка называет Новгород просто «город»). При получении грамоты № 934 он находится вне Новгорода (не исключено, что в Полоцке). Отсюда некоторая вероятность того, что Гавша это не кто иной, как Гавко-полочанин из грамоты № 502 (Б 93), и что в № 502 и 934 отражен один и тот же драматический эпизод: посадник Мирошка (Мирослав) арестовал Братилова сына Ивана на глазах у полочанина Гавка (Гавши). Его удалось освободить лишь благодаря активным действиям Домашки и свидетельским показаниям Гавка. После этого Домашка немедленно вызвал в Новгород Братилу: видимо, тот должен был вернуть заплаченные Домашкой за его сына деньги и, может быть, произвести какие-то дополнительные юридические действия.
Грамота 489, Новгород, 1320–1340, Раскоп Торговый,
«… от попа Моисею. Вступись [за меня (...), ради Бога]. Если даже тебе доведется понести [какие-либо] убытки (...), то это будет за мной. А дома ...»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Не просто просьба о правозаступничестве, но ещё и обещание оплаты за это.
Грамота 676, Новгород, `1160–1180`, Раскоп Троицкий, усадьба «З»:
«… [такой-то должен] три гривны — не прощай. Если же не отдаст, то веди [его] к старосте Якуну»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
— Это консультация о том, как поступить с должником, чтобы привлечь такового к ответственности.
Теперь, с позиции всех полученных представлений о новгородской бытности можно перейти к деятельности Климяты новгородского. В нескольких хронологически близких грамотах (№ 725, 531, 671), найденных на разных усадьбах Троицкого раскопа, фигурирует Климята, который предстает как домовладелец, человек со значительным общественным весом, способный оказать помощь в юридических конфликтах, имеющий доступ к архиепископу. Есть все основания полагать, что за этим именем стоит одно и то же лицо.
Необычны просьбы о правозаступничестве к Климяте. Они содрежат достаточно подробное описание самих дел, горячие призывы о помощи и показывают, что Климята был способен к помощи при конфликте и мог урегулировать вопрос с судебными властями. Если бы Климята просто имел возможность порешать вопрос, то не было бы необходимости описывать ему сам конфликт.
Грамота 531, Новгород, 1200–1220, Раскоп Троицкий, усадьба «Б»:
«От Анны поклон Климяте. Господин брат, вступись за меня перед Коснятином в моем деле. Сделай ему при людях [следующее] заявление о его неправоте: «После того как ты возложил поручительскую ответственность (букв.: поручительство) на мою сестру и на ее дочь (т. е. заявил, что они поручились) [и] назвал сестру мою курвою, а дочь блядью, теперь Фед (Федор), приехавши и услышав об этом обвинении, выгнал сестру мою и хотел убить». Так что, господин брат, согласовавши с Воеславом, скажи ему (Коснятину): «[Раз] ты предъявил это обвинение, так докажи». Если же скажет Коснятин: «Она поручилась за зятя», — то ты, господин братец, скажи ему так: «Если будут свидетели против моей сестры, если будут свидетели, при ком она (букв.: я) поручилась за зятя, то вина на ней (букв.: на мне)». Когда же ты, брат, проверишь, какое обвинение и [какое] поручительство он (Коснятин) на меня взвел, то, если найдутся свидетели, подтверждающие это, — я тебе не сестра, а мужу не жена. Ты же меня и убей, не глядя на Федора (т. е. не принимая его во внимание). А давала моя дочь деньги при людях, с публичным объявлением и требовала заклада. А он (Коснятин) вызвал меня в погост, и я приехала, потому что он уехал со словами: «Я шлю четырех дворян за гривнами серебра (т. е. чтобы они взяли положенный штраф)»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
Истолкованию отразившейся в грамоте ситуации был посвящен уже целый ряд работ. Одна из версий описанных событий такова. Пока муж Анны Федор был в отъезде, Коснятин потребовал от Анны и ее дочери заплатить долг Аннина зятя, утверждая, что они за него поручились. Анна и ее дочь отрицали это, но Коснятин угрозами всё же вынудил их заплатить. Дочь Анны при свидетелях выплатила эти деньги. Вернувшийся Федор выгнал за это Анну из дому, и она обращается за помощью к брату, чтобы тот доказал незаконность действий Коснятина.
Однако, А. А. Гиппиус предложил следующее истолкование ситуации. Дочь Анны в отсутствие своего мужа давала в рост деньги, порученные тому Коснятином. По ее недосмотру (она не настояла на получении заклада) одна из сумм оказалась утраченной (должник отказался возвращать ее, отрицая акт займа). Узнавший об этом Коснятин потребовал деньги с Анны, заявив, что она была поручительницей за своего зятя. Когда Анна отказалась отдать деньги, отрицая факт поручительства, Коснятин назвал ее и ее дочь (или, может быть, только ее) курвой-блядью. Вернувшийся домой муж Анны Федор, узнав об этом и полагая обвинение небезосновательным, пришел в ярость и выгнал жену из дома. Тем временем Коснятин вызвал Анну в погост для официального судебного разбирательства. Однако, когда Анна приехала в погост, Коснятин (уже?) уехал оттуда в Новгород, заявив, что посылает судебных исполнителей для взыскания долга.
И снова просьба о заступничестве, где Климята может помочь.
Грамота 725, Новгород, `1180–1200`, Раскоп Троицкий, усадьба «П»:
«От Ремши поклон Климяте и Павлу. Ради Бога, пусть кто-нибудь из вас (двоих) доберется до архиепископа; скажите архиепископу о моей обиде и о том, как я был бит и закован в кандалы. А я ему (т. е. обидчику) ничего не должен. Прошу же вас»
Текст грамоты.
Текст комментария к ней.
Кажется, личность Климяты известна и из других письменных источников, во всяком случае был именно в это время именно с таким именем и именно с такими социальными возможностями такой человек в Новгороде. Более того, известно, что человек этот был явно совестливый и известный многим, к нему явно должны были обращаться с просьбами о заступничестве. Новгородский Климята, живший в конце XII — начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «Купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал почитаемому всем новгородцами Юрьевскому монастырю.
Примечателен и сам источник сведений об этом житном человеке, это его завещание-духовная. Приведу этот документ дословно, так как удивительная судьба этого человека, его широкое поле деятельности, деловое и, видимо, душевное доверие, которым он пользовался при своей жизни, как в капле воды отразились в этом документе.
Не позднее 1270 г. — Духовная Климента
Подлинник на пергамене; вдоль верхней части левого края грамоты написано, по-видимому ранее остального текста: † Рукописанье †; на одной из наружных полос грамоты помечено: Климентово рукописанье. ГИМ, собр. Уварова, № 41/265.
Въ имя отця и сына и святаго духа. Се азъ рабъ божии Климянтъ (написано над строкою.) [даю] святому (Здесь и далее в скобках предположительные чтения поврежденных мест грамоты.) Гергью и игумену Варламу и всеи братьЪ, что възялъ ес[м]ь 20 гривнъ серебра на свои рукы святаго Гергья, было же бы ми чимъ заплатит[и]. Даю за все за то два села съ обильемь, и съ лошадьми, и съ борътью, и съ малыми селищи, и пьнь и колода, одерьнь святому Гергью; а заводникъ сусЪдъ мои Опаль. А Калисту есмь далъ Микшиньское село съ огородомъ и съ борътью. А Воинову сынови АнъдрЪю даю Самуиловьское село, и пьнь и.ду (На поврежденное место могла прийтись только одна буква; поэтому затруднительно принять общепринятое и оправдываемое вышестоящим текстом чтение: колоду.) и съ борътью; то же есмь не даромъ далъ, платилъ за мен[е Д]анило и Воинъ искупъ литовьскыи. [Во]лодиславу Даниловичю даю сивыи же[ре]бець, а Василю брату даю щитъ Въиновьскыи, оже Вельяминовьскыи жеребечь. [А] свою жену приказываю игумену Варламу и всеи (с вписано над строкой.) братьи. А и[з] свинеи из моихъ СамуилЪ даите боровъ лутьшии; а въ скотЪ, въ овцяхъ и въ свиньяхъ розделить съ женою моею наполъ. А жена моя пострижеться въ чернице, есть е[и] чимъ ся пострици, и дворъ городьскыи еи ж даю. А про се кланяюся игумену и всеи братье: а жена моя пострижеться въ чернице, то выдаите еи четверть, оть не будеть голодна; или того не въслушаеть, а нЪчто мЪншее дадите [163] еи. Хотя подо мн[ою] что останЪться, или лошакъ или оружье, то все даю святому Гергью. А про куны, чимь то ми ся было вамъ платити: въ купЪцьскомъ сътЪ у Фомы 8 гривнъ възмите, а у Борькы 4 гривне, у Фомы у Моръшня особьнеи 2 гривне безъ 2-ю ногату, а на поральское серебро наклада възяти Климяте на Борьке 13 ногате и гривна, а у Савиниця съимати Климяте съ Бор[ько]ю пять гривнъ, а въ томъ Борьке третина, а у КозЪ [у] Вьтъши 2 гривне Климяте възяти, а у Микиф[о]рц[я] 40 резанъ, а Жихневе… (Около 16 букв стерты либо совсем, либо почти совсем; читаются а… ь; общепринятое чтение: Жихневе даи… не оправдывается.) у Хотьвита взяти Климяте гривна солоныхъ кунъ, у [К]ъчьня полъгривны, у Къ. зя.а полъгривны, у Козельця с Ламлян[ы] полъгривны, на ДуранЪ 7 гривнъ, у Михальця полъгривне, у Еремея безъ 10 резанъ 2 гривне, у Гюрьгя 13 ногате, у Климяте гривна, у.тьше гривна. Или кто почнеть ся запирати того, тъ станеть со мною передъ богомь. А ты, Варламе, исправи, того же дЪля написахъ, занъ да не было у мене брата, ни сыну. Аже кто вьс[ту]пить на сю грам[от]у, да не со мною съ однымь станеть прЪ богомь, съ всимь моимь племенем[ь].
Вот таким он был человеком, при жизни имел широкие финансовые и торговые операции, был вхож к самому Владыке, заступался за людей. Брал и давал взаймы. Терпел и взлёты и неудачи и всё нажитое раздал людям да отдал на святое дело.
Вся совокупность фактов указывает на то, что мы имеем дело с действительным правозаступником, фактически, с первым известным адвокатом на Руси. Может быть когда-нибудь будет учреждена награда Климяты новгородского, которую будут вручать наиболее преданным и честным из адвокатов, беззаветно помогающим людям, живущим ради людей.