Территориальное устройство.
 
Основной и главной территориальной единицей являлся Господине Великий Новгород, который в целом понимался как «стол», то есть, главный, «престольный». Новгородская земля понималась, принадлежащей в целом Новгороду, но имела внутреннее территориальное деление на пятины, пять концов. Прежде всего, на пять концов делился сам Новгород, это: Загородский, Неревский, Людин, Славенский и Плотницкий. Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни, однако, до стен имелось деление на тысячи. СотнИ (ударение на последний слог) делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотнЯ и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.
 
По пятинам определялись и прилегавшие к Новгороду пять провинций, ближайшие к нему, например, Старая Ладога была пригородом в Водской пятине Земли Новгородской.
 
Кроме того, было деление на «посады», «концы», «улицы» или «ряды». Пригороды, такие как Ладога, Русса, Новый торг, Порхов, управлялись посадниками от «стола».
Волости или земли — провинции, которые понимались как возглавляемые пригородом, либо городом, если не принадлежали пригороду, то входили в пятины, либо были самостоятельными из-за удалённости, как, например, Тре или «Терский берег» на севере.
 
Когда Новые Луки и Ржев отказались платить из своей казны в Новгородскую, то Новгород их воевал. Разделялись волости также и по принадлежности к конкретному правлению. Так, различались волости новгородские, т.е. принадлежащие Великому Новгороду, волости боярские, волости св. Софии, — т.е. владычные, — волости монастырские и волости княжеские — иначе «князчина».
 
Погосты – территориально объединённый и под единой администрацией ряд поселений, это не современные «кладбища», здесь сохранился древний смысл от слова «гости», то есть место, куда вся округа приходит торговать с пришлыми купцами, а заодно справляются совместные празднества. Погост был в главном для округи поселении, которое понималось и как самостоятельное, например: «Тервенический погост». Сами провинциальные поселения управлялись посадником всей пятины, провинции, или имели собственного посадника, как, например, в Торжке, а могли и самостийность взять, как Псков, имели и своё управление в виде своего вече и старосты.
 
Территориальное устройство было в те времена связана и с делением населения на классы, поскольку неразвитость технологий вела естественно к привязке населения к определённой территории, а это предопределяло феодально-сословное устройство общества.  
 Основной единицей конечно была община, преимущественно крестьянская, но в городах так же сохранились остатки такого общинного устройства. Община формировала мужское ядро из мужчин родственников, которое именовалось «братчина». К слову сказать, «дружина» являлась в значительной степени противопоставлением «братчине», так как не была привязана к территории и формировалась не по родственному принципу, а по принципу набора лиц более приверженных к ратному делу. Руководил общиной сход, он же «вече». Кроме того, в общине избирался староста.
 
Традиционно любая славянская община делилась на «сотнИ», а те объединялись в «тысячи». Это, так называемый, военно-мобилизационный тип общества, остатки военной демократии. Такой порядок был необходимым и естественным, так как позволял быстро собраться в военный поход, но не только, по этому делению собирались и для массовых работ, распределяли общинные земли и угодья, а впоследствии возникали уже цеховые корпорации ремесленников и купцов.
 
В городах, соответственно, так же сохранялись братчины, как местные, внутри города, мужские собрания, так же были местные старосты, были тысячи и сотни. Возникли уже специализированные, связанные одной профессией сотни купцов и ремесленников.
 
Крупные вотчины имели собственную социальную структуру, управлялись своими туинами и отроками, то есть, служащими у землевладельца лицами. Феодалы имели и собственные воинские подразделения, это было необходимо, для того, чтобы держать в подчинении население обширных и отдалённых вотчин.
 
Мужчины образовывали и временные объединения, «дружины» в целях добычи полезных ископаемых, торговых или военных, а так же грабительских походов. Новгородцы часто промышляли ушкуйничеством, на лёгких судах, ушкуях, задолго до куликовской битвы они успешно громили по всему поволжью татарские города, брали Казань и Саркел, но так же не стесняясь нападали на города русские или черемисские.
 
Что касается семьи, то брак был церковным. Положение женщины было в значительной степени свободным, она самостоятельно наследовала, заключала сделки, владела и управляла своим имуществом. Собственность супругов понималась как раздельная, и имущество жены было только в управлении у мужа. 
 
Сословное деление.
 
Экономический уклад того времени естественно привязывал человека к определённой территории и к определённому роду занятий, отсюда и сословное деление феодального общества. Прежде всего, население делилось на горожан и селян. Горожане были основной группой, они, например, участвовали в Вече, хотя могли туда по важным вопросам и селяне заявиться.
 
Прежде всего, из горожан следует выделить бояр, как высшее сословие, владевшее землями и капиталом и ссужавшее купцов деньгами, либо товарами.
 
Следующим сословием были «Житьи люди» — это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей, иногда они пускались в торговлю, впрочем, и бояре этим не брезговали. Купечество делилось на гильдии, высшей из которых была гильдия Св. Иоанна именовавшаяся «Ивановское сто». Вступительный взнос в эту сотнЮ был очень велик 50 серебряных гривен в XII в. Это, очевидно, была корпорация богатых оптовых торговцев. Более мелкие розничные торговцы ассоциировались в другие известные как сотнИ. Именно эта низшая группа торговцев, именуемая купцами, упоминается в Новгородской судной грамоте 1471 г. после житьих людей.
 
В «чёрных людях», низшем городском сословии, числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, рядовичи (заключившие с феодалом «ряд», то есть договор, по которому служили).
 
Холопы, челядь – рабочее полурабство, возникало в силу невыплаты долга, пленения, преступления, добровольного поступления на службу, даже дворня (дворяне), в том числе такие высокопоставленные, как туины, понимались как холопы, поскольку за работу им не платили, трудились они за прокорм, однако дворню в отличие от других холопов нельзя было продать, так как холоп-должник, выплатив долг мог уйти.
— Рабы – общее название полностью зависимых, которых можно было продавать как вещь и убийство которых хозяином не преследовалось.
 
В селянах так же могли быть бояре, владевшие землями и в силу разных причин проживавшие преимущественно в селе, а так же были своеземцы (земцы) — не бояре, но люди, которые имели свою землю (отсюда и название), часто своеземцами были городские жители, приобретавшие двор, несколько дворов или деревеньку и сдававшие их крестьянам по исполовне, по сохранившимся спискам в земцах были и купцы, и дети попов, и чёрный городской люд, но земцами были и просто мелкие землевладельцы, сами обрабатывавшие свой участок земли.
 
Крестьянское же населении делилось на:
— Смердов – свободные крестьяне объединённые в общины, жившие на государственных землях и обрабатывавших эти земли;
— Половников, исполовников – крестьян, получивших ссуду, «покруту», от феодалов и работавших на его земле, плативших подати и несших различные повинности лишь в пользу феодала, отдавали половину дохода, «йсталу», за пользование землёй и орудиями;
— Изорников – от «орать» — пахать, половников, занятых хлеборобством;
— Огородников – половников, занятых огородничеством;
— Кочетников – половников, занятых рыболовством;
— Закупов – от «купа» – долг, бравшие долг и временно, до полной выплаты долга, попадавшие в зависимость от владельца земли, если закуп совершал преступление или сбегал, его обращали в холопство, в отличие от половников, для которых долг был дополнительным обязательством к пользованию имуществом, для закупа долг был основным обязательством;
— Одерноватые холопы – низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка, одерноватые, очевидно в силу прикрепления их к земле, дёрну;
 
Духовенство было хотя и автономно, но при этом не теряло связь со светом. Священники в Новгородской земле не образовывали особого сословия, избрать на должность попа могли и ремесленника, и купца, и житьего человека и крестьянина. Более того, посвященный в духовный чин человек не порывал с миром, продолжал заниматься прежними делами. Огромной была роль архиепископа, который имел собственное войско (владыческий полк) и слово которого было крайне весомо.
 
Особый класс составляло монастырское население, так как монастыри были крупными землевладельцами и имели автономное управление, сами разбирались с делами подчинённого им населения. В новгородской земле монастырей было больше, чем на всей Руси и они были самыми крупными землевладельцами. Когда Новгород уничтожался, а это произошло не сразу (уничтожение осуществлялось в несколько этапов на протяжении двух поколений московских князей) были уничтожены все новгородские монастыри, и только это позволило окончательно уничтожить новгородское государтсво. В чём тут секрет? Представляю читателю самому разгадать его, многих удивят те факты, которые откроются, а кого-то это заставит по иному взглянуть на роль религии и духовенства.
 
Отдельно следует сказать о народе Новгородской земли в общем. Люди эти были удивительные. Они освоили и продолжали постоянно осваивать неизведанные земли. Собирали и осуществляли далёкие экспедиции, встречаясь с ранее неизвестными народами, имели развитые ремёсла и торговлю. Были новгородцы в массе своей грамотны и просвещены, причём, очевидно, им приходилось овладевать многими языками, поскольку нужно было общаться и с купцами из других стран, и изучать языки тех народов, с которыми они встречались при освоении новых земель (находят берестяные грамоты писанные рунами и по-фински). Если кому-то будет интересно, отсылаю к изучению древнейшей из обнаруженных русских книг, так называемого «Новгородского кодекса». Книга эта позволяет понять, что знание и изучение языка не было для этих людей пустой забавой, а представляло собой подлинный научный поиск, обретение и всестороннее развитие собственной культуры.
 
В общем, можно сказать, что пресловутую «американскую мечту» и «общество равных возможностей» придумали вовсе не в США, а в Новгороде Великом. Это на самом деле «новгородская мечта». Население Новгорода было равным, даже в суде выступали как равные, в том числе и холопы. Были тут свои «ранчо» в виде усадьб и землевладений. Были предприятия, например большое количество домн для выплавки металла, солеварни, пивоварни и иные. О торговле можно не говорить, товарооборот новгородской земли в два раза превышал товарооборот остальной Руси. Были и свои «ковбои» — ушкуйники, свои «пионеры» — первопроходцы неизведанных земель, свои «индейцы» — местное население, которое тоже угнеталось, хотя и не уничтожалось в таких ужасных масштабах и не сгонялось в резервации, но жестокости были. Однако, любой новгородец мог сказочно разбогатеть, а равно потерять всё в одночасье.
 
Историческая версия возникновения новгородского государства такова: В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.
 
В данной версии предполагается, что до этого Новгород входил в Русь и подчинялся князьям. Однако это маловероятно. Вспомните как погиб князь Игорь, разорванный на две части древлянами из Искоростеня, восставшими против поборов, но это произошло в южном полесье, а северные леса были и есть тайга. Дело в том, что с хозяйственной точки зрения князю было не удержаться на новгородских землях. Это не южные лесостепи богатые чернозёмом. Даже в лучшие времена отряды бояр для сбора податей встречали существенные препятствия в виде сопротивления населения, претензий других бояр и их отрядов, ушкуйников и разбойников. Места тут до сих пор такие, что, зайдя в лес, можно из него не выйти, а в древности и того было страшнее, непроходимые болота, через лес можно только по тропинке пройти, тундра и озёра вперемешку со скалами. Природопользование требует большей заботы, и заставить просто так человека подчиняться сложно, он просто бросит всё и уйдёт за леса, болота, да горы. Только коллективная хозяйственная корпорация, объединённая интересом международной торговли, могла обеспечить тут цивилизационный подъём. По этой причине и князь тут был далеко не первым, хотя с точки зрения обеспечения власти необходимым лицом. «Земля наша обильна и богата, а порядка в ней нет» — вот вам и призвание варягов, корпорации потребовалось избавиться от внутренних раздоров, и когда это было осознано, нашли третейскую силу. События же 1136 года просто в очередной раз формализовали отношения с князем, показав его место, при этом очевидно, что социум уже настолько мощный, что способен выработать единую волю и диктовать свои условия. В это время была формализована и власть посадника, и функция вече.

(Продолжение следует)

Автор публикации

Адвокат Климушкин Владислав Александрович
Тамбов, Россия
Служу с 1992-го года, с 1995-го года адвокат. Всё время специализируюсь по хозяйственному праву. Остальное скажет практика, которую можно посмотреть на сайте.

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Lika, Климушкин Владислав, ak47, Горчаков Александр
  • 20 Мая 2012, 11:52 #

    Создалось впечатление, что люди были свободнее, чем мы при нашей демократии :)

    +2
    • 20 Мая 2012, 18:28 #

      Думаю, это только впечатление. Для определения степени свободы нужно определить влияние основной оппозиции «человек-природа». В те времена были периоды, когда половина населения Новгородских земель вымерла от голода, были и моры и страшнейшие усобицы. В наше время мы избавились от страха голода, причём избавились не так давно, а значит, мы свободнее.
      Хотя, по сравнению с государствами Европы народы Руси и России всегда были свободнее, обратное возникло только после 17-18 веков, так как мы не смогли создать развитый рынок и предпринимательство.  

      +1
  • 04 Июня 2012, 00:34 #

    «Итак, Новгородская псалтырь — самый ранний памятник церковнославянского языка русского извода. Написавший ее мастер почти наверное был свидетелем крещения Руси в 988-990 гг. Скорее всего, он был в это время еще мальчиком. Можно представить себе даже, что он был из тех детей, которых сразу после крещения Руси отдали в книжное учение и по которым матери "плакали как по мертвецах"

    »Сия книга псалтырь — сиротам и вдовицам утешение мирное, странничкам недвижимое море, детям рабов неосуждаемое деяние" :x

    +2
  • 28 Мая 2015, 19:01 #

    Уважаемый Владислав Александрович, интересно было прочитать ваш труд.

    Тот достоин иметь Отечество, кто знает его корни! :)

    +2
    • 29 Мая 2015, 19:25 #

      Спасибо, Александр Николаевич. Скажу больше, говорят, что история ничему не учит — дураков не учит, вот они и говорят…

      +3
      • 30 Мая 2015, 06:25 #

        Ну да...

        Сейчас дочитываю книгу «Святой Благоверный Великий Князь Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва».

        Должен вам сказать, воодушевляют подвиги предков!

        Дмитрию Донскому, по Благословению Сергия Радонежского, удалось сплотить русских (на тот момент втянутых в междуусобицы) и разгромить монголо-татарскую орду шедшую из степей на Русь.

        Вечная Память Героям!!!

        +2
          • 30 Мая 2015, 17:59 #

            "… Когда же собрались все люди, князь великий стал посреди них, плача и радуясь: об убитых плачет, а о здравых радуется. Говорил же: братья мои, князья русские, и бояре поместные, и служилые люди всей земли! Подобает вам так служить, а мне — по достоинству восхвалять вас. Если же сбережет меня Господь и буду на своем престоле, на великом княжении в граде Москве, тогда по достоинству одарю вас. Теперь же вот что сделаем: каждый ближнего своего похороним, чтобы не попали зверям на съедение тела христианские».
            ↓ Читать полностью ↓

            Стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивых тела брошены были зверям и птицам на растерзание.

            И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайте, братья, скольких воевод нет, скольких служилых людей». Говорит боярин московский, именем Михаил Александрович, а был он в полку у Микулы у Васильевича, счетчик был гораздый: «Нет у нас, государь, сорока бояр московских, да двенадцати князей Белозерских да тринадцати бояр — посадников новгородских, да пятидесяти бояр Новгорода Нижнего, да сорока бояр серпуховских, да двадцати бояр переяславских, да двадцати пяти бояр костромских, да тридцати пяти бояр владимирских, да пятидесяти бояр суздальских, да сорока бояр муромских, да тридцати трех бояр ростовских, да двадцати бояр дмитровских, да семидесяти бояр Можайских, да шестидесяти бояр звенигородских, да пятнадцати бояр угличских, да двадцати бояр галичских, а младшим дружинникам и счета нет; но только знаем: погибло у нас дружины всей двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч».

            И сказал князь великий: «Слава тебе, высший творец, царь небесный, милостивый Спас, что помиловал нас, грешных, не отдал в руки врагов наших, поганых сыроядцев. А вам, братья, князья, и бояре, и воеводы, и младшая дружина, русские сыны, суждено место между Доном и Непрядвой, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за землю Русскую, за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в сей жизни и в будущей!» И плакал долгое время, и сказал князьям и воеводам своим: «Поедем, братья, в свою землю Залесскую, к славному граду Москве, вернемся в свои вотчины и дедины: чести мы себе добыли и славного имени!"

            +3

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Климята первый известный адвокат на Руси. Часть 2.» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации