Хочу поделиться с вами еще одной историей о досудебном урегулировании спора. Хочу отдельно отметить, что данный клиент пришел ко мне именно с Праворуба после прочтения моих публикаций, что особенно приятно.
Итак, мне позвонила женщина и очень взволнованным голосом сказала, что ей срочно требуется консультация по наследственному вопросу, потому что истекает 6-ти месячный срок для принятия наследства.
Встреча была назначена на следующий день.
После изучения документов мной было установлено, что у моей клиентки умерла мама, наследником помимо нее является муж умершей (не отец моей клиентки).
Заявление о принятии наследства подали оба. У моей клиентки была проблема с родственными отношениями, которые не доказаны в виду того, что умершая состояла в браке несколько раз и всегда меняла фамилию при замужестве.
Один документ о смене фамилии был утерян.
Запрос в ЗАГС ничего не дал, нотариус предложил 2 варианта развития событий:
- Муж умершей подтверждает, что моя клиентка является дочерью умершей.
Это можно сделать при помощи нотариуса.
Согласно ст. 72 Федерального закона № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года Нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.
Если один или несколько наследников по закону лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, они могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства.
2. Моя клиентка обращается в суд за установлением факта родственных отношений.
Муж умершей категорически не соглашался признавать мою клиентку дочерью умершей, при этом всячески настаивал на том, что она должна отказаться от всего наследства. Такой вариант развития мою клиентку категорически не устраивал.
Она обратилась к юристам за составлением заявления в суд об установлении факта родственных отношений.
Юристы взялись за составление заявления и указали в нем заинтересованное лицо не другого наследника, а нотариуса.
Судья, ознакомившись с заявлением, оставила его без рассмотрения, указав на то, что нотариус не является заинтересованным лицом, и необходимо переделать заявление, указав наследника.
Именно на этом этапе произошло знакомство с моей клиенткой.
Доказательная база у нее была очень сильной, сомнений в том, что она является дочерью умершей не было никаких.
Передо мной встал выбор переписать заявление, указав при этом заинтересованным лицом другого наследника, либо пойти иным путем.
Мои размышления сводились к следующему, указав заинтересованным лицом другого наследника я мог попасть в весьма некомфортную ситуацию, что если наследник – заинтересованное лицо просто скажет в суде, что не согласен с установлением факта родственных отношений, то судья сразу нас направит в исковое производство (п.3 ст. 263 ГПК РФ), где помимо факта установления родственных отношений, нужно будет добавлять имущественное требование о признании права собственности в порядке наследования, что увеличило бы расходы моей клиентки на госпошлину.
Сначала я решил пообщаться с другой стороной – мужем умершей – отчимом моей клиентки. Я позвонил ему прямо при ней, разговор пошел в очень резких тонах, в результате которого, и вследствие наличия у меня и моей клиентки свободного времени, была назначена встреча через 2 часа.
Итак, через 2 часа мы сели в прямом смысле за большой стол переговоров. Я со своей клиенткой с одной стороны, а с другой муж умершей.
Разговор был достаточно жестким и откровенным. В ходе которого мной было сказано, что в случае нашего обращения в суд мы обязательно заявим требование о взыскании всех судебных расходов.
Наследник сначала все отрицал, а потом и вовсе стал говорить, что он не возражает против включения в число наследников моей клиентки, также он начал говорить, что нотариус ему об этом ничего не говорил. Я при нем позвонил нотариусу и попросил разъяснить сложившуюся ситуацию, а потом телефон был передан непосредственно другому наследнику.
Нотариус ему рассказал все тоже самое и ему ничего не оставалось, как признать нашу правоту, и мы все вместе отправились к нотариусу, где бывший муж подписал заявление о включении дочери в число наследников своей матери, впоследствии моя клиентка благополучно получила свидетельства о праве на наследство к имуществу умершей матери.
Таким образом, проблема клиентки, длившаяся 5,5 месяцев, была решена во внесудебном порядке в течение одного дня.