Живут себе люди и уголовные дела видят только по телевизору. И в полицию ходят только машину регистрировать, да паспорт менять. И вдруг случилось… Уголовное дело… следователь… задержание… обыск...
Что делать? Куда бежать? В сознании всплывает слово «адвокат». Они по телевизору видели… он защищает. Нужен адвокат! Срочно! Ведь задержанного сейчас, наверное, пытают… Убьют ведь… Как он там? К нему ведь не пускают… Адвоката пустят… Хоть узнать...
Срочно звонить знакомым! У кого есть адвокат?! Срочно кричать Яндексу и Гуглу! Адвокат нужен! Срочно!
Стоп. Давайте на этом месте сделаем паузу, в течение которой я вам объясню, что срочно адвокат вам не нужен.
Скорее всего (9 из 10 случаев) вы уже опоздали. Вашей вины в этом нет, ведь преступления часто случаются неожиданно. Или обнаруживаются неожиданно. И следователи с операми, которые всегда к бою готовы, и это их работа, реагируют моментально. А вы не готовы, и не готовились, и не собирались готовиться, надеясь (кстати, вполне обоснованно), что вас эти вопросы никогда не коснутся, как не касались они вас прежде, и как не касаются они ваших знакомых.
И потому следователь имеет преимущество стартовавшего раньше, и вам за ним не угнаться — не обманывайте себя. Зато дров можете впопыхах наломать столько, что всю жизнь будете себя винить.
Чтобы вам было понятно, я расскажу, как работает следователь. Если в двух словах, то по уголовному делу он работает очень плотно первые несколько дней и достаточно плотно последние несколько дней, а в перерыве между этими вспышками активности (перерыв может затянуться на сколько-то месяцев) он «балду пинает».
Активность следователя можно представить в виде графика, где «Y» отражает ее уровень, а «Х» — течение времени. Красной стрелочкой показан момент вашего включения в процесс. Вы видите, что «самое интересное» уже пропустили? Вы видите, что опоздали? Далее я расскажу об этом в деталях.
Следователь «закрепляется»
Так называются первые несколько дней его работы после задержания подозреваемого. Речь о закреплении доказательств. «Куй железо, пока горячо» — не следователями придумано, но успешно положено в основу их работы в этот период.
ОперА
Задержанного они притащили к себе в кабинет. Он сидит на стуле испуганный. Их много, они кружат вокруг него, как акулы, усугубляя его испуг до запредельных размеров доступными им способами. Его надо «расколоть», пока он «теплый». Необходимо его признание в совершении преступления и вообще максимум интересной им информации, которую с него в этом состоянии можно «скачать». Они приведут его к следователю не с пустыми руками — в его руках будет собственноручно им написанное заявление о явке с повинной.
Как они его «расколят»? Это зависит от степени их креативности, которая бывает очень разной. Наблюдая разные отделы полиции, я заметил, что начальники подбирают подчиненных по своему образу и подобию. Садист подбирает себе садистов, «артист» — «артистов».
Последние очень креативны, гордятся этим, их «творчество» положено в основу многочисленных сериалов, которые вы с удовольствием смотрите. Они мастера «разводок», способные задушевным разговором залезть задержанному «под шкуру» настолько, что он будет видеть в них лучших друзей, которые, разумеется, желают ему только добра. Этого «добра» они, кстати, и наобещают ему с три короба в обмен на сотрудничество.
Про садистов, я думаю, и без пояснений понятно. Пытать, может, и не будут, но «закошмарят» настолько, насколько нужно, чтобы получить от задержанного признание.
Бывает и комбинированный вариант, более известный, как сценка «злой следователь — добрый следователь». Первый «закошмарит» до дрожи, второй предложит «чай, кофе...», разве что без танцев, а также защиту от первого взамен на, опять же, сотрудничество, «полный расклад» и прочую «цветную» информацию.
Соблюдаются ли при этом права человека и прочие формальности? Нет, не соблюдаются. «На войне, как на войне», а опера действительно живут в состоянии войны. «Да, пусть не по правилам игра!» — вспоминаем известную песню любимой группы Президента РФ.
Но, между прочим, в 90-е, когда я был следователем, а РФ дружила с США, моего начальника отправили на обучение в школу ФБР (FBI), сеть которых по всему миру была призвана нести «свободные и демократичные» методы работы правоохранительным органам развивающихся стран, в числе которых мы оказались. Так вот первыми его словами по возвращении были: «Да у них все, как у нас!» И в качестве примера он привел правило американских копов как можно дольше под различными предлогами не допускать адвоката к задержанному.
И последнее про оперов. Их работа с задержанным длится не более нескольких часов. Этого вполне достаточно, чтобы получить от него признание. Или не получить и убедиться в бесперспективности этого направления («крепкий орешек» попался). Понятно, что вы в этот процесс вмешаться никак не успеваете — за эти несколько часов, даже если вам известно о задержании, совершить какие-либо разумные и эффективные действия с учетом стрессового состояния очень и очень сложно.
Исключения бывают, когда, например, по случайному стечению обстоятельств в числе ваших ближайших друзей оказался адвокат, готовый в любое время дня и ночи по вашему звонку, бросив все дела, пойти на приступ отдела полиции.
Следователь
После передачи операми задержанного следователю у последнего включается «счетчик» — начинают «тикать» 48 часов задержания подозреваемого, отмеренные ему статьями 22 Конституции РФ и 10 УПК РФ. За двое суток следователю нужно закрепить доказательства, покуда они свежие, и в первую очередь — признательные показания задержанного, предъявить ему обвинение и арестовать. Это будут тяжелые двое суток, отдохнет следователь потом...
Старт! Допросы подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, которых притащили опера, очные ставки… Закрепляются, закрепляются, закрепляются, чтобы потом никто со своих показаний не «соскочил». Потом подозреваемого — на место происшествия, где он под видео- или фотокамеру все покажет и расскажет: как и что делал, куда чего спрятал… Поди потом отвертись!
Обратно в кабинет к следователю. Предъявляется обвинение. Никчемное, «дежурное», просто чтобы было… Опять допрос, теперь уже в качестве обвиняемого. Масло масляное, но это все — доказательства, которые потом защите придется опровергать, а их уже вон сколько! Пока задержанный не «очухался», пока к нему не пришел хороший адвокат — надо «закрепляться». Образцы у него отобрать для будущих экспертиз: «пальцы», кровь, слюна, почерк...
Потом задержанного — в ИВС (изолятор временного содержания), который некоторыми «ветеранами» до сих пор по привычке называется «КПЗ». Там он немного отдохнет. А следователю не до отдыха, он готовит в суд ходатайство об аресте.
На следующий день — суд. Очень быстро задержанный превращается в арестанта, теперь его отправят в СИЗО на 2 месяца, которые потом при необходимости будут продлевать. Следователь дорабатывает недоделанное вчера. Всего лишь вторые сутки идут, а у него на столе уже основательный томик уголовного дела. Основные доказательства уже собраны, осталось провести экспертизы (а они только в кино делаются «прямо сейчас», а в жизни это займет несколько месяцев), отправить запросы и получить на них ответы (тоже времени требует).
Все, следователь переходит в стадию «спячки» — ту самую, начало которой на графике (см. выше) отмечено красной стрелочкой.
Вы и ваш адвокат
Вы к этому моменту в лучшем случае только нашли хоть какого-то адвоката, а в худшем до сих пор не можете прийти в себя.
«Срочный» адвокат
Если адвокат вами найден, он идет к следователю. А следователя… нет. Он спит. Он очень устал за эти двое суток и с чувством выполненного долга ушел отдыхать. Уже «шапочный разбор»...
И что это за адвокат? Где вы его нашли?
Хорошие адвокаты заняты — как минимум на несколько дней вперед их график расписан. Хороший адвокат вряд ли поедет штурмовать отдел полиции по вашему звонку, не заключив с вами предварительно соглашение и не получив предоплату. Кстати, хороший адвокат предоплату берет за редким исключением в размере 100% и со ссылкой на закон может вам объяснить, почему он так делает. А если не может — вряд ли это хороший адвокат (возьмите это на заметку как тест на знание уголовно-процессуального закона).
Беда, если вы нашли «срочного» адвоката на одном из сайтов, где обещают 100-процентный результат, работу 24 часа в сутки 7 дней неделю, а страницы сайта украшают пожилые мужчины с благородной сединой в дорогих костюмах и со сложенными на груди руками. И все это не задорого…
Это сайты-«лохоловушки». Они рассчитаны на глупых перепуганных людей, лихорадочно и беспорядочно ищущих «срочно-адвоката». Вместо благородных мужей вас там встретят весьма сомнительные персонажи, которые уголовных дел в руках не держали, зато отлично сумеют выпотрошить ваши карманы.
Успокойтесь, включите голову, и все вам станет понятно. Можете развлечения ради ткнуть правой кнопкой мыши в «благородного мужа» на таком сайте и воспользоваться поиском изображения — вы увидите, что этот дяденька украшает многие сайты, преимущественно зарубежные. Потому что он — фотомодель, которая никогда о вас не узнает и не сможет вам помочь. Не будьте лохом!
Дежурный адвокат
А вы знаете, что в деле уже есть адвокат? Это назначенный следователем дежурный адвокат. По другому их называют бесплатными или государственными.
Сейчас следователи без адвоката с подозреваемыми и обвиняемыми уже не работают. В теории это выглядит как защита прав задержанного: вы еще не позаботились о нем, не нашли ему адвоката, а государство уже позаботилось. На практике же это порой легитимизация любых безобразий следователей и оперов. Они как угодно могут нарушать закон и прикрывать эти нарушения присутствием адвоката: какие нарушения? о чем вы? вот же адвокат участвовал в следственном действии! как это его там не было? кто вам сказал такую чушь? вот же его подпись на протоколе!
То есть — да, назначенный адвокат — это беда нашего уголовного процесса. Часто имеет место просто преступная «спайка» адвоката со следователями и операми, таких адвокатов называют «ментовскими» или «положняковыми». Но не всегда.
Есть вполне добросовестно относящиеся к своим обязанностям дежурные адвокаты. Хотя бы откровенного беззакония в своем присутствии они не допускают. Полноценно защищать они при этом тоже, сказать по правде, вряд ли будут. Но я уже бываю благодарен таким адвокатам, если, вступая после них в дело, вижу, что они научили подзащитного воспользоваться статьей 51 Конституции РФ, давая мне тем самым возможность начать работу с чистого листа.
А бывают среди них и вовсе приятные исключения, отрабатывающие по назначению настолько же, насколько работают за деньги от клиента. Таким адвокатам — низкий поклон. Как правило, это или «подвижники», мотивированные идейными соображениями, или начинающие адвокаты, зарабатывающие себе репутацию. Быть может, вам повезло с дежурным адвокатом, и не стоит «искать добра от добра». Но повторюсь, такие исключения из общего правила встречаются нечасто.
Делаем правильные выводы
Итак, давайте подведем итоги. Главный вывод — срочно адвокат вам не нужен. Куда вы должны были опоздать, вы уже опоздали, и это было неизбежным. Важно теперь успеть туда, куда успеть еще можно и куда успевать нужно. А это уже не срочно. Есть возможность успокоиться и сделать выбор спокойно, трезво и рассудительно.
Посмотрите еще раз на график, который я так старательно рисовал. Давайте представим расследование уголовного дела в виде футбольного матча, состоящего из двух таймов и перерыва между ними. Таймы, первый и второй — это периоды активности следователя в начале и в конце расследования, а между ними — перерыв.
Первый тайм вами проигран, и, повторюсь, избежать этого было нельзя — вы оказались застигнуты врасплох.
Более-менее вы пришли в себя к концу первого тайма. Это поздно. Вы лихорадочно ищете адвоката, неумело уворачиваясь от «лохоловушек», но для чего? Перерыв уже… Нет, им пренебрегать нельзя, во время него тоже работа ведется, а потому чем раньше вы найдете адвоката, тем лучше. Но не сломя же голову!
А потому успокаиваемся и ищем не кого побыстрее, а кого получше. Кто во втором тайме сможет отыграть проигранное.
А сможет ли отыграть? Ведь вон же — за пару дней следователь фактически слепил дело… Хороший адвокат сможет. Может быть, не все, но часть получится отыграть, а если эта часть равняется нескольким годам тюрьмы — оно уже того стоит. О работе адвоката во втором тайме — в моей статье «Ознакомление адвоката с уголовным делом — это конец или только начало?»
И последний вопрос: как же найти именно хорошего адвоката? По этому вопросу есть много статей. Быть может, они вам помогут. А есть еще, как говорил герой М. А. Булгакова профессор Преображенский, «здравый смысл и жизненная опытность». Адвоката вы выбирать не умеете, но ведь выбирали же вы себе стоматолога, автомеханика, педагога своим детям и других специалистов. Вряд ли мы, адвокаты, сильно от них отличаемся. Тоже, вроде, люди...
А потому все у вас получится. И — не унывать! Ибо тяжкий грех.