Это приключение — из тех, что мне совсем не нравятся. Это когда надо срочно кого-то спасать. И еще… Я не люблю такие адвокатские слова как беспредел или произвол, но вот это было — самое оно.
На 9-м месяце расследования уголовного дела я заключил соглашение с подзащитной. Накануне ее сильно одолевали полицейские, посылаемые к ней следователем СКР, у которой сроки уже «горели». Во что бы то ни стало той хотелось отловить обвиняемую, быстренько предъявить ей обвинение с дежурным адвокатом и так же быстренько провести ознакомление с делом. Очень быстренько, потому что сроков на и без того затянувшееся расследование уже нет. А пойти их продлевать — это гарантированно получить по шее.
Обвиняемая же в это время болела дома. Дверь оперативникам не открывала, а следователю сообщала, что больна. А когда выздоровела, то ее уже никто не одолевал, и она спокойно встретилась со мной и заключила соглашение. Мы решили, что сроки расследования или все-таки продлили, или приостановили, а потому беспредельничать никто не будет, и мы сможем провести следственные действия так, как положено по закону.
В четверг днем я позвонил следователю, представился и спросил, ну когда уже мы начнем работать. Следователь обрадовалась, что обвиняемая наконец-то выздоровела и предложила согласовать дату и время предъявления обвинения. Поскольку, повторюсь, была середина четверга, а пятница у меня была занята, то решили начать с понедельника. В 15 часов. Очень мило, то есть, поговорили. Обвиняемой я сказал, чтобы готовилась на понедельник, к 15 часам.
Однако, в четверг вечером она мне перезвонила и сообщила, что задержана полицейскими, и те уверяют, что она в розыске, и намереваются доставить ее к следователю.
Я тут же звонить следователю: что за дела? мы же договорились на понедельник! Следователь спокойно мне прокомментировала, что да, обвиняемая в розыске и сейчас будет задержана. Я предупредил следователя об уголовной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 301 УК РФ, за заведомо незаконное задержание и попросил не делать глупостей, вручить обвиняемой под расписку повестку на понедельник, как мы договаривались, и отпустить с миром. Потом вдогонку я следователю еще несколько СМС-ок того же характера отправил с советом не подставляться.
Однако следователь оказалась, видимо, непуганая (потом я убедился, они там молоденькие все работают и долго не задерживаются) и потому отправила мою подзащитную в камеру. Это была ночь на пятницу.
Я в этом участвовать не мог, потому что находился за 150 км от места происшествия. Все инструкции я давал подзащитной по телефону, пока его у нее не отобрали. А утром в пятницу уже был в суде, где должен был рассматриваться вопрос о ее заключении под стражу. Нашел дежурную судью и устроился под ее дверями в ожидании. Ждать пришлось весь день в 30-градусную жару, от чего к началу судебного заседания в своей адекватности я уже уверен не был.
Судебное заседание началось после 19 часов, когда коридоры суда уже опустели, а их обитатели разъехались по дачам. Охлажденный кондиционером зал меня немного отрезвил, но окончательно в чувство привел вид появившейся судьи (до этого момента я ее ни разу не видел). Сильная, резкая, властная, разбирающаяся в предмете и потому, наверное, способная на поступок. Ко мне стала возвращаться до этого потерянная вера в человечество.
Сначала судья строго расспросила следователя обо всем. Зачем, мол, арестовывать? А та ответила, что обвиняемая препятствует расследованию, не являясь по вызовам, а «больничный» ее, по заключению врача, не препятствует участию в следственных действиях. Прокурор, как всегда, многословием не отличалась: прошу, мол, удовлетворить ходатайство следователя.
Пришла моя очередь. От задора меня уже распирало. Потому что, действительно, такого беспредела за 20 с лишним лет работы по уголовным делам я еще не видел, а главное — судья внушала доверие, она была тем человеком, с которым можно было (имело смысл) разговаривать. Дальше меня уже несло, я разве что по столу кулаком не стучал.
Сначала я рассказывал, что следователи (а их сменилось штук пять) заволокитили дело, а теперь хотят по-быстрому, выкрутив обвиняемой руки, закончить расследование, иначе им — хана.
Потом я рассказывал, что истории следователя про неявки обвиняемой по вызову — вранье. Потому что:
- вызовов не было: для предъявления обвинения не вызывают, а заблаговременно о том извещают (ч.2 ст. 172 УПК РФ) для подготовки к защите, и делается это повесткой, которой целая статья в УПК РФ посвящена (ст. 188 УПК РФ); где «корешки» повесток? где почтовые квитанции? почему нам следователь вместо этого подсовывает картинки из своего смартфона о переписке с обвиняемой? для кого эти «комиксы»? УПК вообще еще существует или уже нет? и вот приобщите, пожалуйста, ходатайство обвиняемой, месяцем ранее поступившее в отдел СКР с просьбой выполнять все эти требования закона.
- для неявки были уважительные причины — болела она, и вот приобщите, пожалуйста, копию «больничного».
А потом я рассказывал, как заключал с подзащитной соглашение и как созванивался со следователем за несколько часов до задержания и договорился о встрече в понедельник, о чем следователь в суде умолчала.
И самое, на мой взгляд, главное. Я рассказал, что мою подзащитную в принципе задерживать было нельзя. Потому что закон разрешает задержание подозреваемого (ст. 91 УПК РФ и далее), а она-то — обвиняемая. То есть, применена аналогия закона, категорически запрещенная в уголовном процессе. Уголовно-процессуальный закон как самый строгий закон, разрешает делать только то, что в нем прямо прописано. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. В противном случае мы завтра увидим протокол задержания свидетеля или потерпевшего, потому что они тоже, видите ли, не являются к следователю.
Итого (я заканчивал): задержание было абсолютно незаконным, в результате чего человек почти на сутки был лишен свободы, далее — про конституционные права… В общем, обвиняемую немедленно освободить, а следователя послать учить УПК.
Когда мы ждали решения суда, я подзащитную готовил к жизни в СИЗО на ближайшие полгода, заставлял обсудить все необходимые вопросы с родственниками, которых она теперь нескоро увидит. Почему я так думал? Потому что слишком часто в глазах судьи мы читаем: "да все я, конечно, понимаю, но..."
И тем не менее, это произошло: «Из под стражи освободить!» И как же приятно, задав конвоирам вопрос: «А можно, мы с вами на лифте поедем?», услышать ответ: «Нужно». И улыбка на полицейском лице...
Судье мы тоже успели спасибо сказать, когда внизу в вестибюле она мимо нас пробежала, покидая здание суда. Уже темнело, шел десятый час июньского пятничного вечера. Запишем и запомним — Репникова Наталия Владимировна, Симоновский районный суд г. Москвы.
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
| 1. | Постановление суда | 5 MB | 87 |
Уважаемый Олег Витальевич, аплодисменты, аплодисменты и еще раз аплодисменты!
Комментировать нечего. Респект Вам, в первую очередь и судье за принципиальную позицию!
Уважаемый Олег Витальевич, просто отлично! (handshake). Как назвать следователя, которая не держит слово? Ну вы сами знаете...:)
И самое, на мой взгляд, главное. Я рассказал, что мою подзащитную в принципе задерживать было нельзя. Потому что закон разрешает задержание подозреваемого (ст. 91 УПК РФ и далее), а она-то — обвиняемая.Уважаемый Олег Витальевич, они там вообще начальством не контролируются? (gun)
Судья, конечно не учла изложенные доводы, но вроде как решался вопрос об изменении меры пресечения. А вопрос о законности задержания является не основным. Но, это сыграло свою и не последнюю роль.
Уважаемый Сергей Равильевич, я давно не работал на этом самом нижнем этаже СКР. А сейчас заглянул — там ад реальный. Молоденькие девчушки молотят по 12 часов в день как вьетнамцы на подпольной швейной фабрике. Только и успевают, что шить. Кто выдыхается — вышвыривают. Там работать некому реально. А вал дел идет. Худо-бедно они его обрабатывают и побыстрее в суд (палочную систему никто не отменял). Безмозглый конвейер. Страшно смотреть, во что превратилось прокурорское следствие, в котором я когда-то работал. И обидно.
Уважаемый Олег Витальевич, за то у СК в социальных сетях красота — то ветеранов навещают, то кадетские классы открывают. А в жизни, да, у нас в СК такая же картина — молоденькие девушки уже старшими по ОВД работают. Не успеваем знакомиться((
Уважаемый Олег Витальевич! Действительно, красиво. СКР вообще поражает. У нас в нем работают одни практиканты, текучка бешеная. Цель одна — быстрее «засунуть» дело в суд, а дальше трава не расти. А 237-ая? Практически не действует…
Уважаемая Екатерина Сергеевна, да, я слышал, что в некоторых регионах 237-я работает как-то не очень. В Москве и Подмосковье работает. Тьфу-тьфу-тьфу…
Пардон, недопонял: а при чём здесь «можно-нужно» с конвоем? Конвой это предмет мебели: промежуточный судебный акт изготавливается сразу, сразу же вручается конвою, а задержанный освобождается прямо в зале суда...
Странные порядки у вас в Москве...(giggle)
Уважаемый Виталий Валерьевич, наручники после суда не надевали, но забрали с собой за вещами. Потому что она была уже с вещами для отправки в СИЗО. Отдали вещи, получили все необходимые расписки, только после этого попрощались.
Уважаемый Олег Витальевич,
ясно...
Так тоже бывает...
Я просто обычно клиента спрашиваю: «Сразу домой, а потом за вещами, или за вещами сначала заедешь»? У меня за вещами, обычно, потом идут.
Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за великолепный пример эффективной работы адвоката в интересах доверителя! (handshake)
Самое страшное в этой, и не только в этой, ситуации в том, что следователи уже повсеместно и регулярно, уже не ошибки допускают, а попросту игнорируют нормы УПК, и что ещё страшнее, многие судьи тоже перестали обращать на это внимание, и не появись Вы в суде, всё могло закончиться совершенно иначе.
Уважаемый Иван Николаевич,
Прокуроры, следователи, дознаватели, ППСники и пр. именно потому и игнорируют нормы УПК и профильных законов, что суды их повсеместно «покрывают», относя вопиющее попрание законов к «милым шалостям» и «незначительным шероховатостям».
Уважаемый Виталий Валерьевич, идем дальше… А судьи это все покрывают до тех пор, пока пипл хавает общество это устраивает (Голунов упомянут неслучайно). В том числе адвокаты-51-подписанты, которых в данном конкретном деле сменилось едва ли не десяток. И только некоторые проявили принципиальность, но и та выразилась лишь в бегстве со следственного действия, на котором творился беспредел. Хотя и за это им спасибо. Хотя бы не подписались.
Уважаемый Олег Витальевич, все так и есть..
Как то давно в неформальном разговоре с судьей тот пожаловался на то, что качество работы следователей и их профессиональный уровень упал ниже некуда..
На что он получил мой резонный вопрос:
— но вы же все это покрываете?
Не признаете доказательства недопустимыми, не возвращаете дела по 237-й, когда для этого целый букет поводов и оснований, накладываете арест на имущество, которое является собственностью тех, кто вообще далек от обстоятельств расследуемого дела...
Вот и избаловали следователей до такой степени, что они просто уверены, что в суде «все прокатит»
Уважаемый Олег Витальевич, боюсь Вы абсолютно неправы. Подавляющее большинство судей встроены в эту систему, как ее составная и неотъемлемая часть. И на общество им всем плевать: мы и они — две разные части населения. Вот как конвой и арестанты… И Голунова выпустили просто по той причине, что это был «частный», так сказать, «заказ». Причём, заказ мелкого клерка, который не по чину замахнулся и в неудачное время.
За Голунова дополнительный лайк. (hi)
Уважаемый Виталий Валерьевич, и он, и моя подзащитная были задержаны в один день в Москве. Оба на свободе. Мне кажется (не только по этим примерам), что-то начинает меняться. Успехи Президента в хоккее — дурной знак для системы, которая перестает чувствовать себя защищенной. Корабль начинает тонуть, и тут уже каждый спасается, как может.
Уважаемый Олег Витальевич, системы не существует уже лет 10 как. Развалилась давно. А спасаться они попозже начнут. А сейчас, так — вид делают, в рамках дозволенного. Я эту ситуацию по концу 80-х помню…
Я не люблю такие адвокатские слова как беспредел или произвол, но вот это было — самое оно. Уважаемый Олег Витальевич, я уж ненароком подумал, что Вы напишите о том, что нет у нас в правоохранительной системе ни беспредела, ни произвола, просто адвокаты не умеют работать. Выдохнул на глубокой ноте.
Про веру следователям на слово — улыбнуло. Уж Вы то, как никто другой, должны понимать — нет им веры! Как мне с казал один наш коллега из бывших прокурорских: «Вы, Евгений Алексеевич, как ребёнок. Как можно правохоронителям верить, если у них задача одна — посадить подозреваемого, обвиняемого любой ценой».
Для себя утащил в память ряд моментов в части неукоснительного соблюдения УПК. Поздравляю с достигнутым результатом! Как я понимаю, он пока промежуточный! Удачи в дальнейшем!(handshake)
Уважаемый Олег Витальевич, поздравляю!
Следователь, судя по всему, очень непоследовательная женщина. Судя по постановлению, Ваша подзащитная всё время болезни была на связи, даже предоставила копию больничного… К чему вся эта видимость активной деятельности со стороны следствия? Бред!
А судья молодец.(Y)
Уважаемая Алёна Александровна, следователь знала о первом больничном и даже попыталась его дискредитировать справкой от врача о возможности следственных действий. Но она не поинтересовалась, продлевался ли он. А он продлевался :P
Обычная дурь, выросшая на безнаказанности. Я ж говорю — непуганые.
Олег Витальевич, браво. У меня аналогичная ситуация была в пятницу, человека все же посадили на домашний арест, сейчас обжалуем. Абсолютный беспредел. Необходимо следователей к ответственности привлекать, только так наверно им можно голову включить. И суд на все глаза закрывает.
Уважаемый Олег Витальевич, прекрасная работа! Важе терпение окупилось сполна. Неужели есть судьи, которым надоел этот следственно-прокурорский беспредел?
Уважаемый Иван Геннадьевич, надоел-то он многим. Немногие имеют смелость и способность принимать самостоятельные решения.
Уважаемый Олег Витальевич, поздравляю Вас! Грамотно отработали!
Олег Витальевич! Сколько лет, сколько зим!!! Ну где ещё люди могут встретиться в 21 веке, как не в интернете!!! Да, к сожалению, таких «следователей» становится всё больше и больше, как они только полиграф проходят, теряюсь в догадках… И видимо эта «стратегическая операция» была разработана совместно с её молодым и «талантливым» руководителем, который в первый раз в дело только через 9 месяцев нос засунул, хотя за это время уже можно было и ребёнка родить...
Уважаемый Александр Александрович, привет-привет (handshake) Все так и есть. Сразу видно опытного человека — в корень зрит (Y)
Уважаемый Олег Витальевич, мои поздравления.«Все смешалось в доме..» и это еще один показательный эпизод краха «системы». Система в кавычках, потому что практически она перестала существовать ибо в хаосе, «беСпределе» и прочих явлениях упорядоченности как основного свойства всякой системы не найдешь.
Интересные времена… осталось чуть чуть… несколько лет)
Уважаемый Олег Витальевич, поздравляю с заслуженным результатом. Я была в процессе у Наталии Владимировны. У меня о ней сложилось исключительно положительное впечатление. Очень грамотная и уважительная ко всем участникам процесса.
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.


У меня одно только слово = Красиво!!!!!(Y)