Введение: «Не ведали, что творят»
Понимает ли будущий поставщик/подрядчик какой объем ответственности он берет, заключая госконтракт? Практика показывает, что редко. Какова это ответственность и чем она отливается от обычных контрактов?
Возьмем контракт на выполнение работ между частными компаниями. Худшие последствия для подрядчика – финансовые санкции и банкротство. А с госзаказом объем ответственности куда ярче и шире….
РНП. Недобросовестный поставщик, который нарушил условия контракта, попадет в реестр недобросовестных поставщиков («РНП»). ФАС может и не внести в реестр: «При отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр»1.
Но может и внести…Внесенные в РНП компании не вправе участвовать в госзакупках в течение 2-х летс даты внесения. То же касается и директора/учредителя компании2.
Параллельные госконтракты.
Здесь тоже могут быть осложнения в виде односторонних расторжений со стороны госзаказчиков. В ФАС и МЭРТ регулярно поступают запросы: «Вправе ли госзаказчик односторонне расторгнуть контракт с подрядчиком, если того внесли в РНП?». Позиция МЭРТ жесткая – обязан3. ФАС более лоялен к подрядчикам4.
Банковская гарантия.
Каждый госконтракт обеспечивается банковской гарантией5. В конфликтной ситуации первое действие госзаказчика – требование банку о выплате по гарантии независимо от наличия оснований. Банк в порядке регресса перевыставляет требование о выплате подрядчику.
Требование по гарантии носит безусловный и независимый характер6, т.е. даже в отсутствие оснований для выплаты (факта нарушения контракта) подрядчик обязан выплатить деньги банку. НЕ все подрядчики оплачивают требования банков добровольно. Для таких есть…
БКИ, оно же бюро кредитных историй7.
Информация о неплатеже попадает в БКИ легко, а удаляется из него трудно и долго. Банки, выдавая кредиты компании, оценивают данные БКИ. И если вы в БКИ, то кредит вам не выдадут.
Как видите, букет негативных правовых последствий широк. Спасти от участи попадания в РНП, взыскания неустоек по госконтракту может только правильная досудебная работа…
Причины «слива» госконтрактов.
Наиболее распространены две.
Первая, вы попали не в свой тендер, т.е. заказчик договорился с нужным подрядчиком и делал тендер под него. Но появились вы и формально госзаказ выиграли. Это нарушило чьи-то личные финансовые планы.
Вторая, некорректно поставленное техническое задание, т.е. госзказчик не предусмотрел необходимые работы/услуги в ТЗ и начинает требовать их выполнения в процессе исполнения от вас, либо существенно меняет требования, то есть перекладывает на плечи подрядчика дополнительные расходы, которые убьют рентабельность проекта. Либо подрядчик некорректно оценил ТЗ.
Рассмотрим на конкретном примере:
Дано: госконтракт на оказание услуг по разработке программного обеспечения. Его цель – создать работоспособную программу обучения сотрудников госзаказчика. Программа должна быть установлена на «железе» госзаказчика, поэтому первым этапом работ стороны определили «анализ ифраструктуры заказчика».
Проблема: В процессе анализа заказчик вспоминает, что «забыл» указать в ТЗ объем курсов. У нас же программа обучения. Указал. Подрядчик проводит анализ и приходит к выводу: «Не потянет Система работу на таком железе и с таким объемом курсов обучения». Выходов два: меняйте ТЗ (скромнее запрос по параметрам функционирования) или берите в аренду серверы.
Конфликт: госзаказчик провести тендер заново не может. Его бюджета на аренду серверов не хватит, а изменить ТЗ не дадут вышестоящие товарищи. Вывод напрашивается сам собой – сделать крайним подрядчика.
Как это происходит:
Во-первых, госзаказчик не подписывал технический проектболее 2-х месяцев при общем сроке контракта 6 мес. В рамках контракта, техпроект был детализированным техническим заданием, которое написал подрядчик по итогу анализа «железа» госзаказчика.
Во-вторых, не согласовывал способ исполнения госконтракта– программу (платформу разработки), на которой и будет создаваться система обучения, т.е. подрядчик просто не мог приступить к основному массиву работы.
В-третьих, заявлял не имеющие отношения к работам претензиипо промежуточным результатам.
Защита подрядчика: «Молчание – знак согласия»
Запомните, если подрядчик молчит по заявленным претензиям, он с ними соглашается. СМС и звонки ответственным чиновникам с целью «порешать вопрос» не помогут. А действовать следует по такому плану.
Первое, приостановить выполнение работ и уведомить заказчика в порядке ч.1 ст. 719 ГК РФ. Закон8 дает такое право, когда заказчик забывает о своих встречных обязательствах к подрядчику: предоставить необходимую документацию или информацию, допустить на объект заказчика, без которых исполнение контракта невозможно.
Уведомление полезно тем, что с момента его получения прекращают течь сроки исполнения контракта, то есть штрафные санкции к подрядчику уже не применить9.
Если заказчик не устранил обстоятельства, препятствующие исполнению госконтракта, то переходим к следующему шагу.
Второе, направляем уведомление об одностороннем расторжении госконтрактапо ч.2 ст. 719 ГК РФ. Подрядчик вправе расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, если у заказчика есть такое право по контракту. Если в течение 10 дней с момента получения уведомления госзаказчик не устранил спорные обстоятельства, то контракт расторгнут.
В госконтракте есть нюансы направления корреспонденции – она дублируется почтой физической и электронной:
«Из толкования положений ч. 12 ст. 95 Закона следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе»10.
Третье, подаем в суд иск о признании госконтракта расторгнутым. При рассмотрении иска учитывайте особенности такой категории дел. Суды считают святой обязанностью подрядчика приостановить работы, а только потом односторонне расторгнуть госконтракт. Все судьи признают, что уведомление об обстоятельствах, препятствующих исполнению госконтракта, должно быть своевременным11, если не немедленным12 и обоснованным.
Суды при рассмотрение иска о расторжении обязаны исследовать переписку сторон13. Мэйлы, с которых она ведется или адреса рабочих групп стоит легализовать с госзаказчиком через протокол совещания.
Суд признает госконтракт расторгнутым и снимет угрозу быть внесенным в РНП либо оштрафованным. Соответственно, выплату по банковской гарантии можно взыскать с госзаказчика в составе убытков.
Резюме подрядчику: корректная оценка технического задания и правильная досудебная работа избавят от головой боли и рисков участия в госзакупках.
* * * * *
Примечания:
- Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.
- Пункт 9 статьи 103 ФЗ 44.
- Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2017 N ОГ-Д28-1222.
- Письмо ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15.
- Статья 96 ФЗ-44.
- Определение ВС РФ от 04.10.2016 по делу А40-120016/2015, ВС РФ от 28.07.2016 по делу А40-26782/2015.
- ФЗ «О бюро кредитных историй».
- Ст.ст. 328, 718, 719 ГК РФ, ст.ст. 95, 96 ФЗ 44.
- Статьи 328, 405 ГК РФ.
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2018 N Ф05-1362/2018 по делу N А40-74780/2017.
- Постановление 9 ААС от 20.03.2019 по делу А40-256918/18
- Решение АС Москвы по делу А40-244794/16 от 29.06.2019. Постановление 9ААС от 04.10.2017 по тому же делу.
- Постановление АС МО от 07.02.2018 по делу N А40-244794/2016