Я регулярно сталкиваюсь с процессуальными документами, которые стороны готовят для арбитражного суда, и вижу их качество. Не исключение здесь и заявления кредиторов или конкурсных управляющих о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также отзывы на них.
Что зачастую, но не всегда, бросается в глаза?
Вода, цитирование правовых позиций и норм без указания выводов из них. Иногда отсутствие системности. Иногда непонимание того, какую редакцию Закона о банкротстве следует применять. Иногда отсутствие анализа доказательств. Иногда непонимание специфики спора.
Я решил написать свои алгоритмы и принципы подготовки отзыва на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, не претендуя на абсолютную истину и универсальность. Да ее и не может быть.
Опять же, говоря об алгоритмах, следует понимать, что в таких вопросах, как защита от субсидиарке, конечно, не может быть никаких жестких установок, так как защиту и отзыв всегда надо адаптировать к ситуации. А ситуации в этой области не всегда типичные. Да, есть простые, когда сразу понятно, что невозможно отбиться или, наоборот, когда очевидно, что заявление о привлечении к СО заведомо необоснованное. В других случаях необходим творческий поиск.
Итак, с чего я начинаю определять, как буду строить защиту?
Первый этап: понимание, какая редакция Закона о банкротстве применима к спору
Это крайне важно, так как могут быть существенные отличия в зависимости от даты, когда лицо являлось КДЛ.
Материальные нормы о субсидиарной ответственности применяются те, которые действовали на момент совершения КДЛ действий или бездействия, являющихся основанием субсидиарки. Это касается и сроков исковой давности, исчисление которых неоднократно менялось. Это касается и круга лиц, которые обязаны обратиться с заявлением о банкротстве в случае наступления объективного банкротства. Это касается и многих других важнейших моментов.
Приведу пример.
Презумпция невозможности погашения требований кредиторов по вине КДЛ в случае, если требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов, была введена ФЗ от 23.06.2016 N 222-ФЗ.
Поэтому, если директор уволился в 2015 году, то к нему эта материальная презумпция неприменима.
Все это надо тщательно проверять и сверять с редакциями Закона о банкротстве.
Второй этап: проверка относительно истечения срока исковой давности привлечения к субсидиарной ответственностью
Иногда применение срока исковой давности является единственным шансом защититься от субсидиарной ответственности. Поэтому архиважно, как говаривал товарищ Ленин, понимать и знать, как в разные периоды времени применялись сроки исковой давности.
Для многих будет казаться странным, но в случае субсидиарной ответственности может истечь СИД у директора, который совершал действия в 2015 году, но не истечь по директору, которому вменяются действия в 2012 году. Наше законодательство и судебная практика показывают парадоксальную логику, но с этим приходится считаться.
Кроме того, не существует и единообразия в применении СИД. Следует также помнить, что если в РТК большие суммы долгов или суды видят явный схематоз в действиях КДЛ, то они могут так истолковать закон, а может даже и без всякого истолкования вывернуть все наоборот и не применить СИД.
В любом случае следует подробно расписать Вашу версию относительно СИД, желательно подкрепив ее ссылкой на практику суда арбитражного округа.
Я, как правило, готовлю отдельное заявление о применении СИД, так как оно по объему занимает 3-4 листа. Конечно все зависит от объема отзыва. Если дело простое и отзыв небольшой, то заявление о применении СИД включаю в отзыв. Если отзыв большой, то пишу отдельное заявление, чтобы суду было легче воспринимать.
Третий этап: определение специфики спора
Приведу пример.
В начале лета ко мне обратились за помощью в представлении интересов в 13 ААС при обжаловании судебного акта о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.
Я не взялся по двум причинам. Объективная заключалась в том, что у меня был занят день, на который была назначена апелляция. Субъективная заключалась в том, что и отзыв, и апелляционная жалоба показывали, что полное непонимание специфики спора, особенно в части распределения бремени доказывания. Было ясно, что тот, кто это все подготовил просто не знает разных подходов судебной практики пр разрешении данного типа споров. Я понимал, что успех маловероятен. Так оно и оказалось. Решение устояло и в апелляции, и кассации.
А чтобы понять специфику необходимо постоянно отслеживать тенденции судебной практики, знать разны подходы к решению вопроса, что практически невозможно без специализации. Без знания нюансов, если дело не из разряда простейших, когда субсидиарку притягивают за уши без реальных оснований, практически невозможно построить адекватную защиту и написать убедительный отзыв.
Четвертый этап: определение структуры отзыва
Когда КДЛ привлекают к субсидиарке, например, по трем основаниям, я всегда готовлю отдельный отзыв по каждому основанию, так как иногда только по одному основанию получается 15 листов. Для простоты восприятия я разделяю на три отзыва, а если еще истек срок исковой давности, то готовлю отдельное заявление о применении СИД.
В зависимости от доводов и обстоятельств дела могу использовать разную структуру отзыва. В некоторых случаях удобно использовать таблицу, в левой части которой указываются разные доводы заявителя, а в правой — наши контрдоводы.
Когда не использую таблицу, естественно, разбиваю отзыв на пункты и подпункты, чтобы не было сплошного текста. Иногда в качестве приложения к отзыву прилагаю краткий обзор практики окружных судов, которая поддерживает мою позицию.
В случае необходимости для наглядности включаю в отзыв схемы, так как от длинного текста можно устать, а из схемы можно проще понять ситуацию.
Всегда продумываю структуру отзыва, чтобы попытаться облегчить труд по пониманию моей позиции.
Структура напрямую зависит от сложности дела, от количества оснований СО, от количества обстоятельств, подлежащих оценке.
Пятый этап: содержание отзыва
Предыдущие этапы были подготовительными к главному.
Когда дело простейшее, а такие бывают, то никаких трудностей не возникает. В сложно же деле встает вопрос, как наиболее оптимально с точки зрения объема подготовить отзыв.
Вечная дилемма: слишком большой отзыв труден для восприятия, а слишком маленький может не уместить все, что хочется донести до суда. Это самое трудное в подготовке отзыва по сложному делу. Можно расписать и на 50 листов, но кто же будет их читать.
Начну с ошибок в содержании отзыва. Я их насмотрелся, когда готовил апелляционные или кассационные жалобы, не участвуя в первой инстанции.
Некоторые в отзывах, видимо думая, что загипнотизируют суд повторяют бесконечно мантру, что КДЛ добросовестен и т.п. Они забывают анализировать доказательства, не хотят понимать специфики конкретного спора, а просто неоднократно повторяют, что КДЛ добросовестен и точка.
Некоторые, при том, что признаны недействительными кучи сделок, начинают утверждать, что все это неправильно. Если неправильно, то почему не обжаловались определения о признании сделок недействительными. Они 90% отзыва, опять же утверждают, что я не я и лошадь не моя, что контрпродуктивно. А, например, доводу об истечении СИД уделяют лишь один абзац.
Некоторые пишут просто без какой-либо позиции по спору. Льют воду, а хорошие доводы ускользают от взора суда.
У меня есть знакомый, который практически всегда приводит треть сведений, которые являются ложными. В итоге, даже если он говорит правду, то ему не верят.
Аналогично и в отзыве. Если в нем будет 90% ереси и бреда, то даже 10% реальных доводов в пользу КДЛ просто пройдут мимо суда. Поэтому лучше написать в отзыве 10% реальных доводов, чем разбавить их полной чушью, чтобы к Вашим доводам никто не относился серьезно.
В отзыве нет смысла лить правовую воду. Если ссылаюсь на норму права, правовую позицию, то обязательно анализирую доказательства и делаю вывод, как правовая позиция может применяться к конкретным обстоятельствам дела.
Без анализа доказательств отзыв бедует неубедительным. А в некоторых отзывав позиция заключается в простом отрицании. Нет, говорится в отзыве, заявители ничего не доказали. Да, бывают такие простейшие дела, когда действительно достаточно сказать, что ничего не доказано. Но в сложных делах это не пройдет и необходим иногда не только свой анализ доказательств, построение альтернативной версии, но и активная позиция в виде сбора и истребования доказательств.
Иначе говоря, отзыв может содержать, как контрверсию событий, так и анализ доказательств, указывающий на то, что выводы заявителя не соответствуют нормам права и правовым позициям СКЭС ВС РФ.
Определения СКЭС ВС РФ служат своего рода базисом банкротного права или неким нормативным дополнением к Закону о банкротстве. Да, ряд вопросов еще ждет ответа от ВС РФ, но на некоторые этот ответ есть. Поэтому без уверенной ориентации в массиве определений СКЭС ВС РФ хорошего и убедительного отзыва точно не подготовить.
От отзыва в суд первой инстанции может зависеть вся судьба спора о привлечении к субсидиарной ответственности и его значение невозможно переоценить. Отзыв должен не быть водой из набора норм или мантр о добросовестности и порядочности КДЛ, а также рассказов о том, какой он хороший, а содержать ответы на конкретные вопросы, входящие в обязанность доказывания, со ссылкой на анализ доказательств и четкую правовую позицию.
Это мой подход к подготовке отзыва и я решил поделиться им. Возможно это будет интересно и КДЛ, которых привлекают к субсидиарке, так как необходимо понять, что убедительный и обоснованный отзыв — это самая главная часть защиты от субсидиарной ответственности.