Очень важное предисловие
Здравствуйте, уважаемые читатели: коллеги и все, кому просто интересна заявленная тема.
Настоящая работа задумывалась как научно-просветительская и адресована широкому кругу лиц, а не только юристам.
Публикация будет осуществляться частями.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с оглавлением:
Введение
1. По какой статье привлекать будем?
2. Действия ДО обороны
3. Действия ВО ВРЕМЯ обороны
4. Действия ПОСЛЕ обороны
5. Возможные алгоритмы обороны
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В первую часть публикации, вошли введение и первая глава.
Автор понимает, что объем работы получился достаточно большим, но иначе было бы невозможно осветить все важные моменты заявленной темы. В связи с большим объемом статьи, я рекомендую читать ее, предварительно распечатав на бумаге. И глазам легче, и можно подчеркивать ручкой важные моменты.
Кому-то может быть тяжело или просто не хочется читать очень большую статью. В таком случае вы можете дождаться публикации Главы 5 «Возможные алгоритмы обороны». Она является «выжимкой» из глав со 2 по 4. Прочитайте сначала ее, а а уж потом решите сами: стоит ли читать все остальное.
Но в любом случае я советую сперва ознакомиться с введением, чтобы лучше понимать структуру настоящей работы и цели ее написания.
Я очень надеюсь, что моя статья принесет пользу простым людям, далеким от юриспруденции. В связи с чем всячески призываю своих коллег ознакомиться с настоящей работой. Критикуйте ее, пожалуйста. При необходимости она будет отредактирована с учетом ваших замечаний и станет еще лучше и полезнее.
С целью поддержания актуальности настоящей статьи, в случае изменений в законодательстве, в нее, при необходимости, будут вноситься правки.
Я также прошу всех читателей не-юристов высказывать свое мнение о полезности данной работы. Если настоящий сайт не позволяет сделать это без регистрации, вы можете отправить свой отзыв мне на электронную почту или страничку Вконтакте.
E-mail: advbolshak@yandex.ru
«Нам важно Ваше мнение».
Введение
Меня давно заинтересовал вопрос, вынесенный в заголовок настоящей работы. Я всегда удивлялся тому, насколько беспечно люди относятся к ответу на этот вопрос. Многие о нем даже не задумываются. А зря. Задумываться об этом нужно своевременно, а не тогда, когда вам зачитывают обвинительный приговор за нападение (!) на мирную компанию пьяных хулиганов.
Поиски информации привели меня к достаточно неприятному результату. Выяснилось, что сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок.
Это связано, по моему мнению, с целым рядом причин:
-крайне размытым законодательством об обороне;
-существующей системой оценки качества работы следователей и прокуроров;
-обвинительным уклоном судов;
-слабым представлением людей, в т.ч. юристов, о том, как надо защищаться, чтобы оборона была эффективной(это не то же самое, что законной).
Упомянутые причины порождают чудовищные случаи, когда вроде бы правомерно защищавшийся (с точки зрения обывателя) человек, вдруг оказывается за решеткой. Между тем необходимость обороняться может возникнуть у нас совершенно неожиданно. Поэтому я решил поделиться найденной информацией с другими. С вами, уважаемые читатели.
При написании этой работы я не ставил себе задачи превратить вас в адвоката, способного самостоятельно выиграть дело в суде. Изложенные ниже рекомендации касаются действий обороняющегося до того, как в дело вступит профессиональный защитник.
В настоящей статье будет показано, какое обвинение может быть предъявлено лицу, отразившему нападение. Как, с точки зрения автора этих строк, лучше всего действовать непосредственно до обороны, во время и сразу после нее, чтобы снизить риск привлечения защищавшегося гражданина к уголовной ответственности. К сожалению, полностью устранить такой риск нельзя. Наконец я опишу возможные алгоритмы обороны.
По какой статье привлекать будем?
Как бы дико это ни звучало, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) содержит множество составов преступлений, которые при определенных условиях можно вменить в вину оборонявшемуся.
Во-первых, существует ответственность за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (ч.1 ст. 108 и ч.1 ст. 114 УК РФ).
Во-вторых, можно обвинить оборонявшегося в том, что он не защищался, а нападал. Тогда наступает ответственность за умышленное причинение смерти или вреда здоровью различной степени тяжести (ст.ст. 105, 111, 112, 115, 116, 317, 318, 334, 335 УК РФ). И надо сказать, часто события развиваются именно по такому сценарию. Дело в том, что исходя из ст.ст.15, 108 и 114 УК РФ, превышение пределов необходимой обороны — преступление небольшой степени тяжести. Его раскрыть — невелика заслуга для горе-правоприменителей. Гораздо выгоднее выставить оборонявшегося нападавшим и отчитаться в раскрытии особо тяжкого преступления, например убийства.
О том, какая разница между вредом здоровью разной степени тяжести можно прочесть в соответствующих статьях УК РФ: 111, 112, 115 и 116. Более подробно об отличительных признаках различных степеней тяжести вреда здоровью вы узнаете, ознакомившись с Приказом Минздравсоцроазвития РФ № 194н от 24.04.2008 и с приложениями к нему.
В-третьих, можно обвинить оборонявшегося в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст.ст. 109 и 118 УК РФ). Это будет так называемая «мнимая оборона», когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство и лицо ошибочно предполагает его наличие(см. абз.1 п.16 Постановления Пленума ВС РФ №19 от 2012 г., далее — Постановление Пленума).
В четвертых — в убийстве, а также в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 107 и ст. 113 УК РФ). Кстати, именно по ст. 107 УК РФ изначально была осуждена небезызвестная Александра Иванникова (Дело Иванниковой // Википедия. [2017—2017]. Дата обновления: 05.02.2017. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=83491969 (дата обращения: 02.04.2017).). По всей вероятности судья решила, что Иванникова очень разозлилась вследствие насилия и аморального поведения потерпевшего. Поэтому в гневе и при отсутствии угрозы его убила. В итоге Иванникову, правда, сочли невиновной. Но так бывает далеко не всегда.
В-пятых оборонявшегося можно обвинить ещё и в хулиганстве. Да-да! Таковым признаётся, в том числе, грубое нарушение общественного порядка с применением оружия (ст. 213 УК РФ). Что такое «грубое» нарушение, и чем оно отличается от негрубого, закон умалчивает.
Можно предъявить обвинение сразу по нескольким статьям. Допустим, оборонявшийся защищался в общественном месте с помощью ножа и причинил лёгкий вред здоровью нападавшего. Есть вероятность обвинения в причинении легкого вреда здоровью и одновременно — в хулиганстве. Это называется «совокупность преступлений» (ч.1 ст. 17 УК РФ). Совокупностью преступлений может быть и одно действие, если оно содержит признаки преступлений, предусмотренных несколькими статьями УК РФ (ч.2 ст. 17 УК РФ).
Следует отметить, что хулиганство, исходя из ст. 15 УК РФ относится к тяжким преступлениям. Следовательно полицейскому отчитаться в его раскрытии может оказаться предпочтительней. Это делает любую вооружённую оборону потенциально опасной для оборонявшегося в смысле риска привлечения к уголовной ответственности. Поясню подробнее.
Допустим, имела место успешная безоружная оборона с причинением, например, лёгкого вреда здоровью. В худшем случае это может грозить оборонявшемуся привлечением к ответственности за совершение деяния, предусмотренного ст. 115 УК РФ. Это преступление небольшой степени тяжести (смотри ст. 15 УК РФ). Наказание будет сравнительно мягким. Есть надежда, что стражи порядка даже не станут слишком ретиво искать оборонявшегося. Если его личность и место жительства известны нападавшему — всё равно не беда. В этом случае полиция квалифицирует деяние как преступление, дело по которому возбуждается в порядке частного обвинения (ч.2 ст.20 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее — УПК РФ). Тогда материал проверки сообщения о преступлении, согласно п.3 ч.1 ст. 145 УПК РФ, должен быть направлен в суд для рассмотрения дела частного обвинения в порядке ст.ст. 318-319 УПК РФ. Исходя из ч.1 ст.318 и п.2 ч.4 ст. 321 УПК РФ в делах частного обвинения потерпевший сам собирает доказательства и поддерживает обвинение. То есть фактически выполняет функции дознавателя и прокурора. Для далекого от юриспруденции человека это весьма трудно и хлопотно. Можно, конечно, нанять профессионального юриста, чтобы он занимался сбором доказательств и поддержанием обвинения в суде. Но это требует чувствительных финансовых затрат. Сказанное выше значительно затрудняет процесс привлечения к уголовной ответственности за причинение легкого вреда здоровью.
Продолжая говорить о безоружной обороне, следует сказать несколько слов о недавних изменениях в законодательстве. Сначала летом 2016, а потом зимой 2017 были внесены изменения в ст. 116 УК РФ «Побои». В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появилась статья 6.1.1 с аналогичным названием. Теперь побои являются административным правонарушением, за исключением случаев, указанных в ст. 116 УК РФ.
К таковым, исходя из новой редакции упомянутой статьи, относятся побои:
-по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
-из хулиганских побуждений. Согласно абз.2 п.12 Постановления Пленума ВС РФ № 45 от 2007 года, это означает, что побои были причинены без какого либо повода либо с использованием незначительного повода. Какой повод считать незначительным не уточняется. Оговаривается лишь, что «если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, лицо не подлежит ответственности за совершение в отношении такого потерпевшего преступления из хулиганских побуждений».
Указанные изменения в законодательстве порождают некоторые сложности.
Представим себе, что при защите от нападения оборонявшийся причинил побои посягавшему лицу. Какой будет правовая оценка этого события? ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона» находится в главе под названием «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». Т.е. раньше бы действия оборонявшегося не считались преступлением в силу ст. 37 УК РФ. Но побои теперь в ряде случаев не являются преступлением, а являются административным правонарушением. Вот только КоАП статьи о необходимой обороне просто не содержит. Получается, что оборона с нанесением побоев нападавшему юридически теперь и не оборона вовсе? Или в данном случае возможно применить ст. 2.7. КоАП — «Крайняя необходимость»? Однако под таковой традиционно понимается причинение вреда не нападавшему, а иным, сторонним лицам (или их имуществу) с целью предотвращения еще большего вреда...
Из сказанного в предыдущем абзаце ясно, что сейчас возникла некоторая правовая неопределенность. По какому пути пойдет практика сказать трудно. Но я лично опасаюсь, что ничего хорошего ждать не приходится. Там, где есть правовая неопределенность, там есть простор для произвола и несправедливости. Одно радует — причинение побоев, как правило, обходится без вмешательства полиции. Поэтому причинение побоев в состоянии обороны будет как правило обходится также без вмешательства полиции. И без привлечения защищавшегося к ответственности за административное правонарушение.
Сказанное выше позволяет утверждать, что безоружная оборона, особенно если нападавшему причинен только легкий вред здоровью или побои значительно снижают вероятность привлечения оборонявшегося к какой бы то ни было ответственности вообще.
Иное дело — оборона с применением оружия. Вот тут вас могут обвинить не только в нападении, но и в хулиганстве. Последнее же является тяжким преступлением и делом публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ). Так что в этом случае искать оборонявшегося будут ретиво и охотно. Поэтому повторюсь: любая вооружённая оборона является потенциально опасной для защищавшегося в смысле риска возможного привлечения к уголовной ответственности не только за якобы нападение, но и за якобы хулиганство.
Надо сказать, что нарушая общественный порядок при обороне, гражданин всё-таки делает это, как правило, неумышленно. Т.е. он думает как бы защититься, а не как бы нахулиганить. Он обычно даже не думает о том, что нарушает общественный порядок. Другими словами, не имеет на это умысла (ст. 25 УК РФ). А хулиганство — это умышленное преступление исходя из ч.2 ст.24 и из ст. 213 УК РФ. Т.е. нахулиганить по неосторожности в принципе невозможно.
Более того, согласно абз.2 п.1, Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2007 №45, хулиганство совершается в силу желания именно противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. А исходя из п.13 того же Постановления, хулиганство может быть совершено только с прямым умыслом. Т.е. нарушение общественного порядка является непосредственной целью хулигана. А при обороне общественный порядок нарушается вынужденно. Поэтому обороняющегося с оружием никак нельзя считать хулиганом. То есть «хулиганство» при обороне по факту и не хулиганство вовсе. Вот только следователь не всегда того же мнения.
Не хочу быть понятым неправильно: я не призываю отказаться от вооружённой обороны. Напротив, я являюсь категорическим её сторонником. Но в условиях, когда оборона — это попытка и отбиться от нападавшего, и не стать обвиняемым, совершенно необходимо учитывать все имеющиеся риски. И знать, как их минимизировать. Поэтому важно понимать, как действовать до, во время и непосредственно после обороны.
Продолжение следует.