Давно ничего не писал, основная работа – скукота и стандарт, вот и показалось интересным именно это дело. В деле соединяются вопросы банкротства умершего должника и выморочного имущества, что может пригодиться участникам проекта. Вопрос считаю больше процессуальным, потому публикация в соответствующем разделе.
Дано:
- долг ИП (Главы КФХ) в районе 5 млн. рублей, обеспечен залогом земельного участка, долг подтвердил суд, взыскание на земельный участок обращено, первоначальная продажная стоимость участка установлена в районе 800 т.р.;
- возбуждённое и прекращённое производство по делу о банкротстве, причём во время процедуры должник умирает, а первый арбитражный управляющий слагает полномочия (стало вдруг неинтересно). Заявитель в деле о банкротстве справедливо решил процедуру не финансировать – первый арбитражный управляющий имущества или сделок, которые можно оспорить, не нашёл, залоговый кредитор (мы) занял выжидательную позицию. Суд прекращает производство по делу о банкротстве, т.к. кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев.
- должник, который только по реестру являлся счастливым обладателем очень злых кредиторов на сумму долга около 150 млн. рублей;
- единственное обнаруженное имущество – земельный участок, который в залоге у моего доверителя.
Была мысль продать это уже поскорее, получить 70% от вырученного за участок, но обстоятельства вмешались, сначала смерть должника, потом прекращение процедуры банкротства. Финансировать процедуру залоговый кредитор, узнав, во сколько это примерно может обойтись, не захотел, «своего» арбитражного управляющего не нажили, наследников у должника нет (конечно нет, 150 млн. только заявлено в процедуре банкротства, бегом-бегом от такого наследства).
И что делать? Как хоть часть потерянных денег получить? Идея одна – ждём 6 месяцев с даты смерти, оцениваем земельный участок, торжественно вручаем участок вместе с долгом тому, кто не может от него отказаться. Правильно все подумали, смотрим в сторону выморочности участка.
Доводы администрации изначально:
- рано вы в суд обратились. Не шесть месяцев должно пройти, а восемь. Мы, якобы, только вследствие непринятия наследства другим наследником правопреемником могли стать (такое понимание выморочности имущества). И процедуру банкротства вы прекратили рано, мы не успели там поучаствовать (такое понимание самой возможности участия в процедуре банкротства умершего должника).
Доводы администрации в процессе:
- почему статус Главы КФХ у должника прекратился? Мы считаем – ввиду завершения процедуры банкротства с прекращением обязательств. Оно же так работает по общим нормам, здесь целое КФХ было, а сейчас его нет. Не должны мы вам ничего. И залог ваш прекратился.
Пришлось долго и нудно расписывать контрдоводы о том, что у КФХ особая процедура банкротства, есть нюансы. Что прекращение производства по делу по основанию «не нашли арбитражного управляющего» не освобождает от обязательств, и тем более, не прекращает залог. Итог – дело выиграно, определение не обжаловалось.
Минусы – суд в резолютивной части красиво обошёл вопрос, сколько стоил участок на дату смерти должника, хоть указанная в справке стоимость и не оспаривалась, экспертизу никто проводить не просил. Но правопреемство по «всему» долгу прошло, в деле ссылка на справку о стоимости — на крайний случай, можно у суда разъяснений попросить.
Плюсы – правопреемство свершилось, осталось придумать, что с ним делать. И администрацию без денег оставлять не хочется, и участок этот, на который запретов регистрации после прекращения процедуры банкротства «налипло», взыскателю не нужен.