В октябре 2020 г. жизнерадостный гражданин решил отметить день своего тридцати шестилетия в одной из Елыкаевских шашлычек. Есть такие знатные полузлачные места близ Кемерово. Ничего хорошего эта местность никогда не предвещала и не предвещает.
Ближе к полуночи компания, состоящая также из гражданской супруги виновника торжества и подруги, собралась расходиться. Вызвали такси, благополучно погрузились и поехали домой. Однако что-то пошло не так и именинник начал приставать к водителю, пытаясь выяснить, кто он такой, оскорблять, при этом нанося ему легкие удары по голове. После конфликт был направлен на гражданскую супругу с ее удушением в машине.
Видя весьма нездравую ситуацию, водитель через несколько метров остановил авто, предложив покинуть салон, либо успокоиться. Виновник торжества вышел из авто, сразу упав, скатился в канаву. Вылез и быстрым шагом направился в сторону города
посередине полосы встречного потока движения автомобилей.
Гражданская супруга бежала за ним, кричала остановиться и сесть в авто.
Все это происходило в темное время суток, без наличия искусственного освещения. Помните классику? М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»? «Аннушка уже разлила масло». Так и здесь. Навстречу движению горе-пешехода ехал с некоторым превышением скорости мой доверитель на автомобиле, принадлежащем другому человеку. В точке икс произошла их встреча.
Результат – мгновенная смерть пешехода, в хлам разбитая машина, и долгая работа адвоката. По результату проведения проверки сообщения о преступлении было вынесено постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела в связи с отсутствием в действиях водителя состава преступления.
Две судебно автотехнические экспертизы содержали категоричные ответы о том, что водитель не имел технической возможности избежать наезд на пешехода двигаясь с разрешенной скоростью движения (60 км/ч), а превышение водителем разрешенной скорости движения (97 к/ч) не состоит в причинно-следственной связи с наездом на пешехода. Да! Нам удалось сделать это! Мой доверитель не отправился в тюрьму.
Из результатов посмертной судебной медицинской экспертизы следовало, что концентрация алкоголя в крови пешехода соответствовала тяжелой степени алкогольного опьянения. День рождения как никак. Акт обследования дорожных условий содержал указания на выявленный недостаток: отсутствие искусственного освещения и тротуара. Поскольку гражданская ответственность водителя не была застрахована (полис ОСАГО был оформлен только на собственника авто), страховщик, выплативший матери погибшего пешехода страховое возмещение, предъявил к водителю регрессное требование на сумму 475 000 рублей.
Возник закономерный вопрос: подлежит ли применению в данном споре норма ст. 1083 ГК РФ, позволяющая снижать сумму ущерба по основанию наличия в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности. Увы, но судебная практика, конечно, шла по двум известным противоположным направлениям. Представители истца и
ответчика предоставили суду примеры противоположной практики кассационных судов, обосновывая свои позиции.
Важно отметить, что через месяц после предъявления иска страховщиком Верховный Суд РФ в одном из своих постановлений дал руководящее разъяснение о том, что норма ст. 1083 ГК РФ применима к регрессным требованиям страховщика. Об этом свежем постановлении мне стало известно за день до вынесения судом решения. Незамедлительно
были поданы дополнительные возражения, к сожалению, полностью проигнорированные судом.
28 декабря 2022 г. мой последний суд уходящего года был вдребезги проигран. Нас ждала апелляция. В поданной жалобе была дана ссылка на новый Пленум ВС РФ, приведена аргументация умысла или грубой неосторожности пешехода. Судебная коллегия согласилась с доводом о нарушении пешеходом правил дорожного движения, что проявилось в его грубой неосторожности, и в два раза снизила размер удовлетворенного регрессного требования с 475 000 рублей до 237 500 рублей.
Результат рассмотрения дела, конечно, радует. Однако некоторый осадочек несправедливости все же остался. По моему глубокому убеждению движение пьяного пешехода по середине полосы движения навстречу потоку транспортных средств в темное время суток без искусственного освещения, видящего свет фар приближающегося автомобиля, не реагирующего на окрики супруги прекратить эту выходку, является именно умыслом на причинение себе смерти, но никак не грубой неосторожностью.
Увы, но понять это может, похоже, только водитель с достаточным стажем, которому каждый день по нескольку раз приходится оберегать себя от таких камикадзе. Неужели судьи, рассматривающие дело, оказались пожизненными пешеходами…