1. Дело первое.
Клиент заключил договор страхования имущества (ТС). Одним из условий договора была выплата страхового возмещения в форме направления на СТОА (станция технического обслуживания автомобилей). Именно напротив данного условия была поставлена галочка в Полисе.В период действия договора страхования происходит дорожно-транспортное происшествие. Страхователь пишет заявление и ему предлагают поставить ТС на ремонт, но только в другом городе (320 км.), мотивируя тем. что в нашем городе у них нет договорных отношений ни с одной станцией.
Конечно же такой способ человека не устроил. Было написано заявление о выплате страхового возмещения в денежной форме и, впоследсвтии, подписано соглашение о выплате именно деньгами. Через некоторое время приходит отказное письмо с умопомрачительной мотивировкой:...вы не приняли направление на ремонт, тем самым в одностороннем порядке отказались от исполнения обязательств по договору и мы не имеем правовых оснований для выплаты страхового возмещения.
В общем, готовлю иск, расписываю, что такое обязательства и прочие основы матерального права, припоминаю подписанное соглашение. Но тут происходит интересный поворот.
Истец после отказа страховой компании продал годные остатки своего транспортного средства, и страховщику стало об этом известно. И тут рождается новое основание для отказа, а именно ст. 960 ГК РФ, которая гласит о том, что при переходе прав на застрахованное имущество от лица, в интересах которого был заключен договор страхования, к другому лицу права и обязанности по этому договору переходят к лицу, к которому перешли права на имущество.
К отзыву прикладывается судебная практика Арбитражных судов, где черным по белому отказывают прежним собственникам в выплате, а выгодоприобретателем признается новый собственник имущества.
Привлекаем третьим лицом нового собственника. Он не возражает в выплате прежнему хозяину. Готовим доводы по поводу не применения ст. 960 ГК РФ к данным правоотношениям, так как обязательства по выплате возникили у страховой компании в тот период, когда именно истец владел имуществом, а так же только ему были причинены убытки в резульатте ДТП, а страхование имущества, в силу ст. 929 ГК РФ — это именно возмещение убытков, которых не возникло у нового собственника. В общем данное основание было успешно отведено и я был уже готов к решению, но страховщик решил идти до конца.
В связи стем, что истец продал свое транспортное средство, то выплата ему страхового возмещения в полном объеме приведет к его неосновательному обогащению. По мнению страховщика, необходимо посчитать рыночную стоимость на дату ДТП, далее из этой суммы вычесть сумму полученную по договору купли-продажи от нового собственника, и вот это и будет размер страховой выплаты.
Мы конечно против. Привожу доводы, что не может тут быть неосновательного обогащения в силу ст. 1102 ГК РФ, так как выплата в полном объеме предусмотренна сделкой. Сумма полученная по договору купли-продажи-это не возмещение убытков от ДТП, и так же данная сумма, есть ни что иное как соглашение сторон, а не отражение действительной стоимости годных остатков.
Так же не согласен, что необходимо определять рыночную стоимость на дату ДТП, ведь есть страховая сумма, прописанная в договоре страхования и именно она, в силу ст. 942 ГК РФ является существенным условием договора страхования и по правилам ст. 947 ГК РФ, именно в пределах страховой суммы страховщик выплачивает страховое возмещение. Но суд, почему-то встает на сторону страховщика и назначает судебную экспертизу.
По результатам экспертизы из рыночной стоимости на дату ДТП вычитается сумма, полученная от купли-продажи и все идет к решению. Но тут вот как раз и Постановление пленума Верховного суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» нам на руку подоспело. Требуем штраф, моральный вред. Суд выносит решение. В принципе с учетом штрафа сумма именно та, которую хотел истец изначально. Но… работу надо доводить до конца и клиент не против.
Готовлю жалобу. Доводы достаточно подробно изложены и приложены к публикации. Судебная коллегия жалобу удовлетворяет в полном объеме. Клиент получает в два раза больше. Год работы. Результат налицо.
2. Дело второе.
Клиент приобретает автомобиль в Москве и там же в салоне страхует по КАСКО. Единственным условием, определяющим форму выплаты страхового возмещения в договоре указывается направление на СТОА. Клиент подписывает договор и едет себе спокойно домой. В один из дней на припаркованную возле дома машину, строители, заделывающие с помощью монтажной пены стыки плит в доме, в ветренную погоду оставляют на некоторых кузовных элементах капли этой самой пены. ЛКП (лако красочное покрытие) под воздействием химии, которая содержится в составе пены, приходит в негодность. Автовладелец пишет заявление страховщику, машину осматривает оценщик и определяет, что все поврежденные элементы подлежат полной окраске.
В этот момент выясняется, что выплата предусмотерна только путем направления на СТОА, и человеку дают направление к официальному дилеру, но в направлении вместо окраски, чудесным образом оказывается полировка. Хозяин машины обращает на это внимание страховщиков, однако они игнорируют все его замечания.
Пишем претензию, в которой подробно излагаем наши возражения и просим произвести выплату в денежной форме. Страховая компания отказывает, ссылаясь на условия договора, которыми такой формы выплаты не предусмотрено.
Обращаемся в суд. В исковом заявлении (прилагается к публикации) достаточно подробно приводятся доводы, о праве страхователя, вне зависимости от условий договора страхования, получить страховое возмещение деньгами. Данное право предоставленно страхователю императивными нормами закона (ст. 929 ГК РФ, Закон РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ») и не могут быть изменены условиями договора в силу положений ст.ст. 421, 422 ГК РФ. К тому же, сам договор не содержит прямой запрет на выплату страхового возмещения деньгами.
Заявялем так же неустойку, штраф, моральный вред. Суд соглашается с нашими доводами. Клиент получает в два раза больше стоимости ремонта. Результат налицо.
3. Дело третье.
Клиент застрахованный по КАСКО попадает в ДТП. В нашем городе представительства страховщика нет. Есть только агент, который заключает договоры страхования, и компания, которая по договору проводит предстраховые осмотры, а так же составляет акты осмотра после наступления страхового случая. Именно в эту компанияю обратился автовладелец и предоставил поврежденное имущество на осмотр. так же было написано заявление и предоставлены все необходимые документы, предусмотренные правилами страхования.Проходит оговоренный договором срок, после которого, страховщик обязан, либо составить страховой акт, либо отказать в выплате страхового возмещения, однако страховая компания молчит.
Пишем претензию. страховая компания молчит. клиент восстанавливает свое транспортное средство и после этого приходит письмо от страховой компании, которым они просят предоставить ТС на дополнительный осмотр. Пишем еще одну претензию в которой указываем на несоблюдение страховщиком сроков выплаты и о невозможности предоставить ТС для осмотра, так как оно уже восстановлено. Страховая отказывает.
Подаем в суд. Страховщик в первом судебном заседании говорит что договор заключен ненадлежащим лицом и соответственно выплачивать они не имеют права. В подтвержеднии своих доводов представляют в суд просроченную доверенность агента, который оформлял полис.
Направляем судебное поручение, опрашиваем агента, запрашиваем агентский договор. Выясняется. что полномочия агента прописаны в самом договоре и дублируются в доверенности, что делает ее бесполезной бумагой. К тому же указываем страховщику, что все доверенности. которые они выдают агентам в дополнение к договорам ничтожны, так как не заверены нотариально что обязательно в силу нормы ст. 187 ГК РФ при передоверии.
Так же изучив документы выясняем, что подписывал настоящий договор не агент, а директор филиала, а так же был подписан акт о приемке выполненных работ по заключению настоящего договора и агенту была перечислена комииссия.
В результате разбиваем в пух и прах доводы страховщика о недействительности договора. К тому же страховщик не заявлял встречных требований о признани договора недействиетльным или незаключенным (это как известно обязательная процедура в таких случаях).
Следующий довод страховщика был еще лучше. Они оказывается не осматривали поврежденное транспортное средство и не получали никакой акт от компании, которая проводит осмотры. А так же данная компания вообще не имеет права проводить такие осмотры.
Так же, судебным поручением опрашиваем директора той компании. Он дает пояснения о том, что есть договор между страховщиком и компанией, где черным по белому прописано, что именно они проводят осмотры в нашем городе и направляют акт осмотра страховщику. И что по данном акту было получено вознаграждение от страховщика-целых пятсот рублей. Истребуем договор и акт выполненных работ, а так же документы по оплате.
Страховщик утверждает что акта в глаза не видел и машину не осматривал, но вопрос: «а почему же тогда в своем письме вы просите предоставить ТС на дополнительный осмотр? Если нужен дополнительный значит был и первоначальный? » — ставит их в тупик.
Дальше страховщик начинает оспаривать сумму, просит предоставить документы подтверждающие фактические затраты на ремонт (машина то отремонтирована), хотя услвоия договора предусматривают выплату по калькуляции. Предоставляем фактические затраты, они примерно равны сумме нашей оценки. страховщик находит в нашем отчете противоречия и предоставляет свой расчет с меньшей суммой. После совещания с клиентом (а прошло уже около года) соглашаемся с суммой страховщика, дабы не увязнуть в судебной экспертизе.
Страховщик зачем то ходатайствует о назначении судбеной экспертизы, однако не находит поддержки в лице председательствующего. Суд выносит решение. С учетом штрафа и неустойки клиент получает гораздо большую сумму. Год работы. результат налицо.
Может кому и пригодится такая практика. С уважением.