Наша коллега, Уважаемая Гарева Элина Николаевна, спросила праворубцев: «А вы беретесь за перспективные дела?».
По моему скромному мнению перспективность, это один из важных критериев дела, за которое берутся адвокаты и юристы. Но бывают такие дела, перспективность которых не только сомнительна, но даже вызывает удивление, как такие дела вообще дошли до суда.
Об одном таком деле пойдет речь в этой публикации.
У крупного московского поставщика (будущего истца) был заключен контракт с бюджетным учреждением здравоохранения (будущим ответчиком и моим доверителем) на поставку лекарственных средств.
Контрактом была предусмотрена приемка товара партиями по бумажным передаточным документам. В то же время 44-ФЗ, в соответствии с которым был заключен контракт, была установлена обязанность проводить приемку поставленного товара в электронном виде с помощью Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
При размещении закупки и заключении контракта никто на этот нюанс не обратил внимание. Поставщик размещал электронные документы о приемке в ЕИС и направлял вместе с партией товара бумажные сопроводительные документы.
Так продолжалось некоторое время, пока не произошел сбой. По бумажным документам о приемке небольшая партия товара была принята и оплачена моим доверителем, а с приемкой в ЕИС случилась накладка. По какой-то причине электронную приемку не произвели.
Поставщик недолго думая направил претензию, в которой потребовал осуществить электронную приемку и оплатить штраф за нарушение порядка приемки товара – 1 000,00 руб. Приемку произвели, а штраф не заплатили. Поставщик подал исковое заявление в арбитражный суд о взыскании штрафа с моего доверителя.
Ко мне дело попало после возбуждения производства по нему судом. Правовая позиция истца казалась мне очень сомнительной, поскольку контрактом штраф был предусмотрен за неисполнение обязательства, а за просрочку исполнения обязательства была предусмотрена пеня, размер которой в данном случае был меньше минимум на порядок размера взыскиваемого штрафа.
Но дело даже было не в этом. Истец основывал свое требование на неисполнении моим доверителем обязательства по электронной приемке товара, которая вообще не была предусмотрена контрактом. Установленный контрактом порядок приемки товара моим доверителем был исполнен, поставщик получил оплату до того, как товар был принят в ЕИС, установленном 44-ФЗ порядке.
В суде истец настаивал на том, что моим доверителем была допущена не просрочка исполнения обязательства, а нарушен порядок приемки товара, т.е. допущено ненадлежащее исполнение предусмотренного контрактом обязательства. Я упирал на то, что предусмотренный контрактом порядок приемки товара был соблюден, а установленный Законом порядок приемки был исполнен с просрочкой, но ответственность за эту просрочку ни Законом, ни контрактом не была установлена.
В первой инстанции по делу состоялось четыре онлайн-заседания. Дело рассматривала заместитель председателя Арбитражного суда Ивановской области. Напомню, что размер исковых требований составлял одну тысячу (!) рублей.
Со стороны истца участвовали молодые юристы, магистры МГЮА на минуточку, которые видимо решили потренироваться на кошках на маленькой районной больничке в депрессивном регионе. К каждому судебному заседанию представители истца и ответчика готовили дополнения к своей позиции со ссылками на судебную практику. Только юристы истца напирали почему-то на судебную практику московского региона, а я на практику вышестоящих судов Арбитражного суда Ивановской области, в котором рассматривалось дело.
Решением суда в удовлетворении иска было отказано. Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, но безрезультатно.
И вот тут возникает главный вопрос. Что это было? Какую перспективу увидели юристы истца в этом деле? Ведь только расходы на госпошлину у истца превысили в пять раз взыскиваемую сумму. И это ещё по старым размерам госпошлины. По новым размерам это было бы в сорок раз больше размера исковых требований.
Позиция истца лично для меня выглядела бесперспективной с самого начала. Но, даже получив обоснованные возражения, юристы истца не отказались от иска, раз за разом запрашивая онлайн участие в судебном заседании на такую смехотворную сумму иска. А потом ещё и подали апелляционную жалобу.
Моё предположение, что юристы истца хотели сформировать или масштабировать в другие регионы свою положительную судебную практику взыскания с просрочивших приемку товара заказчиков вместо копеечных сумм пеней штраф, размер которого хоть и является тоже небольшим, но всё же кратно превышает размер пеней, взыскиваемых при аналогичных обстоятельствах. Но что-то пошло у них не так.
В итоге всё закончилось для моего доверителя хорошо.
P.S. Справедливости ради стоит сказать, что несвоевременная приемка товара в ЕИС, постановка на бухучет и оплата товара ранее его приемки в ЕИС аукнулись допустившим их должностным лицам заказчика делами об административном правонарушении по результатам плановой проверки службы государственного финансового контроля. Там тоже всё закончилось хорошо.
Но это уже совершенно другая история.
***
С уважением, юрист
Ширшов Игорь Михайлович