Командир войсковой части обратился с иском к моему доверителю, военнослужащему этой же части о взыскании материального ущерба в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
В обоснование своих требований истец указал, что ответчик получил по накладным рейдовое имущество на сумму более 3-х миллионов рублей, которое не представил к инвентаризационной проверке, проводившей в период с 15 мая по 18 июня 2020 года. Это явилось основанием для обращения с иском в суд.
С такими требованиями ответчик категорически не согласился, мы просили суд в иске командиру части отказать.
В соответствии со ст. 2 Закона № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» прямой действительный ущерб (далее — ущерб) — утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества, затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших от умышленных действий других военнослужащих, произведенные воинской частью, излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам, а также уплаченные воинской частью неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.
В соответствии со ст. 3 названного Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.
Другими словами, истец в настоящем гражданском процессе обязан был доказать, что войсковой части причинен прямой действительный ущерб по вине военнослужащего.
Вместе с тем таких доказательств в суд представлено не было.
В зале суда было достоверно установлено, что все рейдовое оборудование, полученное военнослужащим, имело целевое назначение, было установлено в Баренцевом море на судно- мишени и уничтожено в ходе плановых стрельб дальней авиации. Следовательно, истцу не был причинен прямой действительный ущерб. Полученное имущество было использовано по назначению. На хранении у ответчика не находилось. Его вины в этом нет.
Истинным мотивом для обращения в суд, по моему мнению, явились совершенно иные обстоятельства. Вплоть до июня 2020 года спорное имущество на сумму, превышающую 3 миллиона рублей, не было надлежащим способом списано с довольствия войсковой части. Подозреваю, что кому-то из командования за это изрядно «влили». А вину, естественно, возложили на ответчика. Нашли, как говорится крайнего.
Однако истцом не принято во внимание, что военнослужащий за этот период неоднократно обращался с просьбой списать рейдовое имущество. Членом комиссии по списанию имущества части он не является. Фактически он не имел возможности самостоятельно принять решение о списании подотчетного имущества, хотя с соответствующим рапортом обращался.
Сам по себе факт не списания подотчетного имущества не свидетельствует о причинении истцу прямого и действительного ущерба, так как возможность для его списания до настоящего времени не утрачена.
Суд отказал командиру части в иске. Правильно выстроенная защита от исковых требований должностных лиц войсковой части помогла суду принять законное и обоснованное решение в пользу военнослужащего.


оборудование, полученное военнослужащим, имело целевое назначение, было установлено в Баренцевом море на судно- мишени и уничтожено в ходе плановых стрельб дальней авиацииУважаемый Николай Васильевич, при таких обстоятельствах, исковые требования более чем странные, и суд совершенно правильно отказал у удовлетворении иска! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, согласен с Вами (handshake). Иск подан ради самого процесса! Видимо влили знатно.
Уважаемый Николай Васильевич, когда очень хочется, то можно и таким образом попытаться уйти от ответственности. Легче всего перевести стрелки на другого… Иного результата в суде и не могло быть. Хорошая работа!(handshake)
Уважаемый Игорь Иванович, спасибо (handshake).
Уважаемый Николай Васильевич, отличная работа, примите мои поздравления!
Вам известно кем это исковое заявление составлялось? Помощником командира полка по правовой работе или нет?
Уважаемый Евгений Викторович, спасибо. В части есть нештатный юрист. По всей видимости, иск составлял он, но решение о привлечение к материальной ответственности принималось непосредственно командиром.
Уважаемый Николай Васильевич, я думаю, что одной из причин подобного рода исковых заявлений, является «снятие погон» с должности помощника командира полка по правовой работе, которое произошло, если мне сейчас не изменяет память в 2009 году.
Уважаемый Евгений Викторович, не буду спорить. Но знаю, что в некоторых воинских частях есть должности штатных юристов. Почему нет в этой части, не знаю.
Уважаемый Николай Васильевич, отличная работа!
не было надлежащим способом списано
На самом деле, половина всех исков именно из-за этого. Виновный вышестоящий переводит стрелки на бесправного нижестоящего, да ещё и в суд идёт...
Уважаемый Сергей Леонидович, спасибо. Согласен с Вами, командиру всегда есть на кого перевести ответственность.