Кольский районный суд Мурманской области признал за истцом право собственности на жилой дом, расположенный в селе Ура- Губа по основаниям приобретательной давности.
Обстоятельства дела: в сентябре 1983 года ответчик передал в собственность истцу жилой дом по адресу: сельское поселение Ура-Губа Кольского района Мурманской области, общей площадью 37,4 кв. м, в том числе жилой 22,0 кв.м.
С этого времени, вот уже 37 лет, истец добросовестно владеет указанным жилым домом как своим собственным открыто, оплачивает коммунальные услуги, содержит придомовой участок.
Письменного договора стороны не заключили, но факт сделки подтверждается справкой ответчика, снятием собственности с баланса ответчика, отсутствие претензий на спорное жилое помещение.
В соответствии со справкой Росреестра права собственности на спорный жилой дом никем не зарегистрированы.
Таким образом, истец приобрела в собственность указанный жилой дом, но зарегистрировать право не могла из-за отсутствия подтверждающих документов, а также отсутствием государственной регистрации права собственности у прежнего собственника- ответчика СПК «Энергия».
Правовые основания иска: в соответствии со ст. 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
На основании ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Статьей 69 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Тем самым представленные обстоятельства убелили суд в том, что истцу фактически был передан в собственность жилой дом, однако в настоящее время государственная регистрация соответствующего права истца невозможна. Возможность получить в ином порядке правоустанавливающие документы на жилой дом у истца отсутствовала. Ответчики право собственности истца на данное имущество не оспаривали, иными лицами прав на спорный объект недвижимости не заявлено. При этом истец с 1983 года, то есть более 18 лет, открыто, добросовестно и непрерывно владеет спорным объектом и несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные услуги.