Отыскав на просторах интернета юристов и адвокатов в Орловской области, ознакомившись с отзывами, гражданка обратилась ко мне за помощью.
Суть проблемы состояла в следующем.
Гражданка имеет завещание на имущество в виде квартиры.
После смерти завещателя приняла наследство, сделала капитальный ремонт, содержит квартиру, уплачивает все коммунальные платежи. Все квитанции приходят на её имя.
Свидетельство о праве на наследство не получала, в силу юного возраста считала, что завещание и есть тот документ, который подтверждает её право.
Оригинал завещания был утрачен, но была его копия.
С момента смерти завещателя прошло десять лет. Однако, как выяснилось позднее, это была не единственная проблема.
Начали с нотариуса. Подали заявление о выдаче копии завещания. Копия благополучно была получена и нотариально удостоверена.
После получения копии завещания подали заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Постановлением от 03.08.2018 года в совершении указанного нотариального действия было отказано по причине пропуска шестимесячного срока, предусмотренного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для принятия наследства со дня открытия наследства.
Данное постановление обжаловали.
Согласно абз. 1 ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и абз. 1 ч. 1 ст. 310 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении суд рассматривает в порядке особого производства.
При рассмотрении заявления об оспаривании действий нотариуса, суд вынес определение об оставлении заявления без рассмотрения, с выводом о наличие спора о праве. Так же в этом процессе было установлено, что наследуемое имущество было передано в собственность в 1993 году в порядке приватизации двум лицам.
При дальнейшем изучении полученных документов было установлено, что один собственник умер в 2000 году, а второй оставался проживать в квартире и пользовался имуществом единолично. В наследство после смерти умершего никто не вступал. Таким образом, имущество в виде 1/2 доли квартиры стало выморочным.
Однако муниципальное образование никакого интереса к нему не проявляло.
В 2008 году умер и единственный титульный пользователь квартиры.
Далее проблема усложнялась еще и тем, что мой доверитель проживала и была зарегистрирована в данной квартире, но практически за несколько месяцев до смерти завещателя снялась с регистрационного учета в связи выездом на учебу, продолжая пользоваться.
Получив выписку из ЕГРП обнаружил, что квартира вообще не имеет собственников, так как после регистрации договора в БТИ в 1993 году, другие регистрационные действия не производились. МРИ БТИ подтвердило регистрацию права по договору приватизации.
Полностью изучив все ньюансы проблемы пришёл к выводу, что завещатель после смерти одного из собственников и пользуясь квартирой действовала открыто, не зная об отсутствии у неё такого права на 1/2 доли в квартире.
Вступив в наследство мой доверитель также пользовалась всей квартирой и тоже открыто, как собственным имуществом, так как в завещании от 2000 года указана полностью вся квартира.
Согласно пункта 3 ст. 234 ГК РФ предусматривается возможность соединения сроков владения таким имуществом ею и ее предшественником.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность, соответственно, Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
— давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
— давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
— давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ);
— владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Было подготовлено и подано исковое заявление о признании права собственности на 1/2 доли квартиры в порядке приобретательной давности, а на вторую часть признания права собственности в порядке наследования.
При подготовке иска использовал судебную практику ВС РФ.
Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Решение вступило в законную силу.