Это дело началось с обычной консультации по вопросу оформления незарегистрированной, ничейной доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, которая с течением времени не попала в состав наследства.
Право общей долевой собственности переходило через несколько поколений на протяжении тридцати лет, в конечном счёте частично принято обратившимся ко мне доверителем. На первый взгляд выходило, что ничейная доля просто затерялась в процессе наследования, и надо было этот пробел устранить. Вроде всё очевидно и относительно несложно – подаём в суд иск о признании права собственности в порядке наследования, участвуем в судебных заседаниях, объясняя суду суть проблемы, и получаем итоговое решение, с которым обращаемся в Росреестр. Так было, например, вот в этом деле.
Но при изучении документов была выявлено, что права на «ничейную» долю к наследодателям доверителя не переходили, а потому не получалось использовать отработанный метод.
Цепочка наследования и родственных связей выглядела так:
Спорная доля относилась к жилому дому, который более 30 лет назад был разделён на две самостоятельные части. Одна из них принадлежала О.Е.Г., которая умерла в 1988 году. Наследниками были её родные дети Р.Л.М., Т.Р.М., О.В.М., которым нотариус выдал свидетельство о праве на наследство, состоящее из 13/35 долей в праве общей долевой собственности, зарегистрированное в дальнейшем в реестровой книге местного бюро технической инвентаризации.
После оформления наследства О.В.М. уехал на другой конец страны, с тех пор контакты с ним были утрачены. Половиной жилого дома пользовались Р.Л.М и Т.Р.М.
В 1996 году умерла Р.Л.М., её наследство приняла дочь Н.Е.М.
В 2015 году умерла Т.Р.М., которая не имела наследников первой очереди, а потому наследство должно было перейти к Н.Е.М., но и она умерла через несколько месяцев после Т.Р.М.
Так доли в праве общей долевой собственности, которые ранее принадлежали Р.Л.М. и Т.Р.М., перешли к моему доверителю. Доля же О.В.М. так и осталась за ним числиться.
Полученное наследство доверитель решил продать, но появилась загвоздка в виде неоформленного земельного участка под частью дома. Местная администрация сообщила, что выделить земельный участок доверителю невозможно, так как обратиться с этим должны все собственники, в том числе и О.В.М., связь с которым была утрачена.
Сведений о местонахождении либо смерти О.В.М. не имелось, и стало очевидно, что в порядке наследования признать право собственности на его долю не получится.
Выход же нашёлся через ст. 234 ГК РФ
Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены данной статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Подан иск о признании права собственности в порядке приобретательской давности. Внимание суда было обращено на то, что в соответствии с ч.3 ст. 234 ГК РФ подлежит учёту не только период владения частью дома моим доверителем, но и его предками. Для подтверждения периода открытого владения в суд были представлены квитанции об оплате коммунальных услуг, в качестве свидетеля была приглашена соседка, проживавшая рядом со спорным домом с конца 90х годов.
Рассмотрев дело, суд вынес заочное решение об удовлетворении в полном объёме заявленных исковых требований.
****
С Уважением, адвокат Сергеев Иван Анатольевич