Президиум Московского областного суда отменил постановление городского суда и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам о наложении ареста на личное имущество подозреваемого по ст. 199 УК РФ.
Понадобилось «всего» пять месяцев, чтобы добиться справедливого процессуального решения, основанного на нормах УПК. За это время были перепробованы все средства для восстановления справедливости — это жалобы руководству следственного комитета, в областную прокуратуру и соответственно надзорная жалоба в суд.
Ответы, на полученные жалобы о незаконности ареста имущества физического лица за уклонение от уплаты налогов юридическим лицом, подвергали в шок.
Так, например, супруга, подозреваемого обратилась с жалобой в следственный комитет Московской области, о том, что ей принадлежит 1/2 часть доли в общем имуществе супругов и она не является участником уголовного судопроизводства, почему на ее долю вообще наложен арест?
Сотрудники отдела процессуального контроля, рассмотрев жалобу и приложенные к ней документы, пришли к выводу и сообщили (наверное очень тщательно рассматривали), цитирую дословно:
… постановлением следователя от 16.10.2012 года в отношении Вас возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ… следователь в соответствии со ст. 115 УПК РФ имеет право, обратиться с ходатайством в суд о наложении ареста в целях обеспечения иска и т.п...
Вот это была новость неожиданная, пришлось написать жалобу Бастрыкину А.И. о том, что в отношении супруги подозреваемого не может быть возбуждено дело по ст. 199 УК РФ, потомучто она никогда не была генеральным директором или главным бухгалтером, каких либо организаций (ответа пока нет — наверное изучают).
Между написанием жалоб, супруге подозреваемого пришлось обратиться в суд в порядке ГПК РФ с заявлением об исключении ее доли имущества из под ареста в соответствии со ст. 442 ГПК РФ. Но вот возникла какая проблема — по данной статье, в качестве ответчика привлекаются должник (т.е. супруг) и взыскатель (вот со вторым ответчиком определиться было сложнее).
Гражданский иск по возбужденному уголовному делу не заявлен ни прокуратурой, ни налоговым органом, так что взыскатель физически отсутствует.
Я указала в качестве второго ответчика — местный следственный отдел (все таки по их инициативе был наложен арест). Думала в суде пообщаемся со следователем и выясним почему арест наложен с нарушением законодательства. Представитель СК в суд не явился, пояснив что очень занят на работе.
Суд при рассмотрении дела, в порядке ГПК РФ, занял нашу позицию и удовлетворил заявление. 1/2 доли имущества была освобождена из под ареста.
Радость у нас была недолгой, представитель следственного комитета не согласился с решением суда и подал… АППЕЛЯЦИОННУЮ ЖАЛОБУ...
Но нам повезло, система правосудия преподнесла неожиданный подарок, рассмотрение дела по надзорной жалобе подозреваемого о незаконности ареста было назначено на несколько дней раньше, чем рассмотрение апелляции.
В судебном заседании президиума, мне как представителю подозреваемого по доверенности, предоставили слово, не усмотрев в отличии от городского суда нарушения в том, что уголовном процессе, представлять интересы подозреваемого вправе только адвокат.
Нашему удивлению не было предела, когда прокурор, участвующий в процессе, полностью поддержал доводы надзорной жалобы и просил отменить постановление суда, в связи с отсутствием гражданского иска и что плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на прибыль является юридическое лицо, соответственно налагать арест на имущество физического лица по ст. 199 УК РФ недопустимо.
Президиум, посовещался и отменил постановление суда....
На заседание апелляции, я подготовила ходатайство о прекращении дела по жалобе, в связи с тем, что другим судом между теми же лицами, по тем же основаниям отменено постановление на основании которого наложен арест.
Так как копии постановления президиума мы еще не получили, я предоставила в судебное заседание копию определения о передаче дела в президиум. Когда судьи задали вопрос представителю СК, знает ли он об отмене постановления президиумом и предложили ознакомиться с определением о передаче надзорной жалобы на рассмотрение, последовал странный ответ.
От ответа представителя СК судьи даже немного растерялись — представитель СК пояснил ...«мне это не нужно и я поддерживаю доводы апелляционной жалобы». Эта реплика прозвучала с таким презрением, только не понятно к кому.
Суд ушел на совещание и не стал выносить никакого определения по жалобе, отложили заседание на время изготовления постановления президиума, для его приобщения к материалам дела.
Я не могу понять, почему следователь СК воспринимает отмену постановления о наложении ареста, как личную обиду. При общении с адвокатом, следователь заявил, ..." я гарантирую, что иск будет все равно предъявлен и арест не снимут"...
Вот такая история с арестом имущества по ст. 199 УК РФ, получилась насыщенная.
Но все-таки хочется отметить, что не все должностные лица правоохранительных органов такие безграмотные. После многочисленных отписок, у меня просто «лопнуло терпение» и возмущению не было предела, пришлось поехать в генеральную прокуратуру и записаться на прием. С дежурным прокурором мы общались около часа, я ему рассказывала, что нельзя так с подозреваемым обращаться и уж если возбуждают уголовное дело, то можно хотя бы проводить следственные действия в соответствии с нормами УПК, а не так — как хочу так и делаю.
Прокурор выслушал меня спокойно, посмотрел текст жалобы и сказал, что все наши доводы относительно незаконности ареста правильные, но есть одно грубое процессуальное нарушение — это отсутствие иска в уголовном процессе. Очень был удивлен, почему никто не обратил на это внимание и дал хороший совет обратиться после заседания президиума с заявлением о привлечении должностных лиц к ответственности за абсурдные решения-отписки. На следующей неделе планирую подать.
Сейчас пишу ходатайство о прекращении уголовного дела, там тоже сплошные процессуальные нарушения, но свои соображения думаю изложить в следующей публикации…