История, о которой хочу рассказать, явилась примером очередного вынужденного компромисса при вынесении приговора, вызванного нежеланием судьи оправдать подсудимого.

Ко мне обратилась молодая девушка с просьбой помочь спасти  любимого из цепких лап правосудия.

На первый взгляд, дело мне показалось достаточно простым и, если можно так сказать, «стандартным». Мужчине, назовем его – Б., было предъявлено обвинение по ч.2 ст. 228 УК РФ, судом вынесено постановление о заключении обвиняемого под стражу. Положение обвиняемого усложнялось наличием опасного рецидива преступления.

Поле беседы с подзащитным в СИЗО, прояснились некоторые важные моменты, а именно, наличие давнего конфликта обвиняемого и оперуполномоченного, производившего задержание.

Б. не отрицал, что является наркозависимым лицом, однако, с инкриминируемым им деянием согласен не был. Б. утверждал, что совместно с товарищами «культурно отдыхал» недалеко от дома на автобусной остановке. Посиделки друзей были нарушены вторжением оперативного уполномоченного 3-го отдела полиции по городу Мытищи Московской области, который «подлетел» к ним на личном автомобиле с требованиями оставаться на местах и предъявить документы.

Спустя некоторое время к «компании» присоединился и экипаж ППС, сотрудники полиции надели на всех наручники и доставили в отдел полиции, в актовый зал, где под надзором одного из сотрудников, они провели длительное время. Оперативный уполномоченный привел Б. в свой служебный кабинет и сделал несколько фотографий его, Б. в «компании» с двумя мужчинами, предварительно вывернув один из карманов шорт, в которых находился Б. Принимая во внимание богатое уголовное прошлое Б., действия оперативного уполномоченного не стали для него загадкой, в связи с чем, Б. принял для себя решение ни с чем не соглашаться и ничего не подписывать. В этом желания Б. и сотрудников полиции полностью совпали.

Фотография была приобщена к протоколу изъятия у Б. двух свертков с героином. Протокол Б. даже ни кто и не показывал. Понятые везде расписались и подтвердили факт изъятия наркотика.

Здесь необходимо отметить, что кроме героина был изъят и мобильный телефон Б., который был упакован в отдельный конверт и приобщен к протоколу.

В ходе моего ознакомлении с протоколами следственных действий, следователь «намекнул», что обвиняемый «ведет себя не правильно, пошел на конфликт с опером и, за это, ему предъявят обвинение в приготовлении к сбыту наркотических средств в крупном размере, благо изъято у него два свертка».

Такое развитие событий было вполне предсказуемо, и я приступил к «боевым действиям» со следствием.

Первое, что бросилось в глаза в протоколе изъятия — это несовпадение количества конвертов с изъятым, приобщенных к протоколу, с количеством конвертов указанных в описательной части протокола. Мной было подано ходатайство следователю с просьбой разъяснить, какие конверты все же были приобщены к протоколу изъятия.

В ходе дополнительной беседы с доверительницей, последняя пояснила, что уже после проведения личного досмотра Б. (судя по времени составления протокола), с изъятого и упакованного телефона Б. на ее телефон поступило несколько звонков от оперативного уполномоченного, который приглашал ее на беседу.

На следующий день у меня уже была заверенная оператором сотовой связи детализация звонков с ее номера.

Понятые, которые якобы присутствовали при проведении личного досмотра Б. оказались сотрудниками ЧОП, охраняемый объект которого располагался на достаточном удалении от отдела полиции. Пообщавшись с руководителем ЧОП, выяснил, что данные граждане в тот день находились на рабочем месте, то есть в десятках километрах от Мытищинского отдела полиции. Путем несложных математических вычислений, пришел к выводу, что от охраняемого объекта до отдела полиции они домчались по улицам города со скоростью не менее 165 км/ч.

Скорость мной была высчитана в связи с тем, что сотрудники полиции указывали время, за которое они успели доехать до места работы понятых, пригласить последних для участия в личном досмотре и, соответственно, вернуться в отдел полиции.

Самый большой подарок мне и обвиняемому преподнес сам следователь, который, с целью «узаконить» не приобщенные к протоколу изъятия конверты, решил изъять все конверты с вещественными доказательствами, в том числе с наркотическим средством у оперативного уполномоченного путем проведения выемки, спустя 2 недели с момента возбуждения уголовного дела.

Такой прием уже давно вошел в обиход полиции, следователь был совсем молоденький, работал в полиции первый год и просмотрел собственную расписку на рапорте в получении материалов уголовного дела и тех самых конвертов с героином, подведя себя и оперативного уполномоченного под оконченный состав особо тяжкого преступления — сбыту наркотических средств в крупном размере.

Попытки в устной форме вразумить следователя ни к чему не привели и закончились предъявлением Б. обвинения в приготовлении к сбыту наркотических средств со словами: —«Наш суд такие дела как орешки щелкает! Получит 10 лет!»К моменту ознакомления с материалами уголовного дела, к защите подключилась адвокат Корешкова Елена Валерьевна. Нами было направлено заявление в прокуратуру города Мытищи Московской области, с требованием провести проверку по факту причастности следователя и оперативного уполномоченного к незаконному обороту наркотических средств, по тем основаниям, что следователь, получив конверт с, возможно, наркотическим средством (проводилось только исследование), изъятым у Б., одновременно с материалами уголовного дела, передал его неизвестному лицу, а впоследствии изъял уже другой конверт с наркотическим веществом (установлено путем производства экспертизы) у оперативного уполномоченного.

Нашему подзащитному были даны подробные разъяснения, что по сложившейся пагубной судебной практики, суды покрывают многие «ошибки», допущенные при производстве предварительного расследования и наша «война» может и не завершиться победой. На что Б. ответил, что если его осудят за покушение на сбыт, то это точно будет последняя судимость в его жизни и выразил желание бороться до победного конца!

После поступления материалов дела прокурору для удостоверения обвинительного заключения, дело было изучено и возвращено для проведения дополнительного расследования.

Следователем нам было сделано просто шикарное предложение – переквалификация на ч.2 ст. 228 УК РФ в обмен на признание вины, даже показания можно было не давать! Но обвиняемый на тот момент занял принципиальную позицию и отказался от данного предложения.

Еще один момент, который поверг нас в легкое недоумение, это находящееся в материалах уголовного дела постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.228 ч.2 УК РФ в отношении нашего подзащитного, вынесенное следователем в ходе предварительного следствия. Копию данного шедевра прилагаю.

В судебном заседании были допрошены все, включая начальника 3-го отдела полиции и начальника следственной части по городу Мытищи.

Сотрудники ППС не могли вспомнить, кто им дал распоряжение выехать на место происшествия, каждый из них говорил, что кому-то на мобильный телефон позвонил оперативный уполномоченный и попросил подъехать. На вопрос о том, в связи с чем было принято решение задержать мужчин, сотрудники ППС дружно отвечали – «Они производили впечатление людей, причастных к незаконному обороту наркотических средств».

Задаем следующий вопрос – «А как выглядят лица, причастные к незаконному обороту наркотических средств? По каким конкретным признакам вы сделали такой вывод?» Все, программа дала сбой. Вопрос без ответа!

Девушка, указанная как одна из понятых, присутствующих при производстве выемки, очень испугалась вопроса – кто находился в кабинете при производстве выемки. После долгих размышлений выяснилось, что понятая была одна!

Последнюю точку поставил оперативный уполномоченный, который при допросе в суде показал, что действительно, к нему пришел следователь и принес конверты с наркотическим средством, предложив оформить протокол выемки. На что тот, согласился и взял данные конверты, ведь «Следователю виднее как правильно…». Полагаю, что такое заявление было сделано от безысходности. На изъятом конверте с наркотическим средством уже стояла печать экспертного учреждения, в котором проводилась физико-химическая экспертиза, при этом, исходя из дат, указанных в протоколах и постановлениях следовало, что следователь изъял конверт с наркотическим средством до производства экспертизы, откуда тогда печать? Если изъял после производства экспертизы, и ошибка в дате, то зачем изымал, зачем после производства экспертизы передавал конверт оперативному уполномоченному?

Выражение лица судьи выдавало ее сомнение в реальности происходящего. Даже помощник и секретарь с нескрываемым интересом наблюдали за происходящим, отложив все дела.

Исследование материалов дела, преподносило все новые и новые сюрпризы. Номер конверта, указанный следователем в постановлении о производстве физико-химической экспертизы не совпадал с номером конверта, поступившем эксперту!
Суд задал риторический вопрос в никуда – «Кто все это написал?!»В судебном заседании был объявлен продолжительный перерыв, в ходе которого проведена приватная беседа между подсудимым, его супругой, государственным обвинителем и адвокатами. Подсудимый согласился на предложение государственного обвинителя — без признания вины подсудимым, государственный обвинитель отказалась от обвинения по ч.4 ст. 228УК РФ и поддержал обвинение только по ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Суд вынес обвинительный приговор, назначив наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы. Слишком часто в приговоре встречаются слова «техническая ошибка»!

P.S. В настоящей статье были описаны только самые «яркие» нарушения, допущенные при производстве предварительного расследования.
Соавторы: koreshkova

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.приговор24.8 KB
2.PDF - постановление ​об отказе в возбужде​нии дела1 MB
3.PDF - постановление ​об отказе в удовлетв​орении ходатайства575.1 KB

Да 22 22

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Шарапов Олег, gomulin2010, Галкин Константин, koreshkova, Malyy, Ильин Александр, Миркина Оксана, Юскин Олег, igorisaev999
  • 19 Февраля 2015, 07:15 #

    Шикарное дело!
    Копию данного шедевра прилагаю. Если шедевр не отменен, приговор постановлен незаконно?!

    +5
    • 19 Февраля 2015, 08:05 #

      Уважаемый Олег Александрович, там что ни документ, то шедевр.  Наш подзащитный в итоге сдался и согласился на переквалификацию и обвинительный приговор. 
      Следователь был молодой и ему может и простительно  допускать ошибки, но совсем не понятно куда смотрело его руководство и прокуратура ! 

      +6
      • 26 Февраля 2015, 13:46 #

        А от какой даты приведенный приговор по ст.228 ч.2, почитал интересно стало. Насколько свежий? Я так думаю, если бы не рецидив, то отделался бы условным сроком в таком случае?

        +1
        • 26 Февраля 2015, 14:34 #

          Уважаемый Игорь Викторович, это весна 2014.  Согласен с Вами что рецидив  не оставил шансов на более мягкое наказание. 

          +1
          • 26 Февраля 2015, 14:39 #

            Спасибо, но весной 2014 года не так люто было с оборотном наркотиков… в нас в Коми Республике, что-то судьи очень агрессивно настроены на это дело, даже по ст.228 ч. 2, условный срок получить крайне тяжело…

            0
    • 19 Февраля 2015, 09:25 #

      Уважаемый Олег Александрович, законность приговора, безусловно, вызывает сомнения. 
      Нам с Евгением Витальевичем было бы интересно с практической точки зрения настаивать на оправдании, но подзащитный к этому времени уже сильно устал и отступил. Ему к тому времени было 54 года, начал употреблять наркотики в далекой молодости, дожил до таких лет только благодаря регулярному посещению мест лишения свободы. Состояние здоровья было удручающим и, конечно, он уже хотел в колонию, где сможет получать более приличную медицинскую помощь. 

      +3
  • 19 Февраля 2015, 08:58 #

    Уважаемый Евгений Витальевич, «косяки» следствия вряд ли кого уже могут удивить. Они имеют только разную степень выраженности. В данном случае они где-то на 75% из 100%. Обвинительный уклон суда то же не новость. Не мог не поглумиться на молчание полицейских на вопрос: «А как выглядят лица, причастные к незаконному обороту наркотических средств? По каким конкретным признакам вы сделали такой вывод?» Даже самый недалекий правоохранитель из г. Кемерово в 10 прилагательных накидает портрет «типового нарика» — худой, с лихорадочным блеском глаз, почесывающийся, постоянно разминающий шею, заторможенный, с тупым выражением лица и т.п… У Вас что теперь гастарбайтеры стали приходить во THE POLICE? Походу кадровый голод…

    +4
    • 19 Февраля 2015, 09:29 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, квалификация многих сотрудников полиции давно вызывает сомнения. Мэтры уходят со службы в адвокатуру или в коммерческие структуры, а молодежи просто не у кого учиться!

      +2
  • 19 Февраля 2015, 13:02 #

    Слишком часто в приговоре встречаются слова «техническая ошибка»!Уважаемый Евгений Витальевич, зачастую и вышестоящие судебные инстанции «тычут» органам обвинения по поводу так называемых «технических ошибок», а «воз и ныне там».

    Вот, к примеру: «Доводы кассационного представления о том, что техническая описка в написании даты инкриминируемого М. деяния в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого может быть устранена судом в ходе судебного заседания на законе не основываются, поскольку такие действия суда, заключающиеся в корректировании формулы предъявленного обвинения, несвойственны суду, поскольку затрагивают формулирование обвинения, осуществляемое по закону органом следствия» (Уголовное дело N 22-1364/07 // Архив Верховного Суда Республики Мордовия. 2007.) — Из правовой базы КонсультантПлюс.

    +4
  • 19 Февраля 2015, 16:53 #

    Уважаемый Евгений Витальевич, ознакомился с подобным делом и готовлюсь к суду. Нарушений видимо невидимо. Дело расписали судье, которая пришла три месяца назад из мировых. Зная как мировые суды с закрытыми глазами выносят приговоры, даже боюсь представить как пойдет процесс! 

    +4
    • 19 Февраля 2015, 18:46 #

      Уважаемый Александр Валерьевич, желаю удачи в Вашем процессе. 

      +3
  • 20 Февраля 2015, 01:27 #

    Уважаемый Евгений Витальевич, у меня о Дементьевой Ирине Валериевне только самые положительные впечатления. Она несмотря на прокуратуру оправдала моего клиента по контрабанде и с приготовления на сбыт перешла на хранение. Нарушений было очень много, они были существенными, но она внимания на них не обращала в ходе процесса, но результат порадовал все равно.  Бывая в Москве всегда хочется заехать сказать спасибо (на приговор не прилетала), но все времени не хватает.  
    Думаю Вы тоже довольны, тем более, что клиент сам принял решение. Поздравляю. 

    +3
    • 22 Февраля 2015, 01:28 #

      Уважаемая Оксана Николаевна, лично у меня нет никаких претензий к Ирине Валерьевне. Поражает тот факт, что в Мытищинском районе вообще отсутсвует какое-либо взаимодействие на уровне прокуратура-суд.  В Москве бы такое дело не рискнули в суд отправить, тем более что все «косяки» были видны изначально.  Именно судье приходится разгебать все это следственное «дерьмо» — а это по определению не правильно . 

      +2
  • 22 Февраля 2015, 18:16 #

    прочитал и получил большое человеческое и профессиональное удовольствие.

    +3

Да 22 22

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Приготовление к сбыту героина или сплошная техническая ошибка» 4 звезд из 5 на основе 22 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации