Порой, доказывание факта родства превращается в очень сложную задачу. Особенно, если речь идет о наследниках третьей очереди при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих родство. Далеко не в каждой семье бережно хранятся старые документы, касающиеся умерших родственников. Свидетельства о рождении, смерти, заключении брака и т. п. безвозвратно теряются, а в архивах ЗАГС найти нужные сведения иногда невозможно.
Ко мне обратились родственники ветерана Великой Отечественной Войны с просьбой установить в судебном порядке факт родства с умершим племянником. Ситуация осложнялась тем, что все документы были утеряны. Кроме того, запросы в Государственный архив по Смоленской области не дали результатов, т.к. во время боев под Вязьмой во время войны большинство похозяйственных книг и архивных записей были уничтожены.Направленные мною запросы в архив КПСС и в Подольский архив положительных результатов не дали. Хотя архивные документы сохранились (автобиографии и личные карточки), но конкретных данных о родственниках моего доверителя в них не содержалось.
Во время очередного разговора с моим доверителем, он вспомнил, что его отец в силу возраста остался в оккупации, и после освобождения деревни Красной Армией на отца было заведено уголовное дело. Появилось новое направление поиска.
Вскоре, из ФСБ мне пришел положительный ответ о том, что в архиве сохранилось уголовное дело на отца моего доверителя. Материалы уголовного дела по моему ходатайству были истребованы судом. Как и предполагалось, в деле содержались все данные о родственниках обвиняемого: сведения о родителях, детях, братьях и сестрах с адресами их проживания. Следователь НКВД добросовестно выполнял свои служебные обязанности и довольно подробно составил протокол допроса. Кроме того в деле имелась личная анкета арестованного, также с указанием членов семьи.
Образец анкеты арестованного:

С подобными доказательствами установить в суде факт родства не составило труда. Задача, поставленная передо мной, была выполнена.


Уважаемый Евгений Витальевич, весьма нетривиальный тактический ход «в историю», приведший к успешному выполнению задачи современности. (handshake)
Уважаемый Евгений Витальевич, поздравляю, можно сказать Вам повезло. Доверитель вспомнил, а Вы нашли способ как использовать воспоминание с пользой!;)
А я-то думаю, чего это у нас число граждан привлеченных к уголовной ответственности с каждым годом растет… а это оказывается, чтобы никто не терялся! (blush)
Уважаемая Алёна Александровна, вот решил взять гражданское дело для разнообразия, и тут без уголовки не обошлось )
Уважаемый Евгений Витальевич, спасибо за полезный опыт в работе адвоката. Ведь не секрет, что многие граждане нашей страны прошли через данное горнило не столь древней и не вчерашней истории. Поздравляю Вас и Вашего доверителя!(handshake)
Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо за поздравления!
Уважаемый Владимир Михайлович, по поводу древности-я и крепостное право???
Так вот мать моей бабушки, прабабушка, умерла всего за несколько лет до моего рождения.
А родилась она в Нижегородской губернии -крепостной.
Проживи он чуть дольше мы с ней могли бы общаться.
А в умах, крепостное право ближе к монголо -татарам, чем к нам.
Уважаемый Евгений Витальевич, поздравляю Вас!
Это дело — наглядный пример того, что доверителю следует быть со своим адвокатом предельно откровенным и сообщать любые детали, даже те, которые на первый взгляд могут показаться не относящимися к делу. А то ведь иногда нам приходится буквально вытягивать информацию по крупицам.
Очень необычно. В избранное!
Уважаемый Евгений Витальевич, отличный пример нестандартного мышления и оригинального подхода к делу! Поздравляю Вас с заслуженной победой.
Вопрос немного не в тему. Я правильно понимаю, что до суда дело не дошло, раз дело в архиве следственного органа? И какой у него срок хранения?
Уважаемый Владимир Сергеевич, дело дошло до суда и обвиняемый получил 10 лет ИТЛ, где и умер. Но это уже другая история… Как я понял, что срока хранения у этих дел уже нет, т.к. они занесены в фонды архива ФСБ.
Потрясающе нестандартный ход! Поздравляю!
Уважаемый Евгений Витальевич, очень понравилось это Ваше дело. Не так давно я запрашивал Липецкий областной архив о своих предках и получил неожиданные никем из родственников результаты. Год шутили на эту тему. А не более чем месяц назад так же получал архивные данные и делал перевод с немецкого о родственниках супруги, репрессированных в начале ВОВ. Надо сказать это очень интересно. А тем более в приложении к конкретному делу.
Уважаемый Евгений Витальевич, очень понравилась Ваша работа! Просто СУПЕР!
Интересная история. Кино можно снять. Добавить ретроспективу, немного стрельбы, погоню, любовь, и на тебе — сюжет готов.
Уважаемый Евгений Витальевич, интересное у вас дело было и отличный результат, поздравляю! Можно узнать как вы составляли запрос, его формулировка?
Уважаемый Евгений Витальевич, работа проведена огромная. Поздравляю Вас! Подобное исследование было у нас. Мы восстанавливали один документ 1933 г. (прямо на руках крошился, ничего не было видно. Восстанавливали фамилию, тоже с архива.)
Как следователь НКВД из 1943 года помог получить наследство моему доверителю в 2016 г.Связь эпох...
ак и предполагалось, в деле содержались все данные о родственниках обвиняемого: сведения о родителях, детях, братьях и сестрах с адресами их проживания. Следователь НКВД добросовестно выполнял свои служебные обязанности и довольно подробно составил протокол допроса. Кроме того в деле имелась личная анкета арестованного, также с указанием членов семьи.
Интересно, способны ли современные следственные документы помочь потомкам году этак в 2089?
Уважаемый Андрей Валерьевич, хорошие следователи и в наше время допрашивают о составе семьи и кто с кем живет. Правда эти уголовные дела не будут хранить до 2089 года.
Уважаемый Евгений Витальевич, Ваша работа наглядный пример того, что и безвыходная, на первый взгляд, ситуация, имеет небольшой лаз, разглядеть который можно с помощью профессионала. Спасибо за практику.
Уважаемый Евгений Витальевич, очень хороший материал! Спасибо! Я обычно в пример приводила немецкое правосудие (хотя бы на примере осуждения и казни известного татарского поэта Мусы Джалиля), где скрупулезно записывалось и хранилось. Оказалось, и наши Органы не лыком шиты.
Уважаемый Евгений Витальевич, очень интересное дело, а главное нестандартный подход. Приходилось читать старые следственные дела. В Музее политических репрессии в Санкт-Петербурге, есть уголовное дело для всеобщего обозрения, так вот в нем есть протокол обыска в котором стоит подпись участвующего лица — оперуполномоченного, который сейчас видный государственный деятель. Само дело очень интересное по содержанию и кстати в части прекращенное за недоказанностью. Будете в Санкт-Петербурге, почитайте очень интересно.
Уважаемый Евгений Витальевич, пример того. что и в работе НКВД было положительное. Дало результаты через 73 года.