Дело, о котором пойдет речь в данной публикации, продолжается уже полтора года и находится на стадии рассмотрения в суде (2 круг).
Это дело очень неоднозначное, следствие уже изменило первоначальную квалификацию деяния после возвращения его прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ с ч.8 ст. 204 УК РФ на ч.4 ст. 159 УК РФ.
Но, все по порядку...
В апреле 2023 года ко мне обратилась знакомая женщина с просьбой об оказании помощи ее близкой подруге, которую оперативные сотрудники задержали в г.Сочи и принудительно привезли в г.Астрахань.
Здесь ей сообщили о возбуждении уголовного дела по ч.8 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», санкция по которой предусматривает до 12 лет лишения свободы.
Это особо тяжкий состав.
Девушку Ирину сразу поместили в ИВС, а на следующий день следователь вышел с ходатайством об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. Т.е. при отсутствии жилья в г.Астрахани, при вменении особо тяжкого состава, следствие просит избрать меру пресечения в виде домашнего ареста по месту жительства подруги.
Странно, не правда ли?
Однако, это вполне объяснимо, когда следствие не уверено в квалификации деяния или вообще в том, что человек будет осужден.
Не секрет. что при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения суды, в основном, руководствуются тяжестью вменяемого деяния и не особо обращают внимание на характеристику личности или отсутствие действий по сокрытию улик.
Если по тяжким составам многих отправляют в СИЗО, то шансы остаться на свободе по особо тяжкому составу вообще минимальны.
Но, тем не менее, подруга привезла в суд документы на свой дом, согласие всех проживающих на пребывание Ирины в этом доме под домашним арестом и суд не стал заключать ее под стражу, избрав домашний арест по месту жительства подруги.
Ну, а теперь перейдем к сути дела.
Моя подзащитная познакомилась с мужчиной на одном из мероприятий для предпринимателей в Москве и стала с ним общаться, между ними завязались личные отношения.
Они часто встречались, приезжали друг к другу в гости, вместе ездили отдыхать несколько раз в год и постоянно были на связи, стали близкими людьми.
В 2018 году мужчина предложил девушке устроиться на работу в его фирму на фабрику по изготовлению изделий из картона в отдел логистики и снабжения.
Работать можно было удаленно, выполняя работу по подбору поставщиков материала для фабрики, а также работу по подбору перевозчиков готовой продукции, согласование между собой рейсов.
Вся эта работа могла выполняться онлайн из Москвы и вполне устраивала Ирину, которая была назначена начальником отдела логистики и приступила к своим обязанностям.
Подчиненных у Ирины не было, но должность начальника отдела позволила ей получить более высокую заработную плату по сравнению с рядовыми сотрудниками фабрики и ее это устроило.
Ирина работала удаленно, фактически, не имея никаких распорядительных и управленческих функций.
Все договоры, которые заключались с поставщиками материалов, перевозчиками, подписывались генеральным директором, которому непосредственно подчинялась Ирина, ставки по перевозкам также утверждались генеральным директором фабрики.
Так прошло несколько лет и Ирина попросила своего друга увеличить ей заработную плату.
Однако, мужчина предложил ей вместо увеличения зарплаты получать дополнительные деньги за счет перечислений от одного из перевозчиков, с которым он, якобы, договорился.
Он уверил Ирину, что это нормальные взаимоотношения и «все так делают».
Перевозчик, с которым договорился мужчина, будет переводить Ирине на карту небольшие суммы после получения оплаты от фирмы за каждую перевозку груза.
Суммы варьировались от 3 до 10 тысяч рублей в зависимости от тоннажа и дальности следования.
Со слов моей подзащитной, эти деньги она тратила на личные нужды, иногда отдавала часть своему мужчине, иногда, по его просьбе, переводила его взрослому сыну. С перевозчиком она позднее познакомилась лично и у них сложились дружеские отношения.
Бывало, что она получала от него деньги в виде подарков к праздникам, давала в долг и получала на карту возврат долга.
Шли годы, в 2022 году отношения с мужчиной охладели.
Осенью 2022 года девушка переехала жить в г.Сочи, разорвала личные отношения с мужчиной, но продолжала онлайн-работу на фабрике.
Мужчина пытался выяснить причины разрыва, приезжал к ней в г.Сочи, но встречи заканчивались лишь ссорами.
Когда все аргументы были исчерпаны, мужчина пообещал Ирине, что она пожалеет о своем поведении.
В январе 2023 года перевозчик, который перечислял деньги на карту Ирины, подал заявление о том, что девушка незаконно требовала с него денежные средства за преференции по перевозкам и за 3 года получила от него значительные суммы денег, просил возбудить уголовное дело.
Было возбуждено уголовное дело по ч.8 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп».
В сумму коммерческого подкупа были засчитаны все переводы на карты моей подзащитной от перевозчика.
За 3 года эта сумма составила около 1,6 млн рублей и включала в себя также подарки к праздникам и возвраты долга.
Поскольку, следствие запросило и получило информацию о всех переводах на карту Ирины от перевозчика, то именно эта сумма легла в основу обвинения по делу.
Несмотря на то, что защита просила рассмотреть каждую сумму перевода с учетом назначения платежа, следователь этого делать не стал.
Перед каждым следственным действием следователь разъяснял преимущества признания вины, обещал договориться с судом о назначении мягкого наказания и т.д. Я заранее предупредила Ирину о возможности таких предложений и это не было для нее неожиданностью. Я ей объяснила, что наказание назначает суд в совещательной комнате и он, при этом, со следователем не советуется.
Более того, в суде гособвинение поддерживает прокурор, а не следователь, Тем не менее, разговоры о признании вины и мягком наказании велись в мое отсутствие, поскольку, всю эту чушь адвокат, обычно, сразу пресекает на корню и сотрудники следственных органов это знают.
Надо признать, что Ирина вела себя мужественно, ни разу не дрогнув и не спасовав перед следователем. А давление со стороны следствия было серьезным.
По делу допросили перевозчика. который, пряча глаза, подтвердил переводы денежных средств.
Бывший друг тоже был допрошен свидетелем и наслаждался положением своей бывшей подруги.
Ирина, признавала факт перевода денежных средств, однако, вину в совершении преступления не признала, поскольку деньги ей перечислялись перевозчиком добровольно и никаких преференций, либо, льготных условий в работе она ему не устраивала.
Мне, как адвокату, сразу было ясно, что следствие ведется в нарушение территориальной подследственности… более того, коммерческий подкуп может совершить лицо, наделенное организационно-распорядительными функциями, а сумма коммерческого подкупа не может формироваться на основе всех перечислений на карту подозреваемой, при том, что этих перечислений было много и часть не была связана с работой.
Все эти моменты неоднократно описывались и в виде ходатайств и заявлений направлялись следователю, прокурору.
Однако. каждый раз приходили ответы, что все правильно, дело расследуется по месту нахождения свидетелей и т.д.
После ознакомления с материалами дела, было подано ходатайство о проведении предварительного слушания по делу, в котором также были изложены все обстоятельства, с которыми была не согласна защита.
Перед судебным заседанием следователь заметно нервничал, вызвал на разговор — просил отозвать ходатайство о направлении дела по подсудности в г.Москву, обещал условный срок.
Защита ни на какие обещания не согласилась и поддержала ходатайство о направлении дела по подсудности.
Поскольку, дело было явно направлено в суд с нарушением правил подсудности, суд обязан был направить его для рассмотрения в г.Москву, о чем и вынес постановление.
Дело было направлено в Москву.
Прибыв на судебное заседание в г.Москву, мы обнаружили, что в суд поступило ходатайство от УФСИН об изменении меры пресечения в связи с нарушением условий отбывания домашнего ареста.
Основанием к этому послужила статья на одном из ТГканалов, которая написана со слов подруги Ирины.
Сотрудники УФСИН посчитали, что Ирина нарушила запрет на общение и направление писем.
Суд в удовлетворении этого ходатайства отказал, однако, вынес Постановление о возврате дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, указав, что не может вынести решение на основе того обвинительного заключения, которое имеется в деле.
Поскольку, ст. 204 УК РФ не предусматривает наличие потерпевшего в деле, то по делу потерпевшего не было.
Обжаловать постановление суда о возврате дела прокурору могли только мы и прокурор.
Прокурор этого делать не стал, мы — тоже.
Однако, такая позиция не устраивала следователя и он в один из дней вызвал мою подзащитную и предложил ей подписать подготовленную им апелляционную жалобу на Постановление о возвращении дела прокурору.
Ирина жалобу прочитала, но подписывать не стала.
Попутно следователь задал Ирине несколько вопросов, оформил их Протоколом (заметьте, что дело было в суде и защитника в этот день не было) и попросил подписать протокол. Ну какой может быть протокол, если дело уже выбыло из его производства???
Ирина, которая всегда расписывалась кратко, в тот день расписалась полной фамилией.
Смысл составления этого протокола стал понятен чуть позднее.
Через некоторое время на сайте суда появилась информация о том, что на Постановление о возвращении дела прокурору подана апелляционная жалоба.
Созвонившись с судом, я узнала, что это действительно жалоба от имени моей подзащитной за ее подписью.
Ирина уверяла, что ничего не подписывала, но текст жалобы, который мы получили из суда совпадал с тем текстом, который она читала в кабинете следователя.
А теперь смысл составления того протокола: поскольку, дело было в суде и у следователя не было образцов подписи Ирины, он составил этот Протокол с которого, вероятнее всего, и скопировал ее подпись.
Подпись на апелляционной жалобе была полной фамилией Ирины.
Объяснив по телефону помощнику судьи ситуацию с жалобой, я попросила не отправлять ее на рассмотрение и подготовила заявление о ее отзыве в связи с тем, что моя подзащитная и защитник эту жалобу не подавали.
Суд вернул жалобу без рассмотрения.
После того, как дело вернулось в следствие, предыдущий следователь уволился из отдела и нашим делом стал заниматься другой следователь.
Заявление о фальсификации было написано и направлено не только в местные структуры, но и в Генпрокуратуру и СК РФ.
Поскольку ответа на заявление ни моей подзащитной, ни мною так получено и не было, а на заявления о выдаче результатов проверки и принятых решениях не отвечают, в октябре было направлено заявление в Генпрокуратуру РФ.
Новый следователь, которому передали дело после возвращения в порядке ст. 237 УПК РФ, решил, что деяние, совершенное Ириной, коммерческим подкупом не является и переквалифицировал его на ч.4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество), санкция по которой составляет до 10 лет лишения свободы.
Как вы понимаете, в этом случае потерпевший по делу уже предусмотрен!
Как думаете, кто стал потерпевшим?
Перевозчик, который перечислял деньги со своей карты после получения денег за рейс?
НЕТ… организация, в которой работала Ирина!
Чем дальше, тем интереснее?
Но, об этом расскажу во второй части этой «увлекательной» истории...
Кстати, от Ирины получено письменное заявление о возможности публикации с просьбой не скрывать ее персональные данные.


Уважаемая Светлана Викторовна, с нетерпением жду продолжения! Ох уж эта «трепетность чувств», где отверженные готовы тратить весь свой потенциал, лишь бы максимально осложнить жизнь «бывшей»/«бывшему», воплощая самые дерзкие свои и самые коварные фантазии.
Уважаемая Оксана Федоровна, да уж. А не готовился ли он к этому заранее, устроив ситуацию с перечислением денег? Я задавала этот вопрос и себе и своей доверительнице. Она лишь разводит руками…
Уважаемая Светлана Викторовна, ну, исходя из ситуации, исключать я и этого бы не стала…
Уважаемая Светлана Викторовна, дело просто огонь! (*)
Если уж следователь решил накропать апелляционную жалобу вместо обвиняемой, это явно свидетельствует о том, что в деле всё может посыпаться самым фатальным для него образом, и я надеюсь, что так оно и произошло ;)
Что касается самой сути обвинения, то у меня нет приличных слов, чтобы охарактеризовать уровень извращённости фантазий не только следователя, но и инициатора всего этого спектакля — бывшего партнёра, поскольку это выходит за рамки разумного, особенно в части подарков и возврата долга :x
С нетерпением жду продолжения этой истории! ;)
Уважаемый Иван Николаевич, Вы правы, фантазии зашкаливают у всех.
Но, если бывший партнер обижен на подругу и может действовать импульсивно и нелогично, то следствие-то что творит?
Коммерческий подкуп не прошел в суде, значит, пробуем мошенничество… а вдруг?
Только как может быть признана потерпевшим лицом организация, если деньги поступали от перевозчика, получившего свою зарплату за произведенные услуги?
Судя по всему, после того, как лицо получает свою зарплату, оно должно отчитаться о тратах этих денег на благое дело, а не всякие ОТКАТЫ платить… Видимо, такая логика!
Уважаемая Светлана Викторовна, ну, как-как? Неизвестно как. Возможно, «по многочисленным просьбам».
Уважаемая Светлана Викторовна, вау… какой же целеустремленный следователь был, нашел все таки способ как обмануть систему, жаль, что в тот момент не подумал о последствиях своего поведения...(giggle)
Очень интересно увидеть продолжение дела и его результат! С нетерпением жду продолжения!! :)
Подпись на апелляционной жалобе была полной фамилией Ирины.
Уважаемая Елена Анатольевна, результат будет чуть позже!
Уважаемая Светлана Викторовна, от любви до ненависти — один шаг.
Но как же дорого дался этот шаг этому м...., которого и мужчиной назвать язык не поворачивается. И не только в материальном выражении, связанном в сопровождении вопроса возбуждения и расследования уголовного дела. Надеюсь, этот свидетель, (моральный урод) будет достойно допрошен в суде, а затем ещё и наказан судьбою...
Кстати, случаем не он ли является представителем потерпевшего? Уж потерпевшему директору надо уделить особое внимание на своих сотрудников-коррупционеров!!!
Уважаемый Андрей Владимирович, подозрения о спонсировании шагов неоднократно возникали в ходе расследования дела.
Но, не пойман, значит… не было.....
Директор вообще в суде сказала, что сумму ущерба ей следователь продиктовал.
Об этом дальше подробнее напишу....
Уважаемая Светлана Викторовна, (giggle)
Уважаемая Светлана Викторовна, увлекательнейшая история(Y) Жизнь становится все чудесатее и чудесатее.
Уважаемый Олег Витальевич, это точно! Следователи за адвокатов жалобы пишут)))))
Не понятно только, на что рассчитывал? Ну мы бы все равно ее не поддержали же…
Уважаемая Светлана Викторовна, интересная публикация! История о поданой следователем апелляционной жалобе, с фальсификацией подписи вашей подзащитной, это что
-то из ряда вон выходящее! И кстати, теперь я бы отдал все сканы протоколов допр. свидетелей по делу, на изучение эксперту почерковеду. Особенно если, лица допрашивались дважды, или ранее обирались объяснения, почти уверен, что следователь подделывал подписи и раньше, не только в апелляционной жалобе
Уважаемая Светлана Викторовна, были в моей практике попытки признать потерпевшим физлицо — акционера общества, которое, в свою очередь являлось акционером другого общества, а последнее единственным участником ООО.
То ли следователь был не в курсе, что юрлица тоже могут быть потерпевшими, то ли физлицу надо было быть потерпевшим… теперь уже никто не узнает, потому как до суда дело не дошло…
Уважаемая Светлана Викторовна, очень интересное дело! У меня однажды была история, когда от имени моего подзащитного подали жалобу. Пришлось ее отзывать.
Уважаемая Татьяна Валерьевна, кстати, легко подать же: письмо в почтовый ящик закинул и все!!!
Но дальше-то мы в заседании должны поддержать жалобу, а это уже ПРОБЛЕМКА. Видимо, думать про второй этап никто не стал.
Уважаемая Светлана Викторовна, именно так!
Уважаемая Светлана Викторовна, интересная история! Непонятно о чем думал следователь и чем думал :? Может у него был личный интерес, раз до такого дошло?
Уважаемая Светлана Викторовна,
следователи явно не на своём месте находятся! Им бы в цирке фокусниками выступать!
А, если серьезно, то можно сделать грустный вывод, о том, что сотрудники органов предварительного расследования, все чаще забывают положения ст. 6 УПК РФ. Жду продолжение истории.
Уважаемая Светлана Викторовна, с нетерпением жду продолжения! У самого сейчас в суд пойдет ч.8 ст. 204 УК РФ, если у прокурора не дрогнет рука ее утвердить с моим ходатайством об отсутствии состава преступления.
Правда, у меня скромнее, без любовной составляющей!
Уважаемый Владимир Борисович, с любовью поинтереснее)))
Суд тоже интересуется этим моментом — вопросы свидетелям задает(wasntme)…
Уважаемая Светлана Викторовна, у меня есть одно большое желание, увидеть в Следственном комитете хотя бы одного следователя. За свою жизнь не встретил ни одного, включая председателя Следственного комитета РФ и руководителей Московской и Воронежской области.
Сплошная подлость взамен профессионализма. Фальсификация доказательств, подброс запрещенных веществ и предметов, угрозы и оговор.
Уверен, что у Вас с Вашей подзащитной всё получится, прокурор принесёт извинения, а казна РФ выплатит компенсацию за незаконное обвинение!(handshake)
Уважаемая Светлана Викторовна, позор такому следователю и друзьям -коллегам! Правильно, что уволили такого следователя! Желаю Вам удачи!
Уважаемый Игорь Викторович, про увольнение — не знаю. Кто же знает, может, на повышение пошел...
На заявление моей подзащитной пока ответов нет.
Уважаемая Светлана Викторовна, да уж… «Вот что с людЯми делает любовь...»
Уважаемая Светлана Викторовна,
Это дело очень неоднозначное, следствие уже изменило первоначальную квалификацию деяния после возвращения его прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ — первым делом стал искать в закрепе постановление суда по рассмотрению 237… настолько тайное?
Уважаемый Константин Сергеевич, разве не закрепила? Исправлюсь!
Уважаемая Светлана Викторовна, даже поверхностный анализ дела не позволяет усмотреть здесь состав мошенничества; если бы следователь был, ну, хоть чуть-чуть умнее (редко, но встречаются), он бы «тянул» дело на ст. 165 УК РФ.
А то, что касается «бывшего», тут вынужден согласиться с частичной справедливостью древнего выражения: «все мужики....» — дальше Вы знаете:)
Уважаемая Светлана Викторовна, очень занимательная и детективная история! На какие подлости только не идут люди со скамьи обвинения! Ващей доверительнице просто сказочно повезло, что Вы были рядом!
Поскольку, дело было явно направлено в суд с нарушением правил подсудности, суд обязан был направить его для рассмотрения в г.Москву, о чем и вынес постановление.
Дело было направлено в Москву.
Рассмотрение дела в Астрахани, скорее всего имело бы иной результат? Я уже имел «удовольствие» сразиться с астраханской фемидкой. Непрофессионализм абсолютно ничем не прикрытый!
Один раз я выявил факт неподсудности дела суду в городе Брянске. В деле участвовали наши «коллеги» и никто из них не заявил ходатайства, что дело не подсудно суду. А в кассации развели руками на грубейшее нарушение норм подсудности и в решении сообщили, что никто же не заявил соответствующего ходатайства!