В это дело я вступила на стадии судебного разбирательства, когда подсудимый отказался от работы с предыдущим защитником. Я всегда стараюсь узнать причины отказа от работы с моими коллегами, поскольку работать с самодурами, хамами, и просто дураками, не хочу.
Поэтому, и в этот раз я задала родственникам и ему вопрос о причинах конфликта с предыдущим защитником и узнала, что на стадии предварительного следствия и в суде, защитник высказывал свое мнение о вреде непризнания вины, уговаривал все признать, получить срок поменьше и быстрее уехать в колонию отбывать срок (до 10ти лет лишения свободы). Бороться с неверной квалификацией защитник не хотел, считал квалификацию верной.
Однако, подзащитный считал, что он в тот вечер защищался и умысла совершать преступление не имел. Такую версию я услышала от родственников подсудимого и от него самого. Изучив материалы дела, я подумала, что возражения подсудимого вполне обоснованны и имеют место быть, поскольку… но, все по порядку.
Итак, Грант работая днем во дворе, сломал палец ноги. В травмпункте ему наложили гипс и он отдыхал дома от пережитого стресса. Ночью в дверь постучался старый приятель, который находился в сильном алкогольном опьянении, и пожаловался на парней, с которыми поругался в соседнем магазине, попросил Гранта помочь разобраться с парнями.
Поскольку Грант был травмирован и не был настроен на ссоры с кем-либо, он помогать другу отказался и продолжил заниматься своими делами дома. Однако, просьба друга ему не давала покоя и, спустя час, он решил сходить в магазин за спиралями от комаров, а заодно посмотреть чем закончилась ссора его друга и парней.
Подойдя к магазину, он увидел, что ссора вовсе не закончилась, трое парней ругались с его товарищем, который, видимо, истратив весь доступный словарный запас, подобрал с земли кирпич и стал угрожать им своим «врагам». Гранту эта ситуация не понравилась и он стал уговаривать товарища закончить конфликт и идти домой.
Грант подошел с другу, однако, тот вспомнил, что Грант его предал, отказавшись помогать «воевать» с парнями и накинулся с этим же кирпичом уже на Гранта. Грант оказался на земле, а его друг восседал на нем с кирпичом в руке, угрожая расправой за предательство.
Одной рукой прикрывая лицо, Грант вытащил второй рукой из кармана брелок-ножик и воткнул его в спину друга, который тут же стал потерпевшим. Получив удар в спину, потерпевший мстить передумал, отпустил «предателя», встал с земли, сделал несколько шагов и… упал. Впоследствии эксперт установил тяжкий вред здоровью.
Следствие действия Гранта квалифицировало по п.«з» ч.2 ст. 111 УК РФ, санкция по которой предусматривает до 10ти лет лишения свободы. Не особо разбираясь и не слушая возражения о необходимой обороне, суд признал подсудимого виновным и назначил ему наказание в виде 3х лет лишения свободы в колонии общего режима.
Приговор, фактически, копировал обвинительное заключение, за исключением орфографических ошибок. Однако, я не была согласна с таким приговором, полагая, что действия моего подзащитного квалифицированы неверно и у него не было другого варианта избежать удара кирпичом в лицо, кроме как ударить первым. А поскольку он был обессилен дневным инцидентом с ногой, то воспользовался первым доступным предметом, то есть, брелком.
Я подготовила апелляционную жалобу, в которой подробно изложила свою позицию, сделала ссылки на нормы закона, судебную практику. Моя апелляционная жалоба была удовлетворена, действия подзащитного суд переквалифицировал на ч.1 ст. 114 УК РФ, санкция по которой не превышает 1 года лишения свободы.
Гранту было назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы, а в связи с отбытием наказания, он был освобожден из-под стражи сразу в зале суда. После оглашения резолютивной части вынесенного апелляционного определения, взрослый мужчина разрыдался, и, не устояв на ногах, привалился к стенке.
А я что? Я сделала свою работу! (несмотря на легкость пера, прошу не считать проделанную работу легкой))))
P/S: «грозный воитель» до суда не дожил, поскольку, слишком любил алкоголь и «воевать».