Не люблю дела о разделе имущества, особенно когда начинают делить все и даже ломаные табуретки. И разница между спорами супругов и «гражданских» супругов лишь юридическая, в психологическом плане это почти одно и то же. Всегда стараюсь мирить стороны, и это дело не было исключением.
Однако убедить ответчицу закончить дело миром так и не получилось. Наверное потому, что обиженных друг на друга женщин помирить все же сложнее, чем лиц разнополых...
Особенностью этого дела является как раз то, что на спорное имущество не распространялся режим совместной собственности, так как люди брак не регистрировали. Это как раз входило в предмет доказывания. Спор этот был не между «супругами», а между «супругой» и матерью «супруга» (гражданской «свекровью»), так как спор этот возник именно между ними после смерти «супруга», т.е. сына ответчицы.
Практика по таким делам весьма и весьма противоречива, в большей степени отрицательная. Но суды первой и апелляционной инстанций, изучив все обстоятельства дела, все же приняли сторону истца.
Рассматривая дело и анализируя представленные доказательства, суд установил наличие фактических брачных отношений между истцом и ее гражданским мужем, наличие между ними соглашения о приобретении различного движимого имущества в совместную собственность для использования в общих целях, а, следовательно, их равные права на это имущество.
Кроме того, был также доказан факт приобретения умершим гражданским супругом истицы автомобиля на средства истицы, в связи с чем суд признал за ней право собственности на этот автомобиль.
Полагаю, что это дело и его практическое разрешение представляют интерес для коллег и их потенциальных клиентов.