Сложность ситуации была в том, что нет подобной практики в нашей области. Да и изучив общероссийскую практику ФАС также не нашёл подобных ситуаций. Возможно, плохо искал.
По результатам аукциона в электронной форме был определён победитель. Заказчик направил через электронную торговую площадку проект контракта победителю. В установленные законом сроки проект контракта подписан не был, также не был направлен протокол разногласий.
В соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Основной проблемой было определить, каким же образом признать победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта. В этом отношении Федеральным законом 44-ФЗ не установлена ни форма признания победителя уклонившимся, ни должностное лицо, правомочное на подписание такого документа.
В итоге было принято решение сформировать протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта, который подписывался комиссионно. Здесь опять возникала проблема, каким образом подтвердить правомочность подписания такой комиссией указанного документа. Решили совместно с руководством, что утверждать состав комиссии не будем, просто соберёмся, примем решение и запротоколируем его.
Все документы я подготовил (как сотрудник уполномоченного на размещение муниципального заказа органа — управления торгов администрации городского округа), «комиссия» подписала. В состав комиссии решили включить руководителя управления торгов, юриста от заказчика, директора учреждения-заказчика. Подготовленные документы направлялись в Самарское УФАС России от лица заказчика, т.к. именно заказчик правомочен их направлять.
Возможно, кому-то пригодится форма протокола признания уклонившимся от заключения контракта победителя электронного аукциона и таблица со сведениями, необходимыми для предоставления в ФАС. Таблица и протокол мои собственные наработки.


Уважаемый Алексей Петрович, спасибо за интересный, довольно редкий, и весьма специфичный пример работы УФАС. На Праворубе собрана уже большая коллекция «редкостей», и это дело тоже пригодится ;)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо большое за положительный отзыв! Рад, что не зря подготовил статью!
Уважаемый Иван Николаевич, уверяю вас ну очень не редкий пример.
Уважаемый Алексей Петрович, спасибо за публикацию.
Любой практический инструментарий всегда ценен тем, что есть возможность его «достать».
Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо большое за положительный отзыв! Рад, что не зря подготовил статью!
Уважаемый Алексей Петрович, а зачем вообще этот протокол? Достаточно было просто направить информацию в ФАС и всё!
Или как поговорке: когда котам делать нечего они…
Уважаемый Алексей Анатольевич, была такая мысль. На электронной торговой площадке автоматически устанавливается статус участника — «уклонился от подписания контракт». Вопрос возник при толковании ч.13 ст.70 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае...
Вызвали сомнения слова «признается уклонившимся». Признается кем? Признаётся каким образом? По смыслу положений ст.70 44-ФЗ выходит, что заказчиком. В процессе рассмотрения вопроса включения в Реестр недобросовестных поставщиков Комиссия ФАС может задать вопрос: «Когда вы признали уклонившимся поставщика? Кто признавал? На каком основании?». Я опасался таких вопросов. Поэтому перестраховались и документально оформили решение заказчика.
Уважаемый Алексей Петрович, в праве есть такое понятие как конклюдентные действия. Надеюсь, что вы поняли о чём я.
Алексей Анатольевич, Вы имеете ввиду неподписание победителем аукциона контракта явно указывает на факт его уклонения, без протоколирования этого факта? Либо направление заказчиком информации в ФАС уже само по себе является признанием победителя уклонившимся?
Уважаемый Алексей Петрович, я имел в виду то, что вы чуть выше назвали «автоматически устанавливается статус», имея в виду конечно такие понятия как «оферта», «акцепт», «юридический факт». Вообще я не цивилист, возможно по этой причине не могу толково изложить то, что «интуитивно» чую в этом вопросе, но надеюсь, что коллеги-цивилисты всё поймут и растолкуют.(bow)
Я согласен полностью с Вами, уважаемый Алексей Анатольевич. Ещё раз всё внимательно проанализировал, Вы правы — можно и без решения обойтись на бумаге. ФАС запрашивает сведения параллельно ещё и у оператора электронной торговой площадки. Поэтому наше решение ему ни к чему. Уклонившимся победитель аукциона признаётся уже по сути самим фактом не подписания проекта контракта в срок, либо не направления протокола разногласий. А эти самые факты оператор площадки подтверждает без участия заказчика.
Вот, вот, уважаемый Алексей Петрович.
Алексей Анатольевич, хотя и не цивилист, но глубокий правовед.
Смотрите:
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (ст.420 ГК РФ).
Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. (ст.423 ГК РФ).
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. (ст.433 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. (ст.435 ГК РФ).
Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. (ст.444 ГК РФ).
Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; (ст.1256 ГК РФ)
...
и т.д., и т.п.
Уважаемый Алексей Анатольевич, вы правы практика как раз по этому пути идет.
Да, по моему мнению, также новация была излишней.
Уважаемый Алексей Петрович, Вы явно не зря опубликовали свою историю. Даже для себя :) нашел много интересного.
Рад, что Вам понравилась статья, уважаемый Андрей Владимирович! :)
Знаю, что на самом деле крайне сложно признать недобросовестным поставщиком.
Дело действительно кардинальное, похоже, в этом департаменте начались подвижки…
У нас в администрации была уже попытка включить в реестр недобросовестных поставщиков исполнителя по контракту, с которым мы расторгли контракт в одностороннем порядке. К сожалению, ФАС не признал тогда недобросовестным. И практика сложившаяся по данному вопросу, как Вы верно заметили уважаемый Владислав Александрович, не в пользу заказчика. Редко когда включают в реестр.
На самом деле, признать уклонившимся победителя торгов не так уж и сложно. Территориальное УФАС включает в РНП многие компании, лишь бы была формальная сторона 70-й статьи 44-ФЗ. Но самое веселье (party) начинается, когда идешь оспаривать такое решение в АС. И иногда, получается такое решение отменить, а компанию исключить из РНП, всё зависит от самого дела… Ну вот мой пример https://kad.arbitr.ru/...32-a24c-4490-995e-a3624022ff40
Так что не говорите гоп пока...
Уважаемый Сергей Александрович, у Вас совершенна другая ситуация. Победитель по контракту не имел умысла уклоняться. К тому же я не понимаю, почему заказчик сразу отклонил банковскую гарантию. Да, по закону заказчик вправе так поступить, но получается, что заказчик и не предпринял попыток выяснить в чём проблема. У нас неоднократно возникала подобная ситуация. Я в каждом таком случае направлял Уведомление победителю и указывал, что гарантия не соответствует ст. 45 Закона о контрактной системе. Так же уведомлял о последствиях, если не будет предоставлена надлежащим образом оформленная гарантия. Вряд ли после таких действий суд отменил бы решение ФАС. Когда неоднократно исполнитель предоставлял бы ненадлежащую гарантию.
Возможно, моя радость покажется многим чрезмерной. Я бы так не сказал. Последнее время сталкиваюсь с половинчатыми решениями УФАС. Получается, что и от заключения госконтракта уклонился, и банковская гарантия не соответствует требованиям закона, но для включения в реестр недобросовестных поставщиков… не достоин. А в Вашем случае, уважаемый Алексей, умысел поставщика налицо. При этом повторюсь — чем продиктована необходимость составления протокола — не понимаю.