В науке хорошо известно, что допускать необоснованную экстраполяцию за пределы эксперимента – не научно. Однако в нашей судебной экспертизе воз и ныне там. Это все равно, что встретив рыжего немца утверждать, что все немцы рыжие, или непорядочного адвоката – что все адвокаты гады, или неумного судебного эксперта, что все эксперты – ду тоже такие. Впрочем, то, о чем рассказано ниже, явная экспертная ошибка. Но ее причина – та самая экстраполяция.

Суть дела


Общество по защите прав потребителей обратилось в суд с иском в защиту интересов гражданина М. к официальному дилеру автомобилей Мазда, указывая, что гражданин М. приобрел автомобиль Мазда СХ-5 с гарантией 3 года. Обязательное ТО при пробеге 15 тыс. км. гражданин М., правда, пропустил, но проездив 26 тыс. км. он заметил, что течет сальник раздаточной коробки. Сальник ему заменили. При пробеге 42 тыс. км. потребитель повторно обратился к ответчику за проведением ремонта, так как та самая раздаточная коробка оказалась разрушенной, но его требования не были удовлетворены и истец обратился в суд.

На фотографии та самая распределительная коробка. Видно, что из нее вытекает не масло, а эмульсия светло-коричневого цвета, являющаяся смесью масла и воды. Масло и вода обычно не смешиваются, но в миксере, каковым является распределительная коробка, можно смешать и их.

Судебная экспертиза

Эксперт К., исследовавший причину попадание воды в распределительную коробку, пришел к выводу, что вода могла попасть либо через тот самый сальник, который уже меняли, либо через сапун.

Сапун – это штуцер в верхней части картера распределительной коробки, торец которого закрыт резиновой шайбой. Шайба прижата к штуцеру пружиной, а сверху надета крышка. Сапун предназначен для стравливания в атмосферу избыточного давления газов в картере при его нагреве во время движения.


Эксперт К. провел натурный эксперимент. Он снял сапун с картера и подул в него. Сапун наружу воздух пропускал, то есть функционировал нормально. Тогда эксперт К. отсосал сапун и констатировал, что воздух снаружи не поступает.

Отсюда, методом исключения, был сделан вывод о том, что вода в картер распределительной коробки попала через сальник, и это – производственный дефект.

Позиция дилера

Дилер представил заключение специалиста, доцента кафедры «Автомобили и тракторы», к.т.н., эксперта-автотехника Ильина А.В., который указал на ошибочную оценку ущерба – эксперты перепутали раздаточную коробку Мазды CX-5 и такой же деталью Фольксвагена, поэтому ущерб завышен примерно вдвое, и на ряд методологических ошибок. В частности на то, что установить производственный дефект на основании визуального осмотра и фотографирования, без применения хотя бы штангенциркуля, не возможно.

Так же дилер указал на Руководство по эксплуатации автомобиля, в котором указано, что после погружения в воду владельцу следует немедленно сменить масло в раздаточной коробке.

Повторная судебная экспертиза

Истец, несмотря указание суда, и заверения, что демонтированная раздаточная коробка хранится, на повторную экспертизу ее не представил. Заявил, что она утилизирована с разрешения эксперта К. Поэтому повторную экспертизу мне пришлось делать по документам.

Физика процесса, который происходит при погружении картера раздаточной коробки в воду, достаточно проста. Металлический картер резко остывает в воде, и давление в его полости становится меньше атмосферного. Тогда вода устремляется в картер через любые щели. Примерно так, как показано в этом видеоролике. Не зря опытные джиперы выводят шланг от штуцера сапуна как можно выше.

https://youtu.be/8tTzGY7a4UU


Согласно соответствующему ГОСТу сальники выдерживают избыточное давление до 0.5 атмосферного. Это равносильно погружению в воду на глубину 5 метров. Но Мазда CX-5 – явно не утопленник.

Из медицинских данных следует, что максимальное мгновенное разрежение во рту эксперта К. при отсасывании сапуна составляло примерно 1500-1700 Па. А фактическое разрежение в картере сапуна при погружении в воду можно установить исходя из закона Клайперона-Менделеева, который для нашего случая, или для постоянного объема картера, утверждает, что давление в картере снизится пропорционально снижению температуры, которую следует считать в градусах Кельвина.

И, оценивая в разумных пределах, получается, что разрежение в картере могло быть 17230-33440 Па. Или, по меньшей мере, в 10 раз больше, чем при отсасывании сапуна во рту эксперта К. А ведь говорила ему мама, учи физику …

Модельным расчетом шайбы сапуна было установлено, что при недостаточном давлении под шайбой эта самая шайба сначала прогибается на торце сапуна, а затем на ней начинают образовываться гофры. То есть открываются щели для воды.

Это такой же процесс, как если положить на стакан лист бумаги и нажимать на него сверху.

Поэтому был сделан вывод о том, что причиной появления неисправностей раздаточной коробки явилось попадание в нее воды, возможно, с твердыми абразивными частицами, через сапун раздаточной коробки. Эта причина, которая является эксплуатационной (связанной с нарушением условий эксплуатации и регламента технического обслуживания, нарушением требования замены трансмиссионной жидкости раздаточной коробки после погружения агрегата в воду).

Решение суда

Суд отказал истцу даже без перекрестного допроса экспертов. Как оказалось, судья, женщина, до юридического получила автомобильное образование. Поэтому она все прекрасно поняла.

Резюме

Не все немцы рыжие!

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Заключенение_эксперт​ов_К_и_Я1.7 MB
2.Заключение_эксперта_​Никонова3.7 MB

Да 38 38

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Янушонис Игорь, Vitaliy Haupt, Журов Александр, Коробов Евгений, Костюшев Владимир, Морохин Иван, Николаев Андрей, Ерофеев Артём, Никонов Владимир, Корецкий Артем, +еще 1
  • 26 Августа 2016, 20:40 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, как всегда — экспертиза на высшем уровне!

    +5
  • 26 Августа 2016, 21:11 #

    Уважаемый Владимир Николаевич,
    интересный случай.
    Резюме Не все немцы рыжие!Продолжая логику: если законы физики везде на этой планете одинаковы, зачем думать, что у японцев они «лучше», покупая их технику в расчёте на «что-то особенное»… (party)

    +6
  • 27 Августа 2016, 06:31 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, как всегда безупречные выкладки.

    Добавлю своё виденье.
    Помимо сапуна причиной попадания воды во внутрь коробки мог стать и изношенный сальник у которого на острой кромке манжеты нанесены косые насечки. (Различаются сальники для левого вращения и для правого вращения).
    При вращении вала привода, направление насечки манжеты сальника способствует движению избытка смазывающей жидкости во внутрь раздаточной коробки. Однако в процессе нагрева внутренней полости коробки и повышения давления, смазка нагнетается в зазор между валом и манжетой восстанавливая смазывающую плёнку. Регламентом предусмотрена замена сальника ко времени износа косой насечки на манжете сальника. (Мажор регламент пропустил.)
    После износа косой насечки сальник сохраняет герметичность сопряжения в статическом состоянии но не может справиться с резкими перепадами давления.

    Судя по разрушениям коробка выла от боли, но громкая музыка хорошо маскировала механические дефекты автомобиля.

    +6
    • 27 Августа 2016, 19:26 #

      Уважаемый Александр Валерианович, Вы как всегда в точку. Однако, кое что типа
      но не может справиться с резкими перепадами давлениявсе-таки требует расчетов. 
      Жду.
      :)

      +3
      • 28 Августа 2016, 09:27 #

        Уважаемый Владимир Николаевич, вывод сделан по наблюдению за изношенными сальниками, а расчетами занимаются конструкторы Балаково.

        Расчетам это не поддается и существенно зависит как от свойств полимера (резины), так и от конструкции «губы» сальника. Обычно требуется выполнить 3-4 эксперимента для подбора оптимальной формы и исполнения накатки.Для вездеходов сальник с пыльником и буферной зоной:
        Однако эти сальники не достаточно герметичны и допускают незначительные (3-5 мл на 1000 км пробега) протечки масла. Это связано это с изменением температуры внутри камеры сальника (между уплотняющей кромкой и пыльником). При движении воздушно-газовая среда внутри камеры нагревается и камера «надувается», при «стоянке» (вал не вращается) среда остывает, и камера начинает вбирать воздух извне.

        +2
  • 27 Августа 2016, 07:28 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, такое количество воды могло попасть исключительно через сапун. Не представление доказательства (распределительной коробки) во время судебного разбирательства наводит на определенные мысли.
    А по поводу физики, так если бы они «паразиты» в детстве слушались бы маму.
    Как всегда в-е-е-е-л-л-л-л-и--и-и-и-к-кк-кк-о-л---л-л--лл-е--е-е-е--е-п-н-о! Поздравляю!(Y) 
    И не стоит обижать германцев. Каждый из них уверен, что он потомок Императора Фридриха I Барбаросса — носителя рыжей бороды. Да и каждый таракан гордится тем, что он тоже рыжий, хоть и без бороды, но с усами. :)

    +2
    • 27 Августа 2016, 19:28 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, Ваша мысль
      Не представление доказательства (распределительной коробки) во время судебного разбирательства наводит на определенные мысли.как ни странно, совпала с мыслью судьи о том же самом.
      :)

      +3
  • 27 Августа 2016, 10:09 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, высший пилотаж)

    +1
  • 27 Августа 2016, 12:17 #

    Продувка и всасывание воздуха через сапун собственными лёгкими — это наверное что-то из области «инноваций и нанотехнологий, применяемых в порядке импортозамещения». 

    Как дайверу мне совершенно очевидно, что создать давление в 0,5 атмосферного, собственными лёгкими просто нереально, кто не верит, может попробовать погрузиться в бассейне на глубину 5 метров, и попробовать подышать через шланг, выведенный на поверхность — ничего не получится. 

    Интересно, а если этим «экспертам» поручить проверку работоспособности редуктора первой ступени регулятора акваланга, они бы тоже пытались его ртом продуть? :x

    +7
    • 27 Августа 2016, 19:13 #

      Уважаемый Иван Николаевич, импортозамещение, это не для эксперта К. Более крутые его соплеменники (госэксперты) пытались создать судебную физику, судебную химию,… Если бы он на это пошли, то мы бы сейчас имели закон Клайперона-Менделеева-Коновалова-Лобанова-Замиховского… (Иванова-Петрова-Сидорова)… Но тут ума хватило. 

      А здесь более важно действие, чем результат.
      Тогда эксперт К. отсосал сапун и ...

      +7
    • 28 Августа 2016, 10:09 #

      Уважаемый Иван Николаевич, стало интересно, на что способен отдельно взятый тщедушный организм. (Поручики, молчать!)

      +4
      • 28 Августа 2016, 12:00 #

        Уважаемый Александр Валерианович, правильно ли мы все поняли, что отдельно взятый тщедушный организм создал в некотором объеме вакуум около 760-500=260 мм. рт. столба? Полагаю, что тогда некий отдельно взятый тщедушный организм а) может претендовать на спортивный титул суперсосуна, и б) неплохо зарабатывать на жизнь проверкой сапунов в автосервисах.
        :)

        +7
        • 28 Августа 2016, 12:24 #

          Уважаемый Владимир Николаевич, стрелка вакуумметра вращается против часовой стрелки почти от 0.
          Разряжение 500 мм рт. ст. или -6,798 м водяного столба.
          На призывной медкомиссии записали в подводники, но лодок на всех не хватило и ушел под землю, в РВСН.

          +5
  • 27 Августа 2016, 13:03 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, я еще могу понять, когда таким способом проверяют герметичность игольчатого клапана карбюратора, но сапун «раздатки»...:)

    +6
    • 27 Августа 2016, 19:17 #

      я еще могу понять, когда таким способом проверяют герметичность игольчатого клапана карбюратораУважаемый Андрей Юрьевич, а мне кажется, что примененный способ исследования является самым современным и востребованным:
      … эксперт К. отсосал ...

      +6
  • 27 Августа 2016, 13:09 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо, очень интересно читать.

    Разрешите два вопроса:

    1. Пропуск истцом ТО на 15 000 повлиял на состояние машины?

    2. В заседаниях истец не пояснял причину пропуска ТО новой машины?
    (Это не юридический вопрос конечно, просто мне новую машину жалко).

    +1
  • 18 Сентября 2016, 15:19 #

    Владимир Николаевич, спасибо за интересный материал! Я тут все копья уже переломал в борьбе с подобными экспертами. Уже устал судьям объяснять, что подобные выводы нужно подтверждать расчётом! Но судьям у нас главное кто из экспертов судебный, только того и слышат! Чувствую себя Доном Кихотом в борьбе с ветряными мельницами! Хорошо хоть вашими усилиями продавливаю понемногу науку в экспертизу, а то она пока там отсутствует полностью! :)

    +2

Да 38 38

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Сапун, сосун, Клайперон и Менделеев в гражданском процессе» 5 звезд из 5 на основе 38 оценок.

Похожие публикации