Это был мой первый опыт так называемой – дистанционной работы, которая заключалась в составлении претензии, затем искового заявления и консультирования по ходу судебного заседания.
Ко мне обратился приятель, поведавший о ситуации, сложившейся у его родственников – родителей и бабушки.
В августе минувшего года собрались его родители и бабушка отдохнуть на одном из курортов Краснодарского края. Пришли к Турагенту, выбрали подходящий тур, заключили договор, оплатили его в полном объёме и замерли в ожидании предстоящего отдыха.
В день авиарейса, а точнее, в ночь, у бабушки стало плохо с сердцем, вызвала неотложку, уехала в больницу, случился у неё гипертонический криз. Ещё находясь дома, врачи сказали ей, что никакого перелёта ей не пережить, поэтому оставаться надо дома, а лучше в больницу прокатиться. Естественно, что так она и поступила, о чём предупредила своих дочь и зятя.
Дочь, как человек, заботящийся о своих материальных благах, ну и как добросовестный участник правоотношений, за пару часов до вылета сообщила Турагенту о возникшей ситуации, просила сменить в связи с этим номер и рассмотреть возможность компенсации. Турагент в свою очередь, сообщил об этом Туроператору.
В итоге улетели отдыхать без бабушки.
На устные просьбы к Туроператору о возврате денег, уплаченных за бабушку, был получен не менее устный отказ.
Мною была подготовлена претензия, к которой я рекомендовал приложить копии документов, подтверждающих невозможность бабушкиного перелёта, а также его уважительность.
На претензию Туроператор также ответил отказом, пояснив, что все деньги были им израсходованы, то есть имеются фактически понесенные расходы, которые не позволяют удовлетворить требования граждан о возврате денежных средств.
Далее был составлен иск и направлен Мировому судье Ленинского АО города Тюмени, который принял его к производству.
Приятелю своему я рекомендовал представить суду все медицинские документы, в судебное заседание пригласить и допросить в качестве свидетелей маму (дочь заболевшей бабушки), а также непосредственно саму бабушку. Также предложил ему переговорить с Турагентом, чтобы он явился в судебное заседание и пояснил суду о том, что действительно в его адрес поступило обращение от клиентов, а он в свою очередь, связался с Туроператором, и, если таковые имеются – письменные доказательства, что Туроператор действительно был извещён о возникшей ситуации Турагентом.
Сам мой приятель и его бабушка, а также Турагент были привлечены мировым судьёй в качестве третьих лиц.
Все мои рекомендации приятелем-доверителем были выполнены и мировой судья, заслушав всех свидетелей, исследовав материалы дела, частично удовлетворил требования, снизив, разве что, сумму компенсации морального вреда в 10 раз.
Основанием для удовлетворения требований стало то, что Ответчик не представил доказательств того, что он действительно понес расходы, а также, что им были приняты меры для предотвращения таких расходов, а Истец, в свою очередь, представил доказательства в обоснование своих требований, в том числе медицинские документы, свидетельские показания, среди которых показания Турагента и представленные им распечатки переписки с Туроператором.
P.S. Самым приятным для меня в результате этого дела стало то, что до начала работы приятелю моему говорили, что мол бесполезно с этим Туроператором судиться, что они не проигрывают никогда. А также, что впервые в моей практике возникли споры по данной категории (иски к туроператорам).


Уважаемый Антон Олегович, поздравляю Вас и Вашего доверителя с положительным результатом. Правильная последовательность действий, качественная подготовка, отсутствие сопротивления со стороны туроператора, грамотный судья и закономерный, по моему мнению результат.
Уважаемый Сергей Равильевич, благодарю!
Уважаемый Антон Олегович, отличная работа! Политика тур оператора странная! На что надеялись? Видимо дело принципа… из 10 только 1 обратиться, в итоге оператор все ровно в плюсе
Уважаемый Александр Валерьевич, спасибо (handshake)
Уважаемый Антон Олегович, спасибо за практику.
Уважаемая Виолетта Серегеевна, пожалуйста :)
Уважаемый Антон Олегович, сколько судебных заседаний понадобилось для вынесения судьей решения?
Спасибо за представленный материал.
Уважаемая Юлия, два или три, уже не помню точно, ведь я не принимал в них участия.
Уважаемый Антон Олегович, прекрасный результат. Возникает вопрос- неужели туроператор не оплатил авиабилеты и проживание в отеле и тем самым не смог предоставить доказательства понесенных расходов?
Уважаемый Николай Николаевич, насколько я знаю, всё было оплачено. Но почему не представили доказательств этому, мне непонятно.
Уважаемый Антон Олегович, наверное не ждали, что за дело возьмется толковый адвокат.
Уважаемый Антон Олегович!
В этом году у меня сорвалась семейная поездка в Сочи.
Из четверых заболел один.
Авиабилеты оказались невозвратными. Так и указано в документах.
Не стал вникать в правовые тонкости.
Мне, врачу, легче было предоставить в авиакассу медицинские справки о болезни всей группы.
Авиакассир при мне стала советоваться по телефону с начальством. Ей стали задавать вопросы на медицинские темы. Закончилось тем, что после некоторой перебранки, билеты были приняты и деньги возвращены.
В Сочи улетели через полгода.
Так, до сих пор не знаю, на каких НПА основана «невозвратность»?
Уважаемый Анатолий Кириллович, на основании ст. 103 Воздушного кодекса РФ.
Уважаемая Наталья Михайловна!
ст. 103 Воздушного кодекса РФ
1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами.Авиаперевозчик всегда будет правее пассажира.
Уважаемый Анатолий Кириллович, если перевозчик предупредил о невозвратности, то вернуть деньги можно только при вынужденном возврате билета и если это возврат осуществляется до начала регистрации на рейс. Вынужденный возврат - это болезнь или смерть самого пассажира или членов его семьи.
Уважаемая Наталья Михайловна!
смерть самого пассажира или членов его семьиСпасибо законодателю и авиаперевозчику. Получается, навязанный договор, полная предоплата договора, не исполненного не по вине пассажира.
Уважаемый Антон Олегович, отличная работа, поздравляю! хотя мне кажется, можно было и без свидетелей обойтись, возможно я не права
Уважаемый Антон Олегович, отличная работа! Для всех очевидно, что дистанционная работа позволяет добиваться такого же результата, что и очное участие юриста/адвоката в судебном процессе! Удалённость клиента не снижает качество услуг профессионала и, главное, не мешает успешно провести дело. Важно, что клиент (доверитель) нормально воспринимает онлайн-услуги и чётко выполняет все рекомендации своего юриста (адвоката)! Безусловно, это ваша заслуженная победа!
Благодарю Вас, уважаемая Ольга Алексеевна!