Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Давно хотел опубликовать моменты судебного разбирательства, в котором удалось принудительно, в порядке искового производства, взыскать обоюдно согласованное во внесудебном порядке отступное, за неисполнение обязательств по договору, да еще и согласованное в обычной электронной переписке. Сама возможность такого, была для меня весьма призрачна до последнего.

Предмет основного спора и применяемый вид судебного разбирательства — банальны. Классический спор о защите нарушенного права потребителя при неисполнении обязательств исполнителем услуг. И точно бы не стал загружать внимание уважаемых Праворубцев классическим, почти шаблонным, делом, если бы не один аспект, который для меня с самого начала и до момента вступления решения суда в законную силу, казался не возможным для реализации. С этим же и связана категория настоящей публикации как  вопрос гражданского права, а не как тема защиты права потребителя.

Возникновение спора обыденно. Хороший мой товарищ решил отдохнуть в новогодние праздники в теплых краях и заблаговременно приобрел туристический тур для себя и своей дамы. После сделки получил предложение привлечь еще покупателей данной услуги и получить бонус путем возврата ему «живых» денег от стоимости тура привлеченных им новых клиентов.

Сделал он и такой шаг, позвав с собой друзей. Заказчиком по второму договору выступил он же.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, также банально. За 2 дня до Нового года, турагент заявляет, что в связи с резким повышением стоимости доллара, за уплаченные деньги и чуланчика им в теплых краях не найдет.

Но, на тот момент, честно сообщил, что деньги он за несостоявшуюся поездку вернет. Проведя праздничные каникулы в родных пенатах, товарищ начал требовать свои деньги обратно.

Турагент попросил, чтобы он направлял все свои претензии по электронной почте. Видимо,  на этом и был построен весь расчет последнего, чтобы, впоследствии, такую переписку было сложно использовать как доказательство.

Однако турагент не очень хорошо помнил свой же собственных договор. Положениями этого договора была предусмотрена возможность передачи сообщений о необходимости изменений условий исполнения договора путем обмена электронными сообщениями между электронными адресами сторон, которые были указаны в разделе реквизитов договора.

Основная суть такого положения договора, однозначно была направлена, к примеру, на предупреждение об изменении времени вылета, что бывает не редко и не зависит от турагента. Вместе с тем, когда дело дошло до обращения в суд, я убедил судью, что  формулировка «изменение условий исполнения договора»,  в силу ст. 165.1 ГК РФ, должна относится к юридически значимому сообщению, связанному с действием самого договора, и, исходя из этой формулировки, можно считать направление досудебной претензии в рамках защиты права потребителя по электронной почте — юридически значимым сообщением, которое направлено стороне по договору, раз такая возможность предусмотрена в «бумажной» форме договора.

Также можно считать и любую переписку сторон по электронной почте, связанную с договором, также как юридически значимую. Но это я слегка вперед забежал.

Турагент, естественно, не желая расставаться с деньгами, не скупился в обещаниях, кроме возврата основной суммы долга, компенсировать неустойку за произошедшее. Свои обещания он оформлял на своем фирменном бланке за подписью и печатью руководителя. Эти документы он сканировал и в цветном виде направлял на электронную почту товарищу. Но в бумажном виде их, конечно же, не передавал.

Таких обещаний было несколько, каждая из которых сулила все большие и большие компенсации… но позже… Следует отметить, что договор содержал условия возможности начисления неустойки, но весьма размыто, и далеко не в таких «шикарных» объемах, которые лились как из рога изобилия от турагента.

Пришел момент, когда товарищ устал ждать и обратился ко мне для судебной защиты. Анализируя всю ситуацию, я решил поэкспериментировать и попробовать на практике следующую правовую конструкцию, которая, логически давно у меня сложилась, но я никогда не видел ее применение на практике, и тем более, не пробовал ее реализовывать сам. Причем, подобные ситуации в различных сделках, где можно было бы такой подход использовать, встречались у меня на практике довольно часто.

Если для читателей сего этот момент является очевидным (если это действительно так), то для меня это было и стало откровением.

Исходя из положений ст. 409 ГК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества.  В моей ситуации: поскольку турагент сам предлагал клиенту по договору уплатить определенную сумму неустойки и клиент не высказывал своего не согласия с получением подобной неустойки,  также между сторонами изначально шла речь о прекращении имеющихся между ними обязательств, то подобная оферта турагента, которая акцептировалась клиентом по договору, может и должна считаться отступным за прекращение имеющихся договорных обязательств между сторонами.

Придание такого обоюдно согласованного сторонами размера отступного обязательным к исполнению, в приводимом примере,  обусловлено ч.5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» — о выплате неустойки за нарушение сроков оказания услуги. В других гражданско-правовых сделках, такая ситуация может быть обусловлена ч.1 ст. 307 ГК РФ, поскольку предложение одной стороны уплатить второй стороне деньги, которое поддерживается другой стороной, образует природу обязательства, предусмотренную нормами материального права РФ. Ну а возможность требовать такое обязательство к принудительному исполнению в судебном порядке, обусловлена ст. 310 ГК РФ — о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.

В приводимом деле данная конструкция была реализована в полном объеме. Придание электронной переписки статуса допустимого доказательства реализовал путем обеспечения доказательств нотариусом. Со времен  моей публикации о возможности обращения к почтовым операторам много воды утекло, и сейчас они уже, практически всегда, такую информацию не дают.

Ответчик, понимая что суд к моим доводам прислушивается, и обращал внимание суда, на то, что договором предусмотрен меньший размер неустойки, и что обмен документами по изменению размеров неустойки и расторжении договора путем электронной переписки непосредственно договором не предусмотрен. НО, судом, в полном объеме была взыскана сумма обоюдно согласованного сторонами отступного в качестве компенсационной меры за нарушение исполнителем права потребителя. Решение суда хоть и с описками, но в резолютивке — четко изложили, что просил.

Для того, чтобы не возлагать на ответчика двойной ответственности, я специально не требовал в иске взыскания неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей, а просил только взыскать отступное, как раз в качестве компенсационной меры за нарушение закона.

Теперь, при возникновении подобной ситуации, обязательной буду использовать отработанный на практике способ. Повторюсь, для меня он стал откровением. Если из уважаемых коллег кто-то его использовал, было бы очень и очень интересно узнать об этом.

Так что, если моя наработка в этом направлении кому-то пригодится — буду рад.
05.11.2016
11
68
5
Автор публикации
Юрист
Россия, Москва и Московская область, Москва

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Исковое заявление в ​Измайловский суд140.1 KB
2.Решение суда первой ​инстанции3.4 MB
Комментарии (68)
      06 Ноября 2016, 01:47 #

      Уважаемый Александр Александрович, спасибо за столь обстоятельное и подробное изложение ситуации и её решения. Заверение доказательств электронной переписки нотариусам — хорошее решение, которое   сработало. Интересно, а сам нотариус изначально не возражал против заверения подобной переписки?
      Впечатлил размер штрафа, думаю в следующий раз заставит  туроператор  призадумается, стоит ли затевать подобное снова.
      Добавил к себе в избранное.

      +8
      Свернуть ветку
        06 Ноября 2016, 12:53 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, благодарю за отзыв (handshake) Есть в Москве группа нотариусов, которые, в основном только таким удостоверением и занимаются.  Так что проблем с этим не было, дорого только.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Александр Александрович, буду признателен если поделитесь списком нотариусов, заверяющих скриншоты переписок в качестве обеспечения доказательств для будущих споров.
          Сама Ваша публикация Весьма интересна (хотя пробежался поверхностно, много дел). Плюсую однозначно!(handshake)

          +1
        06 Ноября 2016, 19:25 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, нотариусы заверяют скриншот сайта — это из моей практики, и не только продвинутые молодые нотариусы а и из старой школы ( у них помощники продвинутые), проблема в том, что заверяют если дело не в суде а идет подготовка к суду. Ну это и в соответствии с законом.

        +1
        Свернуть ветку

          проблема в том, что заверяют если дело не в суде а идет подготовка к суду. Ну это и в соответствии с законом.
          Уважаемый Дмитрий Александрович, с некоторых пор — заверяют.
          Основы законодательства о нотариате в этой части изменены.

          +2
          Свернуть ветку
            07 Ноября 2016, 12:59 #

            Уважаемая Марина Владимировна, Вы правы, я это изменение пропустил.

            +1
            Свернуть ветку

              Уважаемый Дмитрий Александрович, честно говоря,  в свое время и я его пропустила. Восполнила пробелы благодаря сайту, нотариусу  Масловой Инне Ивановне,  в частности.

              +1

      Уважаемый Александр Александрович, у меня подобного в практике не было, это точно. Отступное вообще достаточно редкий способ прекращения обязательства, мне он попадался всего пару раз и всегда обходилось без судов. 
      Наработка интересная, возьму на заметку. 
      Насколько я понимаю ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» комбинация логина и пароля, которая используется лицом для идентификации. чтобы войти в свой «почтовый ящик» и отправить сообщение по электронной почте, является простой электронной подписью. Полагаю, что подобный юридический факт может усилить аргументацию, которую Вы использовали в данном деле.
      Вопрос как его доказать?
      Посмотрите, у Вас на стр.3 Решения суда в первом абзаце допущена описка, суд должен был указать цифры 197 000 и 160 000, а указал 197 000 и 10 000 (видимо, судья уже думал о компенсации морального вреда, о которой написал после этого).

      +6
      Свернуть ветку
        06 Ноября 2016, 13:00 #

        Уважаемый Владислав Александрович, благодарю за мнение! (handshake) Рад, что результаты моего эксперимента смогут быть полезны. Относительно закона об эцп — совсем был бы взрыв мозга судье. В моем случае помогла хоть какая то предусмотренная договором возможность обмена по электронной почте, даже напрямую и не относчщаяся к претензионным мероприятиям. Описок в решении много, но хоть резолютивная часть без них.

        +3
      06 Ноября 2016, 04:59 #

      Уважаемый Александр Александрович, читаю Ваши публикации с удовольствием, они расширяют мозг.

      +4
      Свернуть ветку
        06 Ноября 2016, 13:03 #

        Уважаемый Александр Валерианович, благодарю Вас за столь лестное мнение(bow)

        +2
        Свернуть ветку

        Уважаемый Александр Александрович, по отступному мне не приходилось работать, так что с удовольствием добавил в избранное. Ход: неустойка — отступное выполнен блестяще. Поздравляю!(handshake)

        +5
        Свернуть ветку
          06 Ноября 2016, 14:12 #

          Уважаемый Евгений Алексеевич, благодарю за отзы(handshake) Таки получилось!

          +2

        Уважаемый Александр Александрович, очевидно, что тур агент хотел немного плюсом поднять денег на курсе колебания валют и «промахнулся» не забронировав вовремя тур, а свои денежки докладывать не хотелось! А если бы тур агент внес деньги в кассу тур оператора сразу, то колебание курса никак бы не отразилось на поездке и она бы состоялась. 
        Тур операторы выкупают путевки заранее по оптовой цене, иногда целыми отелями и потом реализуют их туристам, отсюда и горящие туры.
        Лично в практике, дел связанных с перепиской в электронном виде у меня не было, но от коллег слышал, что подобное было.

        +4
        Свернуть ветку
          06 Ноября 2016, 14:19 #

          Уважаемый Александр Валерьевич, благодарю за отзыв (handshake) Мошенничеством тут реально попахивает, однако имея информацию, что с ответчика было что взять, решили пойти гражданско-правовым путем. На счет электронной переписки -уже вошедший в обиход момент. Ряд нотариусов спокойно ее заверяют. Только нужны основания считать такую переписку, относящуюся к отношениям сторон. Например ссылка на это в бумажном договоре

          +2

        Уважаемый Александр Александрович, в моей практике был единственный случай прекращения обязательства отступным в уже далеком 1998 году, когда «ударил» первый финансовый кризис и клиенту надо было «вытаскивать» деньги из одного московского банка. Правда, до суда дело тогда не дошло, но схема была именно такая.

        +4
        Свернуть ветку
          06 Ноября 2016, 14:22 #

          Уважаемый Андрей Юрьевич, благодарю за мнение (handshake) Вы также пугали о предъвлении в суде ко взысканию согласованное отступное? В Вашем примере с АСВ? Очень круто! (bow)

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемый Александр Александрович, не совсем — тогда я применил свой излюбленный прием — пояснил, каким образом текст претензии ляжет в основу обвинительного заключения:)

            +4

        Уважаемый Александр Александрович, благодарю за столь интересный пример и документы! У меня так же все случаи прекращения обязательств предоставлением отступного, не доходили до судебной стадии. Публикацию в избранное и личные заметки (handshake)

        +3
        Свернуть ветку
          06 Ноября 2016, 14:24 #

          Уважаемый Иван Николаевич, благодарю за мнение и отзыв (handshake) Буду рад если пригодится

          +4

        Уважаемый Александр Александрович!
        Являюсь ответчиком в процессе, где истец утверждает, что заключил со мной договор по интернету.
        В действительности, этого не было.
        У меня сохранена электронная переписка с представителем истца по нотариальной доверенности. Просил судью заверить скриншоты этой переписки и приобщить к делу. Отказ.
        Как это сделать через нотариуса?
        Не могли бы послать мне исковое заявление на sme.tyumen@yandex.ru?
        Заранее благодарю.

        +1
        Свернуть ветку
          06 Ноября 2016, 14:27 #

          Уважаемый Анатолий Кириллович, надо искать нотариуса, который согласится. По закону о нотариате такие действия относятся к обеспечению доказательств и могут выполнятся нотариусами. Не все из них это любят делать, но обязаны делать все. Иск пришлю

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемый Александр Александрович!
            Нотариусы есть.
            Интересует техника работы с ними. 
            Предоставить скриншоты и продемонстрировать на принесенном ноут-буке сами электронные письма?

            +1
            Свернуть ветку
              06 Ноября 2016, 16:45 #

              Уважаемый Анатолий Кириллович, полагаю здесь надо сообщить свой логин и пароль нотариусу, чтобы тот ввёл их сам на своём компьютере.

              Разумеется, после заверения документов нотариусом пароль на своём компьютере Вам надо сменить.

              +2
              Свернуть ветку
              06 Ноября 2016, 19:01 #

              Уважаемый Анатолий Кириллович, есть неплохая книга «Обеспечение доказательств нотариусами» автор Бегичев А.В. В ней подробно описан процесс осмотра нотариусом страниц в И-нете, смс, эл.почты, допрос и др.

              +5
              Свернуть ветку

            Уважаемый Александр Александрович, очень необычная ситуация и необычное дело. Соответственно подход к разрешению самый современный. Да.таких нотариусов мало и поэтому есть сложности конечно. В Тюмени мне такие не известны

            +5
            Свернуть ветку
              06 Ноября 2016, 20:07 #

              Уважаемый Анатолий Сергеевич, благодарю за отзыв (handshake). Если дело того стоит — рриезжайте в столицу подскажу к кому идти. Также наверняка Вам не откажут в нотариальной палате региона. Они обязаны делать все, что входит в полномочие нотариусов, нравится им это или нет. Еще можно потребовать от нотариуса, который не соглашается-письменный отказ в совершении нотариальных действий, мол, нужен чтобы а суд на него подать. Действует на 99,95%. Сделают. Только отношения с ним испортите

              +4
            06 Ноября 2016, 21:09 #

            Смотрю за закрепление доказательств нотариусы немало денежек берут)

            +3

            Уважаемый Александр Александрович, благодарю за полезную информацию! По отступным, как правило, споров не бывает, это же соглашение, по доброй воле сторон. Но у вас особый случай! А вот с электронной перепиской актуально! В соцсетях, например, понапишут «откровений и признаний», а потом отказываются от своей писанины. В деле об установлении отцовства хотела показать в суде переписку из «Одноклассников», но к нотариусу с этим не ходила, хватило других доказательств. Интересно, как бы на это отреагировали наши нотариусы? Непременно воспользуюсь вашей практикой при случае!(bow)

            +1
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 11:56 #

              Уважаемая Ольга Алексеевна, благодарю за отзыв! Возможно нотариус и удостоверил бы содержание веб-страницы. Они такое вправе делать. Ведь они отвечают лишь за то, что увидели  что-то и там-то, без возможности указать от кого и кому это реально адресовано. Эдакий «живой» фотоаппарат.

            Уважаемый Александр Александрович, с отступным работал когда-то.
            Но у Вас необычный случай. 

            Если рассматривать по ГК отступное как способ прекращения обязательства, то говоря по народному, не исполнил обязательство, бери деньги и в расчете, на том и порешили.
            У Вас же конструкция более сложная, возврат денежных средств плюс отступное, деньги +деньги.Не думаю что подобные вещи будут повторяться. Это индпошив.
            С одной стороны, исполнитель подставился сам, наобещав в три короба, а с другой, и главное, это надо было донести до Председательствующего, что одно не исключает другого. Часто те не совсем понимают и требуют или одно или другое, чтоб в их схему уложилось.

            У Вас  отступное по своей природе, является неустойкой! Вот тогда пазлы складываются.
            Поздравляю Вас, Уважаемый Александр Александрович, с серьезной победой.

            +4
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 11:59 #

              Уважаемый Вадим Иванович, благодарю за отзыв(handshake) Действительно, такой практики я до этого не встречал и до конца не верил, что получится. Еще переживал, что аппеляция зарубит, хотя готов был отстаивать свое обоснование. Но ответчик не стал обжаловать это решение.

              +1

            Уважаемый Александр Александрович, я вот  над чем размышлял.
            Прочитал, комменты коллег, закрепление доказательств нотариусом для кого-то было откровение.
            Осмотр электронной переписки со снятием скринов, нотариусом делает доказательства полновесными. Только эта услуга очень даже недешевая.
            Сам бы так поступил, чтоб в доказательствах не было сомнений.

            А вот были ли случаи когда электронная переписка была признана доказательством без заверения нотариуса?
            Мне лично кажется, пока еще рановато представлять подобные документы в суде. Могут не принять, как не имеющие отношения к делу… усомнятся в источнике возникновения…

            +3
            Свернуть ветку

              Уважаемый Вадим Иванович!
              А вот были ли случаи когда электронная переписка была признана доказательством без заверения нотариуса?
              Мне лично кажется, пока еще рановато представлять подобные документы в суде.
              Про нотариальное заверение не знал. Предоставил незаверенные скриншоты электронной переписки. Если не сработает, придётся прибегнуть к нотариально заверенным доказательствам.

              +1
              07 Ноября 2016, 12:06 #

              Уважаемый Вадим Иванович, ттакой вариант возможен если есть иное подтверждение (дополнительно) того, о чем написано. Пробегитесь по моей старой публикации о электронной переписке в качестве доказательств (ссылка в конце текста этой публикации).  Там именно такая ситуация была, но там был Арбитраж. Они по креативней в высоких технологиях.

              +1
              07 Ноября 2016, 12:17 #

              Уважаемый Вадим Иванович, арбитражные суды спокойно относятся к незаверенным нотариусом скриншотам переписки, тут главное какой будет ответ оппонента на вопрос судьи о возражениях на ходатайство о приобщении таких скриншотов. Если оппонент особо упертый, можно попробовать скриншоты приобщить к уточнению иска/отзыву. Но это в АС, а в СОЮ… дело случая и настроения судьи.

              +1
              08 Ноября 2016, 07:36 #

              Уважаемый Вадим Иванович, я вот все хочу опробовать идею осмотра таких доказательств судом. Почему нотариус может, а суд нет. ГПК предоставляет такую возможность. Взять с собой ноутбук, интернет через телефон и вперед. Секретарь оформляет протокол, судья сверяет распечатки с содержанием интернет-страниц. Если оппонент возражает, пусть свой ноутбук предоставляет.

              +1
            07 Ноября 2016, 08:08 #

            Уважаемый Александр Александрович, поздравляю!(handshake)
            В практике было подобное, но только в арбитражном суде и именно при наличии формулировки в самом тексте договора о действительности электронной переписки.
            Собственно, я сильно сомневался, что подобное может быть убедительным аргументом в суде общей юрисдикции. Теперь уверен — есть практика — доказательства работают!
            Спасибо за публикацию, взял себе на заметку!(Y)

            +2
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 12:08 #

              Уважаемый Владимир Михайлович, благодарю за отзыв(handshake) Сам до конца не был уверен

              +1

            Уважаемый Александр Александрович, спасибо большое, подсказали очень интересный ход! Признаться, раньше не обращала должного внимания на ст. 409 ГК РФ, а сейчас отметила её для себя!(blush)
            Публикацию добавила в избранное!

            +1
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 12:09 #

              Уважаемая Алёна Александровна, благодарю за отзыв! Буду рад если пригодится

              +1

            Уважаемый Александр Александрович, отличная тактика!
            Стандартных ситуаций с отступным у меня в практике было немало, но чтоб так виртуозно его «применить» — даже в голову не приходило. Вы гений!
            Обязательно попробую повторить при случае.

            +2
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 12:11 #

              Уважаемая Марина Владимировна, благодарю за отзыв! Вы меня смутили такой оценкой(blush)(bow)

              +1
            07 Ноября 2016, 13:28 #

            Уважаемый Александр Александрович, очень интересный подход к решению проблемы клиенту, хочу Вас поздравить с отлично проделанной работой! И немного покритиковать решение суда (к сожалению само ИЗ изучить не имею возможности).
            ↓ Читать полностью ↓

            В решении суд обошел своим вниманием вопрос обоснования применения нормы об отступном. В комментариях очень кратко верные мысли, мне кажется, изложил уважаемый Гурьев Вадим Иванович:У Вас отступное по своей природе, является неустойкой! Вот тогда пазлы складываются. Судя по решению суда, имеется переписка, в которой ставится вопрос о расторжении договора и об отступном. Туроператор, видимо, подтверждает расторжение договора и условия отступного. 
            Статья 409. Отступное
            По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества.
            Согласно диспозиции, отступное — реальная сделка, и в этом ключе интересное толкование дал Президиум ВАС РФ в своем инф. письме от 21.12.2005 N 102
            с момента заключения соглашения об отступном возникает право должника на замену исполнения и обязанность кредитора принять отступное. Соглашение об отступном не создает новой обязанности должника, следовательно, не порождает права требования кредитора предоставить отступное. При неисполнении соглашения об отступном в определенный сторонами срок кредитор (истец) вправе потребовать исполнения первоначального обязательства и применения к должнику мер ответственности в связи с его неисполнением.Таким образом, не исполняя условия соглашения об отступном, договор не был расторгнут. Исковое заявление это подтверждает — истец просит договор расторгнуть, т.к. отступное не исполнено, соответственно истец просил применить положения закона о расторжении договора (ЗоЗПП, ст. 782 ГК РФ). Т.е., суд расторг договор на основании закона, не применил его положения об ответственности, а частично применил неисполненное (недействительное?!) соглашение об отступном. 
            Мне кажется, основанием для иска тут могла была быть применена прошлогодняя новелла — ч.3 ст. 407 ГК РФ — расторжение договора по соглашению сторон, в котором стороны согласовали расторжение и неустойку.
            Но тут и суд, как обычно, не заморочился мотивировкой, и ответчик признал, что соглашение есть отступное и в суде не участвовал, не возражал.



            +1
            Свернуть ветку
              07 Ноября 2016, 16:18 #

              Уважаемый Павел Владимирович, благодарю за отзыв (handshake)  О позиции ВАС мне было известно и до подачи иска. Но, учитывая мою неразделенную любовь воевать с системой и устоявшимися подходами (тем и вызвана моя обширная практика в Краснодарском крае, кто там практиковал меня поймет), я ни на минуту не колебался в принятии решения поспорить с подходом ВАС к этому вопросу, учитывая что я реально в корне с этим подходом не согласен. Все наше обязательственное право (извиняюсь за неправовое выражение) основано на принципах возникновения обязательств и попядке их исполнения или прекращения. С точки зрения ст. 307 ГК РФ обчзательства возникают при достижении двусторонних или многосторонних согласований в действиях и в последствиях совершения или не совершения таковых. При достижении условий отступного одна сторона обязуется оплатить другой стороне сумму денег, а за это другая сторона обязуется дать согласие на прекращение имевшихся обязательств между ними. Таким образом, обчзательства возникли. И если одна сторона фактически односторонне отказалась от их исполнения, то по смыслу такой недопустимости (ст. 310 ГК РФ), можно требовать понуждения в исполнении таких обязательств в судебном порядке. А ВАС рассмотрел отступное как договор, по-сутм, что я считаю не верным. Про новеллу спасибо, не брал во внимание. Стоит учитывать.

              +1
              Свернуть ветку
                07 Ноября 2016, 17:22 #

                Уважаемый Александр Александрович, в-первую очередь, мне очень не нравится позиция суда, который так и не определился с правоотношениями сторон спора и каким законом руководствовался суд — просто накидали из обычного шаблона ссылки, немного притянули и все (к сожалению, это самый распространенный подход суда).
                ↓ Читать полностью ↓
                Не совсем согласен с вашим подходом, однако сам не особо силен в отступном, однако...
                И если одна сторона фактически односторонне отказалась от их исполнения, то по смыслу такой недопустимости (ст. 310 ГК РФ), можно требовать понуждения в исполнении таких обязательств в судебном порядке.Конечный смысл отступного к этому и сводится — при заключении отступного у стороны появляется альтернатива исполнения обязательства — либо предоставлением отступного, либо исполнением обязательства в натуре. В данном случае сомнителен факт альтернативы — обязательство в натуре исполнить невозможно (вопрос о существенности условий о сроках оказания услуг в договоре ВОУ). Также, из диспозиции ст. 409 вытекает реальный характер этой сделки, что опять таки согласовывается с характером альтернативности отступного как способа прекращения обязательства, т.е. обязательство прекращается предоставлением отступного и определяется по времени моментом такого предоставления, либо обязательство прекращается на первоначальных условиях (из договора или закона). Соответственно, не получив отступного, обязательство не прекратилось на условиях соглашения об отступном, а значит сохраняется ранее имевшийся порядок прекращения обязательства. 
                Кстати, ст. 409 ГК РФ с 2015г. уже в новой редакции. Также интересна ч.3 ст. 396 ГК РФ
                3. Отказ кредитора от принятия исполнения, которое вследствие просрочки утратило для него интерес (пункт 2 статьи 405), а также уплата неустойки, установленной в качестве отступного (статья 409), освобождают должника от исполнения обязательства в натуре.Я считаю, тут опять таки, отступное идет как альтеративный вариант прекращения обязательства.
                Это сугубо мое мнение, основанное на смысле отступного, в ином случае это простое соглашение о расторжении (ч. 3. ст. 407 ГК), а в этом деле оно и было.

                +1
              08 Ноября 2016, 19:09 #

              Уважаемый Павел Владимирович, согласен.
              Обязательство считается прекращенным не со дня достижения сторонами соглашения об отступном взамен его исполнения, а с момента фактической передачи имущества.
              В. В. Витрянский
              при отступном обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного, при новации же обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства

              В. В. Бациев «Обязательство, осложненное условием об отступном»
              По логике же Уважаемого Александра Александровича, если я правильно понял его ход мысли, обязательство заменилось другим обязательством и можно требовать его исполнения в судебном порядке, но это новация, а не отступное.
              При достижении условий отступного одна сторона обязуется оплатить другой стороне сумму денег, а за это другая сторона обязуется дать согласие на прекращение имевшихся обязательств между ними.

              +1
            07 Ноября 2016, 18:56 #

            Уважаемый Александр Александрович, очень интересное дело, однозначно в избранное(handshake) В моей практике, как и у коллег, были случаи прекращения обязательств (расторжение договора оказания услуг) предоставлением отступного, но до суда не доходило, обязательства по предоставлению отступного исполнялись добровольно. А вот по электронной переписке вопрос интересный: в настоящий момент представляю интересы ИП по взысканию задолженности за выполненные работы с ООО. Договор в письменном виде не заключен. Переписка по электронной почте на ресурсе «Редмайн». Т.к. отношения между сторонами длились достаточно долго, объем переписки просто колоссальный. В судебном заседании заявил ходатайство об осмотре интернет-ресурса, на котором происходила переписка, выставлялись счета, акты выполненных работ и т.д. Жду следующего заседания, посмотрим, удовлетворит ли судья это ходатайство.

            +1
            Свернуть ветку
              08 Ноября 2016, 07:52 #

              Уважаемый Вадим Вячеславович, тоже считаю, что надо в СЗ заявлять ходатайство об осмотре интернет-ресурса. А заверение нотариусом, это до возбуждения дела, хотя теория говорит о том, что и тут можно без нотариуса обойтись.

              +1
            08 Ноября 2016, 03:09 #

            Уважаемый Александр Александрович!
            Искренне рад за Вас и за то, что дело (решение), судя по всему, устоялось!
            Подобная ситуация была у меня в арбитраже. К моему удивлению, арбитраж без колебаний принял указанные доказательства, правда, увы, не отразив это в тексте решения.

            +1
            08 Ноября 2016, 12:34 #

            Уважаемый Александр Александрович, Очень полезная публикация(Y), добавлю в избранное.

            +1

            Уважаемый Александр Александрович, спасибо за интересную публикацию. Очень интересно получилось: истец получил обратно не только деньги по договору, но и сумму, вполне сопоставимую с ценой договора. Вы заставили туроператора исполнить обещанное, да еще и добились учета отступного при расчете штрафа по ст. 13 ЗОЗПП. Блестяще!
            Я применял отступное в спорах по защите прав потребителя, выступая на стороне продавца. Все это мы оформляли мировым соглашением. Поэтому взыскание в судебном порядке отступного вместе с суммой по основному обязательству увидел впервые. Буду иметь в виду, хотя не уверен, что удастся такое повторить.
            Еще раз поздравляю с заслуженной победой!

            +1

            Уважаемый Александр Александрович, с доказательствами, действительно, новация. Интересно, а сумма неустойки по ст. 28 ЗПП при такой цене договора не превышала отступного?

            +1

        Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

        Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

        Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Нарушение условий договора купли-продажи Продавцом
        user7036
        13 Октября 2015, 21:27
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Могу ли я расчитывать на компенсацию ущерба за невыполнение условий договора со стороны застройщика?...
        Энтузиаст
        anonym
        16 Мая 2005, 07:46
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        существует ли наказание за неисполнение условий договора пользования имуществом
        ckorocti
        12 Мая 2012, 22:22
        Судебная практика
        Взыскание задолженности по договору аренды, арендной платы за пределами действия договора в порядке ст....
        Адвокат
        cygankov
        19 Ноября 2015, 07:58
        Статьи
        Взыскание убытков с застройщика. Типичные виды убытков при нарушении застройщиком обязательств по ДДУ....
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        15 Мая 2018, 20:39
        Судебная практика
        Признание недействительным соглашения о зачете встречных требований. Признание незаконным увеличения ...
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        10 Октября 2018, 14:28
        Статьи
        Взыскание неустойки с застройщика через арбитражный суд.
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        08 Октября 2017, 10:44
        Судебная практика
        Взыскание неустойки с застройщика по ДДУ. Почему дольщик не получит неустойку, штраф, в 2022
        Адвокат
        Петров Игорь Иванович
        19 Апреля 2022, 15:18
        Личные блоги
        Неустойка за нарушение срока передачи квартиры в Саратове
        Адвокат
        portug1982
        26 Октября 2016, 13:10
        Судебная практика
        История о том, как Верховный суд РФ заинтересовался трудовым спором о взыскании денежных сумм с работодателя....
        Юрист
        savenkolaw
        20 Октября 2015, 09:12
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Нарушение условий договора купли-продажи Продавцом
        user7036
        13 Октября 2015, 21:27
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Могу ли я расчитывать на компенсацию ущерба за невыполнение условий договора со стороны застройщика?...
        Энтузиаст
        anonym
        16 Мая 2005, 07:46
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        существует ли наказание за неисполнение условий договора пользования имуществом
        ckorocti
        12 Мая 2012, 22:22
        Судебная практика
        Взыскание задолженности по договору аренды, арендной платы за пределами действия договора в порядке ст....
        Адвокат
        cygankov
        19 Ноября 2015, 07:58
        Статьи
        Взыскание убытков с застройщика. Типичные виды убытков при нарушении застройщиком обязательств по ДДУ....
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        15 Мая 2018, 20:39
        Судебная практика
        Признание недействительным соглашения о зачете встречных требований. Признание незаконным увеличения ...
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        10 Октября 2018, 14:28
        Статьи
        Взыскание неустойки с застройщика через арбитражный суд.
        Адвокат
        Изосимов Станислав Всеволодович
        08 Октября 2017, 10:44
        Судебная практика
        Взыскание неустойки с застройщика по ДДУ. Почему дольщик не получит неустойку, штраф, в 2022
        Адвокат
        Петров Игорь Иванович
        19 Апреля 2022, 15:18
        Личные блоги
        Неустойка за нарушение срока передачи квартиры в Саратове
        Адвокат
        portug1982
        26 Октября 2016, 13:10
        Судебная практика
        История о том, как Верховный суд РФ заинтересовался трудовым спором о взыскании денежных сумм с работодателя....
        Юрист
        savenkolaw
        20 Октября 2015, 09:12
        Ваши персональные заметки к публикации
        Видны только вам
        Рейтинг публикации: «Взыскание судом отступного за нарушение условий договора, согласованного в электронной переписке» 5 звезд из 5 на основе 31 оценок.
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
        Консультации, дела.
        Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        Юридическое сопровождение бизнеса, IT. КИИ, ФСТЭК, в т.ч. №117, ГИС. Защита директоров, собственников. Налоги, банкротство, субсидиарка. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на Праворубе. Работаем по всей Росси
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
        Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
        Разместить свою визитку
        Похожие публикации
        Нарушение условий договора купли-продажи Продавцом
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 13 Октября 2015, 21:27 13 Октября 2015, 21:27
        Могу ли я расчитывать на компенсацию ущерба за невыполнение условий договора со стороны застройщика?...
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 16 Мая 2005, 07:46 16 Мая 2005, 07:46
        существует ли наказание за неисполнение условий договора пользования имуществом
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 12 Мая 2012, 22:22 12 Мая 2012, 22:22
        Взыскание задолженности по договору аренды, арендной платы за пределами действия договора в порядке ст....
        Судебная практика, 19 Ноября 2015, 07:58 19 Ноября 2015, 07:58
        Взыскание убытков с застройщика. Типичные виды убытков при нарушении застройщиком обязательств по ДДУ....
        Статьи, 15 Мая 2018, 20:39 15 Мая 2018, 20:39
        Признание недействительным соглашения о зачете встречных требований. Признание незаконным увеличения ...
        Судебная практика, 10 Октября 2018, 14:28 10 Октября 2018, 14:28
        Взыскание неустойки с застройщика через арбитражный суд.
        Статьи, 08 Октября 2017, 10:44 08 Октября 2017, 10:44
        Взыскание неустойки с застройщика по ДДУ. Почему дольщик не получит неустойку, штраф, в 2022
        Судебная практика, 19 Апреля 2022, 15:18 19 Апреля 2022, 15:18
        Неустойка за нарушение срока передачи квартиры в Саратове
        Личные блоги, 26 Октября 2016, 13:10 26 Октября 2016, 13:10
        История о том, как Верховный суд РФ заинтересовался трудовым спором о взыскании денежных сумм с работодателя....
        Судебная практика, 20 Октября 2015, 09:12 20 Октября 2015, 09:12
        Продвигаемые публикации