Предмет основного спора и применяемый вид судебного разбирательства — банальны. Классический спор о защите нарушенного права потребителя при неисполнении обязательств исполнителем услуг. И точно бы не стал загружать внимание уважаемых Праворубцев классическим, почти шаблонным, делом, если бы не один аспект, который для меня с самого начала и до момента вступления решения суда в законную силу, казался не возможным для реализации. С этим же и связана категория настоящей публикации как вопрос гражданского права, а не как тема защиты права потребителя.
Возникновение спора обыденно. Хороший мой товарищ решил отдохнуть в новогодние праздники в теплых краях и заблаговременно приобрел туристический тур для себя и своей дамы. После сделки получил предложение привлечь еще покупателей данной услуги и получить бонус путем возврата ему «живых» денег от стоимости тура привлеченных им новых клиентов.
Сделал он и такой шаг, позвав с собой друзей. Заказчиком по второму договору выступил он же.
Дальнейшее развитие событий, к сожалению, также банально. За 2 дня до Нового года, турагент заявляет, что в связи с резким повышением стоимости доллара, за уплаченные деньги и чуланчика им в теплых краях не найдет.
Но, на тот момент, честно сообщил, что деньги он за несостоявшуюся поездку вернет. Проведя праздничные каникулы в родных пенатах, товарищ начал требовать свои деньги обратно.
Турагент попросил, чтобы он направлял все свои претензии по электронной почте. Видимо, на этом и был построен весь расчет последнего, чтобы, впоследствии, такую переписку было сложно использовать как доказательство.
Однако турагент не очень хорошо помнил свой же собственных договор. Положениями этого договора была предусмотрена возможность передачи сообщений о необходимости изменений условий исполнения договора путем обмена электронными сообщениями между электронными адресами сторон, которые были указаны в разделе реквизитов договора.
Основная суть такого положения договора, однозначно была направлена, к примеру, на предупреждение об изменении времени вылета, что бывает не редко и не зависит от турагента. Вместе с тем, когда дело дошло до обращения в суд, я убедил судью, что формулировка «изменение условий исполнения договора», в силу ст. 165.1 ГК РФ, должна относится к юридически значимому сообщению, связанному с действием самого договора, и, исходя из этой формулировки, можно считать направление досудебной претензии в рамках защиты права потребителя по электронной почте — юридически значимым сообщением, которое направлено стороне по договору, раз такая возможность предусмотрена в «бумажной» форме договора.
Также можно считать и любую переписку сторон по электронной почте, связанную с договором, также как юридически значимую. Но это я слегка вперед забежал.
Турагент, естественно, не желая расставаться с деньгами, не скупился в обещаниях, кроме возврата основной суммы долга, компенсировать неустойку за произошедшее. Свои обещания он оформлял на своем фирменном бланке за подписью и печатью руководителя. Эти документы он сканировал и в цветном виде направлял на электронную почту товарищу. Но в бумажном виде их, конечно же, не передавал.
Таких обещаний было несколько, каждая из которых сулила все большие и большие компенсации… но позже… Следует отметить, что договор содержал условия возможности начисления неустойки, но весьма размыто, и далеко не в таких «шикарных» объемах, которые лились как из рога изобилия от турагента.
Пришел момент, когда товарищ устал ждать и обратился ко мне для судебной защиты. Анализируя всю ситуацию, я решил поэкспериментировать и попробовать на практике следующую правовую конструкцию, которая, логически давно у меня сложилась, но я никогда не видел ее применение на практике, и тем более, не пробовал ее реализовывать сам. Причем, подобные ситуации в различных сделках, где можно было бы такой подход использовать, встречались у меня на практике довольно часто.
Если для читателей сего этот момент является очевидным (если это действительно так), то для меня это было и стало откровением.
Исходя из положений ст. 409 ГК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества. В моей ситуации: поскольку турагент сам предлагал клиенту по договору уплатить определенную сумму неустойки и клиент не высказывал своего не согласия с получением подобной неустойки, также между сторонами изначально шла речь о прекращении имеющихся между ними обязательств, то подобная оферта турагента, которая акцептировалась клиентом по договору, может и должна считаться отступным за прекращение имеющихся договорных обязательств между сторонами.
Придание такого обоюдно согласованного сторонами размера отступного обязательным к исполнению, в приводимом примере, обусловлено ч.5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» — о выплате неустойки за нарушение сроков оказания услуги. В других гражданско-правовых сделках, такая ситуация может быть обусловлена ч.1 ст. 307 ГК РФ, поскольку предложение одной стороны уплатить второй стороне деньги, которое поддерживается другой стороной, образует природу обязательства, предусмотренную нормами материального права РФ. Ну а возможность требовать такое обязательство к принудительному исполнению в судебном порядке, обусловлена ст. 310 ГК РФ — о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В приводимом деле данная конструкция была реализована в полном объеме. Придание электронной переписки статуса допустимого доказательства реализовал путем обеспечения доказательств нотариусом. Со времен моей публикации о возможности обращения к почтовым операторам много воды утекло, и сейчас они уже, практически всегда, такую информацию не дают.
Ответчик, понимая что суд к моим доводам прислушивается, и обращал внимание суда, на то, что договором предусмотрен меньший размер неустойки, и что обмен документами по изменению размеров неустойки и расторжении договора путем электронной переписки непосредственно договором не предусмотрен. НО, судом, в полном объеме была взыскана сумма обоюдно согласованного сторонами отступного в качестве компенсационной меры за нарушение исполнителем права потребителя. Решение суда хоть и с описками, но в резолютивке — четко изложили, что просил.
Для того, чтобы не возлагать на ответчика двойной ответственности, я специально не требовал в иске взыскания неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей, а просил только взыскать отступное, как раз в качестве компенсационной меры за нарушение закона.
Теперь, при возникновении подобной ситуации, обязательной буду использовать отработанный на практике способ. Повторюсь, для меня он стал откровением. Если из уважаемых коллег кто-то его использовал, было бы очень и очень интересно узнать об этом.
Так что, если моя наработка в этом направлении кому-то пригодится — буду рад.