Дела, связанные со взысканием с застройщиков неустойки и штрафа по ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», не отличаются никакой сложностью и являются простейшими. И я бы не стал делать публикации о них, несмотря на то, что у меня в производстве было значительное их количество.
В описываемом деле, которое было действительно интересным и заслуживающим публикации о нем, так как по аналогичным обстоятельствам в отношении одного и того же застройщика, но по разным дольщикам, есть два разных вступивших в законную силу решения, все было осложнено тем, что дольщик и застройщик заключили соглашение о зачете неустойки и доплаты за лоджию.
Мне удалось защитить права дольщика и признать незаконным требование о доплате за лоджию, признать недействительным соглашение о зачете встречных требований и взыскать в итоге неустойку и штраф.
Фактические обстоятельства
Застройщик обязался передать дольщику квартиру не позднее 31.12.2015. В марте 2016 года разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию еще не было получено.
В марте 2016 года застройщик уведомил дольщика о том, что, так как в доме построены не балконы, а лоджии, то следует для определения цены квартиры применять коэффициент для лоджий, что влечет увеличение цены квартиры на 42 000 рублей. В то же время на ту же дату застройщик должен был уплатить 226 000 рублей неустойки по ст.6 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Хитрые представители застройщика убедили дольщика в том, что на днях уже будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию, и предложили заключить соглашение о зачете всей неустойки, в том числе и будущей неустойки, против требования о доплате за увеличение площади квартиры 42 000 рублей. Дольщик подписал данное соглашение.
Обещание представителей застройщика о скорой передаче квартиры оказалось ложью, так как разрешение на ввод дома в эксплуатацию было получено лишь в сентябре 2016 года. В итоге дольщики стали взыскивать с застройщика весьма внушительные суммы неустойки и штрафов. А что же делать дольщику, который зачел все требования по взысканию неустойки против 42 000 рублей?
Дольщик обратился ко мне за юридической помощью. Я пытался найти какую-либо судебную практику по аналогичным делам, но мои поиски были тщетны. В то же время я нашел решение суда по тому же застройщику о признании незаконным требования застройщика о доплате за лоджию. Я взялся за дело.
Поиск «хорошей» подсудности
Многие не уделяют достаточного внимания поиску выгодного суда, наивно полагая, что у нас единообразная судебная практика и все суды одинаковы. Я же при возможности выбора наиболее благоприятного суда всегда провожу определенный анализ. С тем же взысканием неустойки в благоприятном для дольщика суде размер взыскания может существенно отличаться.
В нашем случае дольщик мог предъявить иск по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика или по месту нахождения объекта. Мне предстояло определиться, в какой из трех судов предъявлять иск. Е
стественно, я, найдя судебное решение о признании доплаты за лоджию незаконной, подготовил иск именно в данный суд, и этот выбор оказался правильным, так как параллельно рассматривался аналогичный иск другого дольщика в суде по месту нахождения ответчика, который признал недействительным соглашение о зачете неустойки лишь на будущее, т.е. неустойки, которая исчислялась после даты соглашения о зачете.
Правовая позиция истца
Незаконность требования доплаты за лоджию
Первая часть доводов сводилась к обоснованию незаконности требования доплаты за лоджию. Почему мы полагали, что требование доплаты является неправомерным?
Дело в том, что ДДУ предусматривал, что в доме будут установлены балконы. Проект не изменялся. Фактически проект предусматривал установление лоджии, но застройщик, очевидно в силу некомпетентности своих специалистов указал, что строится балкон. Иначе говоря, цена, установленная при заключении ДДУ уже включала затраты на строительство именно лоджии. В итоге все же выяснилось, что построены лоджии.
Застройщик решил, а почему бы еще дополнительно не заработать и стал требовать от дольщиков доплаты. Многие дольщики доплачивали, кто 80 000 рублей, кто 96 000 рублей, кто 42 000 рублей. С кем-то были заключены соглашения о зачете доплаты неустойкой.
Мы исходили также из того, что если в ДДУ не была предусмотрена лоджия, то её установление без согласия дольщика будет являться односторонним изменением условия ДДУ, что законом не предусмотрено. Представьте, что по ДДУ у Вас должны установить железную дверь, а застройщик установит золотую и потребует от Вас доплаты. Будет ли это законно? А если дом по ДДУ должен быть панельным, а застройщик без изменения ДДУ построит кирпичный и потребует доплату?
Недействительность и незаключенность соглашения о зачете
Если согласиться с тем, что никакого обязательства по доплате за квартиру не возникло, то будет отсутствовать встречное обязательство, т.е. зачет будет беспредметным, а соглашение о зачете встречных требований – незаключенным.
Но предположим, что застройщик правомерно потребовал доплаты за лоджию. Правомерно ли было производить зачет не только неустойки, которую застройщик должен был выплатить на момент заключения соглашения, а еще и определить заранее, что независимо от срока нарушения передачи квартиры, размер неустойки будет составлять 42 000 рублей.
На мой взгляд, если сторона является потребителем, то зачет будущей неустойки будет противоречить ФЗ «О защите право потребителей» и вот почему.
Соглашение о зачете будущего требования, которое еще не возникло, размер которого не определен, фактически является освобождением застройщика от установленной ответственности за нарушение прав дольщика-потребителя в части срока передачи квартиры. ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает возможности исключения договором ответственности Застройщика перед дольщиком-потребителем за несвоевременное исполнение обязательства, т.е. условие об освобождении Застройщика от законной неустойки, которая возникнет в будущем является недействительным, в отличии от прощения уже возникшего долга.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статья 29 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-I «О банках и банковской деятельности»).
Иначе говоря, условие договора с потребителем об освобождении застройщика от ответственности еще до того, как возникли основания этой ответственности будет противоречить законодательству о защите прав потребителей. Другое дело, когда имеется нарушения права потребителя, тогда он может простить долг, но это совершенно отличная ситуация от нашей.
Как я уже говорил выше, другой суд не признал доводы о неправомерности увеличения цены квартиры обоснованными, но в то же время, согласился с тем, что сделка, заранее освобождающая застройщика от ответственности является ничтожной.
Позиция ответчика
Ответчик просил применить срок исковой давности, так как истец обратился в суд более, чем через год после заключения соглашения о зачете. Истец полагал, что сделка является оспоримой, что влечет применение годичного срока исковой давности. Кроме того, ответчик исходил из того, что им правомерно была увеличена цена ДДУ, так как в ДДУ предусмотрена возможность увеличения площади квартиры.
Соответственно, так как соглашение о зачете и об определении размера ответственности за нарушение сроков передачи квартиры заключено добровольно, то в силу принципа свободы договора оно имеет юридическую силу.
Также ответчик ссылался на ч.5 ст. 166 ГК РФ, которая предусматривает, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Решение суда
Суд полностью согласился с нашей позицией относительно того, что застройщик незаконно увеличил цену квартиры, а также о недействительности соглашения о зачете. В итоге суд взыскал с застройщика неустойку и штраф, естественно применив ст. 333 ГК РФ. Апелляционная жалоба ответчика была оставлена без удовлетворения Санкт-Петербургским городским судом.
В решении суда в частности говорится следующее:
Соглашение о зачете будущего требования, которое еще не возникло, размер которого не определен, фактически является незаконным способом освобождения застройщика от установленной ответственности за нарушение прав дольщика-потребителя в части срока передачи квартиры.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истцов о недействительности заключенного соглашения о зачете встречных требований от ……..2016 г., поскольку у истцов обязательств по дополнительной оплате цены договора перед застройщиком на момент подписания соглашения о зачете не было, а предусмотренный соглашением отказ истцов от принадлежащего им права требования выплаты неустойки за нарушение окончания срока строительства противоречит закону.
Довод ответчика о пропуске истцами срока исковой давности для заявления требований о признании соглашения о зачете недействительным судом не принимается, поскольку соглашение подписано…...03.2016 г., дом в эксплуатацию введен ....09.2016 г., квартира по Акту приема-передачи передана истцам ....09.2016 г., что свидетельствует о том, что при принятии квартиры они и могли узнать о нарушении своего права, в частности, об отсутствии оснований говорить об увеличении площади квартиры; на дату предъявления иска в суд …...2017 г. срок исковой давности ими не был не пропущен.
Не находит суд оснований согласиться с доводами ответчика о злоупотреблении правом по стороны дольщиков, которое бы влекло отказ в удовлетворении заявленных ими требований, поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено их действий исключительно с намерением причинить вред ответчику или иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Важную роль в данном деле сыграло и то, что во время рассмотрения данного дела мы уже выиграли у данного застройщика еще одно дело по иску другого дольщика, в рамках которого также было признано незаконным требование об увеличении цены квартиры на 84 000 рублей, признан недействительным односторонний акт приема-передачи квартиры и застройщика обязали передать квартиру дольщику по цене, установленной ДДУ.
Еще раз подчеркну, что в суде по месту нахождения ответчика-застройщика мы бы такие дела проиграли бы, о чем свидетельствует судебная практика. Поэтому важна не только убедительная правовая позиция, но и поиск суда, который сможет её воспринять.