Произвести на свет детей ни ума, ни труда не составляет для подавляющего числа мужчин. А вот желания, возможности, порядочности или мужества содержать своих отпрысков после распада семьи хватает далеко не всем.
Сказанное относится только к освещённой ниже ситуации и ей подобным и лишь при условии порядочности получателей алиментов (бывших жён), которые действительно нуждаются в том, чтобы отцы их детей помогали в содержании этих самых детей и расходуют получаемые алименты сугубо в интересах ребёнка, а не «прогуливают» эти деньги в номерах да ресторанах.
Непосредственно ситуация
В сентябре этого года к нам обратилась женщина, к которой бывший супруг предъявил требования об уменьшении размера алиментов в связи с изменением своего материального и семейного положения.
Как она пояснила, несколькими месяцами ранее он уже обращался с аналогичным иском (только не ссылаясь на изменение семейного положения), однако мировым судьёй в удовлетворении требований ему было отказано в связи с непредставлением доказательств в их обоснование.
Также был «вскрыт» один достаточно неприятный момент – при первичном обращении бывшего супруга, интересы нашей доверительницы представляла в суде адвокат В., которая в настоящее время является теперь уже его представителем, зная большое количество нюансов и обстоятельств из жизни доверительницы, ставших ей известными при выполнении поручения.
Хоть это и не влияет непосредственно на обстоятельства дела, а является чисто этическим моментом, считаю необходимым об этом указать, поскольку адвокатом В., на наш взгляд, грубо нарушены положения Кодекса профессиональной этики адвоката и, если она случайным образом прочтёт данную публикацию, ей, возможно, станет не по себе.
Изучив материалы дела, мы решили действовать в двух направлениях.
Направление первое (с которым мировой судья не согласился)
Поскольку он ранее уже обращался с аналогичными требованиями, мы просили суд прекратить производство по делу, так как имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
В обоснование данной позиции указали, что истец вводит суд в заблуждение, указывая в новом иске в качестве новых оснований изменение семейного положения, поскольку, представляя сейчас договор аренды квартиры, которую он якобы снимает, он не учёл, что договор этот от 01 марта 2016 года и исполняется с той же даты.
При этом, когда он впервые обращался с указанными требованиями, такое обстоятельство уже имело место быть, но он не представил суду это доказательство, в связи с чем ему и было отказано. И что данный договор аренды жилья (возникший в связи с изменением семейного положения) не является новым основанием для обращения в суд.
Направление второе (принятое во внимание)
Размер взыскиваемых судом алиментов установлен статьёй 81 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Истец, видимо посчитав, что поскольку детей у него трое и он содержит их путем уплаты алиментов, то этого вполне достаточно для снижения установленного размера алиментов.
Но не тут то было, ведь нам с вами известно, что порядок изменения установленного судом размера алиментов регламентирован совершенно иной нормой Семейного кодекса, в частности, статьёй 119, в соответствии с которой, если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон.
Из смысла приведённой нормы следует, что изменение размера алиментов не является обязанностью суда, а только правом, да и то при изменении материального и (или) семейного положения, а также при наличии иных заслуживающих внимания интересов сторон.
Однако истец о данной норме либо не слышал, либо игнорировал её. А если и был с ней знаком, то о смысле её явно не задумывался. К такому выводу мы пришли, изучив представленные им доказательства.
А именно: справку 2-НДФЛ, договор аренды квартиры, которую он вынужден снимать, кредитный договор, а также материалы исполнительного производства, согласно которым из его заработка ежемесячно удерживается 1/3 заработка на содержание несовершеннолетних детей, рождённых во втором браке.
Оценив всё это хозяйство, мы посчитали, что оснований для удовлетворения заявленных требований просто нет, так как справка 2-НДФЛ лишь подтвердила, что доход его не уменьшился; договор аренды без расписок в передаче (получении) денежных средств арендодателю, либо их перевода на его счет ещё не свидетельствует о фактическом исполнении такого договора; наличие кредита также не является безусловным основанием к удовлетворению требований, поскольку это не должно ущемлять права несовершеннолетнего ребёнка, да и цели кредитования, как выяснилось уже в судебном заседании, не позволяют снизить размер алиментов, так как кредит был взят для брата Истца с целью материальной его поддержки.
Мы, в свою очередь, представили лишь справку 2-НДФЛ Ответчика, в которой вполне себе отчётливо видно, что доход бывшей супруги более чем в два раза ниже дохода Истца и снижение размера алиментов явно ухудшит положение несовершеннолетней дочери, которой просто необходимо сохранить прежний уровень содержания при таких-то обстоятельствах.
Мировой судья, выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, вынес решение об отказе в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в представленных нами возражениях относительно исковых требований.
Обжаловав судебный акт, Истец не нашёл поддержки в лице судьи Тобольского городского суда, рассмотревшего дело в апелляционной инстанции и решение мирового судьи, благополучно вступило в законную силу.