Добрый день, уважаемые коллегии!
Между работником и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения Российской академии наук (Океанариум ДВО РАН) был заключен трудовой договор, работник был принят на работу по профессии уборщик в отдел обслуживания зданий.
В начале 2016 года, работник, будучи осведомленным о предстоящем сокращении штата, прошел совместно с коллегой обучение в училище и получил специальность матрос обработчик рыбы и морепродуктов.
10 июня 2016 года работодатель ознакомил работника с уведомлением о прекращении трудового договора в связи с сокращением штата работников организации и предложил занять любую из 12 предложенных вакантных специальностей.
Работник выразил своё согласие на перевод на специальность обработчика рыбы и морепродуктов. Дополнительным пожеланием (не требованием!) к кандидатуре работника, претендующего на данную специальность, было среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу.
Работник подал работодателю заявление о переводе с приложением копии свидетельства о присвоении специальности матрос обработчик рыбы и морепродуктов.
Через несколько дней работник получил немотивированный отказ. Почему? Кто работал в учреждениях — знает, насколько тяжелы могут быть отношения у подчиненного с начальником. Работник впал в немилость, по надуманному поводу был лишён стимулирующей выплаты, подвергался нападкам «правой руки» непосредственного начальника. А всё за критику непосредственного начальника и неумение лебезить перед начальником. Работник состоял в профсоюзе учреждения, и ждал от этой ячейки помощи…
Работник повторно В письменной обратился к работодателю — работодатель дал письменный ответ, сославшись на невозможность перевода ввиду предъявления повышенных требований к обработке рыбы (!!!), указав, что работник должен иметь опыт работы (не стаж!) в рыбной области не менее 1 года.
15 сентября 2016 года приказом (уже другого!) работодателя трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников организации по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Истец подал иск лично в канцелярию, на экземпляре истца был поставлен входящий номер. Через некоторое время получили определение о возвращении искового заявления в связи с тем, что не было подписано (на встрече корректировал подготовленное исковое заявление и забыл повторно проконтролировать проставление доверителем подписи). Обжаловать определение не стали, подали иск повторно и просили суд восстановить срок.
Исковые требования
Признать незаконным и отменить приказ о расторжении трудового договора, восстановить на работе, взыскать компенсацию морального вреда. Впоследствии были уточнены в части взыскания заработной платы и специальности, по которой работник должен быть восстановлен.
На что ссылались в иске (позиция истца)
Довод 1. Нарушение части 3 статьи 81 ТК РФ:( увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
В пояснениях к иску дополнительно ссылались на следующее.
Довод 2. В части требования к опыту работы в рыбной отрасли не менее 1 года (из мотивированного ответа работодателя). Из должностной инструкции это требование было дословно следующим: «На должность (!) обработчика рыбы и морепродуктов 6 разряда назначается лицо, имеющее средне-специальное образование, опыт работы в данной сфере (!) не менее 1 года и соответствующую квалификацию».
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Из вводной части должностной инструкции обработчика рыбы и морепродуктов 6 разряда, утвержденной Врио директора 21.12.2015 года, следует, что она разработана на основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 50, раздел «Добыча и переработка рыбы и морепродуктов», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12.10.2000 N 73. Обязанности обработчика рыбы и морепродуктов 6 разряда содержатся в § 32, при этом в данном параграфе отсутствуют требования к опыту работы, стажу.
Следует отметить, что приказом от 22 декабря 2014 г. N 1091н Министерства труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Обработчик рыбы и морепродуктов», обобщённая трудовая функция, именуемая «Осуществление технологического процесса обработки рыбы и морепродуктов» содержит ряд трудовых функций, среди которых — «Разделывание, мойка, сортирование и порционирование рыбы и морепродуктов». При этом в обобщенной трудовой функции содержится требование к опыту практической работы — опыт работы в рыбной отрасли не менее 2 лет. И уже в апелляционной инстанции представитель ответчика ссылался на профессиональный стандарт.
Довод 3. В нашу ситуацию кроме сокращения штата вмешалась реорганизация юридического лица. Причем сокращение штата работников, судя из приказа работодателя, не было связано с реорганизацией.
Юридическое лицо Океанариум ДВО РАН, прекратило свою деятельность 31.08.2016 г. путём реорганизации в форме присоединения. Было образовано новое юридическое лицо — федеральное государственное учреждение науки «Национальный научный центр морской биологии» Дальневосточного отделения Российской академии наук (ННЦМБ ДВО РАН) и два филиала. В оном из них — филиале федерального государственного бюджетного учреждения науки «Национальный научный центр морской биологии» Дальневосточного отделения Российской академии наук – Научно-образовательном комплексе «Приморский океанариум», территориально оказался работник.
При этом работник был допущен с ведома работодателя к работе, исполнял трудовые обязанности, следовательно, между истцом и новым работодателем возникли трудовые отношения на основании части 3 статьи 16 ТК РФ ввиду фактического допущения работника к работе с ведома работодателя, несмотря на то, что трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии с частью 1 статьи 61 ТК РФ трудовой договор вступил в силу со дня фактического допущения работника к работе с ведома работодателя или его уполномоченного на это представителя, то есть с 01.09.2016г.
При этом ни учреждением, ни филиалом работник не предупреждался о сокращении штата, следовательно, он не мог быть уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. Кроме того, поскольку работник с 01.09.2016 г. состоял фактически в трудовых отношениях с ННЦМБ ДВО РАН, ему должны были быть предложены в порядке части 3 статьи 81 ТК РФ вакантные должности, которые имелись как в этом учреждении, так и в его филиале.
Довод 4. Согласно представленных представителем ответчика в суд доказательствам, уборщик Тимкина Е.А. (коллега работника, совместно с которой работник прошел обучение по специальности обработчика рыбы и морепродуктов) была ознакомлена с приказом о сокращении штата 08.06.2016г. и была переведена на обработчика рыбы и морепродуктов 6 разряда до увольнения истца, при этом у неё не было соответствующего опыта работы в рыбной отрасли, это подтверждается и сведениями, содержащимися в материалах дела.
Все вопросы к представителю в данной части были отведены судом.
Основные возражения представителя ответчика
- Срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 392 ТК РФ пропущен без уважительной причины. Истец должен был обжаловать определение суда о возвращении искового заявления.
- Отсутствует опыт работы в сфере обработки рыбы и морепродуктов.
- Процедура увольнения соблюдена.
Решение суда
При подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения (пункт 5 части 1 статьи 150 ТК РФ). В целях наиболее быстрого разрешения возникшего трудового спора и восстановления нарушенных прав истца без рассмотрения судом дела по существу судье необходимо принимать меры к примирению сторон (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В общем, судья склонил меня к разговору с представителем ответчика о заключении мирового соглашения. И я уже договорился в присутствии моего доверителя с представителем ответчика о мировом на не вполне выгодных для доверителя условиях: ответчик восстанавливает работника на работу по специальности не уборщика, а обработчика рыбы и морепродуктов (то есть даёт ту работу, которую работник желал получить), а работник отказывается от всех требований.
Но впоследствии материальные интересы доверителя взяли верх, и доверитель заключать мировое не пожелал.
Суд отказал в удовлетворении требований истца. Но в своем решении не отразил все наши доводы, кроме того, в протоколе последнего судебного заседания (он был на 8! страницах) мы обнаружили дописки в заключении прокурора, в пояснениях представителя ответчика. Замечания на протокол отклонены определением.
Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
Подали апелляционную жалобу и в день её рассмотрения — дополнение.
Представитель ответчика, допуская, что к нему будут вопросы в части предложения работнику новым юридическим лицом вакансий, представил в суд штатное расписание образованного филиала нового юридического лица. В штатном расписании было несколько профессий, по которым мой доверитель мог работать. Но, представитель ответчика ссылался на то, что штатное расписание было утверждено 15.09.2016 г. (в последний день работы работника), а поступило в филиал 04.10.2016 г.
Вопрос докладчика к представителю ответчика: «Где находятся филиал и где юридическое лицо?». А находятся они в разных районах одного города. Работник восстановлен на работе, приступил к работе.