В данной публикации хочу рассказать о первом деле, по которому я начал работать благодаря порталу Праворуб.
Ситуация достаточно стандартная для такой категории дел. Житель города Москвы поставил у себя в квартире на учет несколько граждан Республики Молдова. Договоренность была следующая: указанные граждане ремонтируют моему клиенту квартиру, а он за это регистрирует их у себя в данном жилом помещении. Фактически граждане Республики Молдовы в квартире не проживали, да и жить там, в принципе, в условиях ремонта было нереально.
Через непродолжительное время после постановки на учет иностранных граждан, к моему клиенту на квартиру прибыл участковый уполномоченный полиции для проверки фактического проживания иностранцев в квартире, которых там естественно не оказалось. Участковый уполномоченный получил от моего будущего доверителя полное и подробное объяснение, в котором, тот признал факт фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан.
Кроме этого, участковому уполномоченному был передан номер старшего из иностранных граждан (так как, тех не было в квартире на момент прибытия участкового), для осмотра была предоставлена и квартира.
Я вступил в дело уже на стадии предварительного расследования. Обсудив с клиентом все обстоятельства дела, а также учитывая мой предыдущий опыт, о котором я расскажу ниже, мы остановились на позиции содействия раскрытию преступления и последующему заявлению в суде ходатайства об освобождении от уголовной ответственности по примечанию 2 к ст. 322.3 УК РФ.
Этап расследования не представляет какого-либо значимого интереса, а потому я не буду о нем рассказывать.
В судебном заседании мной было заявлено ходатайство об освобождении моего клиента от уголовной ответственности на основании примечания 2 к статье 322.3 УК РФ и прекращении уголовного дела.
В качестве обстоятельств, свидетельствующих о том, что мой подопечный способствовал раскрытию преступления я указал следующее: клиент изначально давал правдивые и последовательные показания, согласился на осмотр его квартиры, в результате чего правоохранительные органы убедились, что иностранные граждане у него в квартире не проживают, оказал содействие правоохранительным органам в поиске граждан Республики Молдова путем предоставления старшему участковому уполномоченному полиции ОМВД России по району Левобережный города Москвы номера мобильного телефона иностранного гражданина, в содеянном раскаялся, вину признал в полном объеме.
Прокурор, конечно же возражал против прекращения уголовного дела, но судья, согласившись с моими доводами, изложенными в ходатайстве удовлетворила его и прекратила дело в отношении подсудимого на основании примечания 2 к статье 322.3 УК РФ. Прокуратурой данное постановление мирового судьи не обжаловалось и оно вступило в законную силу. На такой хорошей ноте и закончилось первое дело, поступившее ко мне с сайта Праворуб.
Прекращение второго уголовного дела по ст. 322.3 УК РФ, а точнее первого по отношению к вышеизложенному, далось нам с клиентом намного сложнее. Ранее об этом уголовном деле выходила публикация в февральском номере журнала «Уголовный процесс» за 2018 год, копию которой, я с разрешения редакции журнала, приобщу к этой статье.
Обстоятельства дела в принципе схожи с рассмотренным выше. Мой клиент, также поставил у себя в квартире на учет по месту пребывания иностранных граждан в обмен на производство ими ремонтных работ, которые было необходимо произвести на нежилом объекте. К слову, мой доверитель обеспечил иностранным гражданам бытовые условия на нежилом объекте, на территории которого они и проживали (были оборудованы спальные места, имелись обогревательные приборы, плита, продукты питания).
По прошествии незначительного количества времени, в рамках ОПМ «Нелегальный мигрант» участковый уполномоченный полиции опросил соседей моего клиента и убедившись в том, что никто из них ни разу не видел иностранных граждан, проживающих у моего клиента, прибыл к нему и попросил предъявить квартиру для осмотра, чтобы убедиться в отсутствии иностранных граждан.
Клиент признал, что иностранные граждане у него лишь поставлены на учет, а фактически проживают в нежилом помещении, в котором осуществляют ремонт, но квартиру он сотрудникам полиции для осмотра не представил, о чем нам в последующем постоянно напоминал прокурор в качестве основания для отказа в удовлетворении нашего ходатайства о прекращении уголовного дела по примечанию 2 к статье 322.3 УК РФ. В дальнейшем, чтобы исправить в данной части ситуацию, мы предоставили дознавателю квартиру для осмотра уже в процессе расследования уголовного дела.
В ходе доследственной проверки мой клиент дал признательные и правдивые показания, которые подтвердили и иностранные граждане. Возбудили уголовное дело и стали расследовать. Как пояснял выше, стороной защиты сотрудникам полиции была предоставлена квартира для осмотра. Но случилась беда, иностранные граждане уехали из данного города, а потому дознание «забуксовало».
Мой клиент, содействуя правоохранительным органам самостоятельно нашел иностранных граждан, которые на тот момент проживали в соседнем городе и доставил их дознавателю для допроса в качестве свидетелей. Более значительных событий при расследовании уголовного дела не было. Предварительное расследование закончилось и уголовное дело вместе с обвинительным актом передано в суд. В обвинительном акте дознавателем было указано в качестве смягчающего обстоятельства активное способствование обвиняемого в расследовании преступления.
Итак, в судебном заседании у мирового судьи заявляю ходатайство о прекращении уголовного дела на основании примечания 2 к статье 322.3 УК РФ. В качестве обстоятельств, свидетельствующих о содействии подсудимым раскрытию преступления указываю следующее: признание вины, дача признательных показаний, предоставление в рамках предварительного расследования сотрудникам полиции квартиры для осмотра, поиск и доставление иностранных граждан дознавателю для допроса в качестве свидетелей.
Прокуратура возражала против удовлетворения ходатайства со ссылкой на то, что в рамках ОПМ «Нелегальный мигрант» подсудимый добровольно не предоставил сотрудникам полиции квартиру для осмотра. Кроме того, прокуратура полагала, что мой доверитель способствовал лишь расследованию, а не раскрытию преступления, как предусмотрено в примечании 2 к статье 322.3 УК РФ.
Мировой судья, рассмотрев указанное ходатайство отказывает нам в его удовлетворении со ссылкой на то, что под активным способствованием раскрытию преступления следует понимать только действия лица, совершенные до возбуждения уголовного дела, в связи с чем, основания для освобождения моего клиента по примечанию 2 отсутствуют. Итог, обвинительный приговор и штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Мы с клиентом конечно же были не согласны с принятым решением и я стал готовить апелляционную жалобу на обвинительный приговор.
Никто не ставил под сомнение активные действия моего доверителя по содействию правоохранительным органам, выразившееся как в признании вины, даче признательных показаний, поиске и доставлении иностранных граждан дознавателю на допрос. Но… прокуратура расценивала эти действия лишь как содействие расследованию преступления, а сторона защиты как содействие раскрытию преступления.
Таким образом, нам необходимо было убедить суд апелляционной инстанции в том, что нельзя раскрыть преступления не расследовав его, а если подсудимый способствовал расследованию преступления, что повторюсь признавала и прокуратура, то значит он способствовал и раскрытию преступления.
В УПК РФ отсутствует норма, устанавливающая граница момента, с которого преступление считается раскрытым, в связи с чем пришлось обращаться к науке и судебной практике ВС РФ.
Перелопатив достаточно много научной литературы, я пришел к выводу о том, что и в науке нет единого мнения относительно момента, с которого преступление считается раскрытым.
Так, ряд ученых полагает, что преступление считается раскрытым с момента возбуждения уголовного дела, другие в момент предъявления обвинения. Третья группа ученых полагает, что о раскрытии преступления можно говорить лишь с момента направления уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. Ряд ученых считает, что моментом раскрытия преступления является дата вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Таким образом, мнение мирового судьи о том, что преступление является раскрытым в момент возбуждения уголовного дела некоторыми учеными поддерживается. Но я с данной позицией не согласен, поскольку как можно на стадии возбуждения уголовного дела говорить о раскрытом преступлении, если уголовное дело и уголовное преследование в перспективе может быть прекращено, либо за отсутствием события преступления, либо за отсутствием состава преступления?! Если не было преступления, то и раскрывать нечего!!!!!
Что касается судебной практики, то я нашел надзорное определение Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 года № 9-Д12-3, в котором отражено, что активное способствование раскрытию и расследованию преступления, по смыслу закона, состоит в активных действиях виновного, направленных на сотрудничество с органами следствия, и может выражаться в том, что виновный дает правдивые и полные показания, участвует в производстве следственных действий, направленных на закрепление и подтверждение ранее полученных данных. Данная позиция также была указана в апелляционной жалобе.
Изучил я и практику мировых судей по данной категории дел. Некоторые мировые судьи признавали лишь признательные показания подсудимого как способствование им в раскрытии преступления. Кто-то наряду с этим, признавал еще и ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме, которое мы тоже кстати заявляли в самом начале предварительного расследования. Вообщем, наша позиция подтверждалась и практикой мировых судей, примеры которой мы также указали в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами стороны защиты, несмотря на возражения прокурора и отменив обвинительный приговор мирового судьи, прекратил уголовное дело в отношении моего клиента на основании примечания 2 к статье 322.3 УК РФ.