Как известно, во многом определяющим фактором в деле о банкротстве является наличие в реестре требований кредиторов требований одного из кредиторов в размере, достаточном для контроля за процедурой (как правило – более 50 % от общего размера реестра требований кредиторов).
Соответственно, для включения в реестр кредиторы используют все возможные средства.
В данном деле, а точнее — в обособленном споре в рамках дела банкротстве, рассматривалась обоснованность требований кредитора, основанных на векселе выданном юридическим лицом, впоследствии признанным банкротом.
Вопрос был принципиальным, поскольку размер требований кредитора был значительным, а обстоятельства образования задолженности весьма туманными.
Для, начала, приведу краткие пояснения для непрофессионалов, которых по тем или иным причинам интересует данная тема (юристам рекомендую сразу ознакомиться с представленными процессуальными документами — самое интересное там.)
Итак, вексель – это ничем не обусловленное (безусловное) обязательство должника уплатить денежный долг кредитору в размере и на условиях, обозначенных в векселе. Должник по векселю вправе поручить векселедатель предлагает расплатиться по векселю третьему лицу, в таком случае такой вексель будет называться переводным. Очевидно, что такая замечательная ценная бумага дает обширные возможности по формированию кредиторской задолженности.
В данном случае, юридическим лицом (банкротом) другому юридическому лицу были выданы 2 векселя на сумму 20 623 933, 10 рублей и на сумму 21 933 645, 87 рублей.
В ходе рассмотрения обособленного спора было установлено, что каких-либо обязательств, в счет исполнения которых могли бы быть выданы векселя на столь значительные суммы между сторонами не было, разумные экономические причины для выдачи данных векселей отсутствовали, при этом размер кредиторской задолженности по векселям был больше чем вся остальная кредиторская задолженность общества.
Естественно, при таких обстоятельствах речи о включении требований в реестр требований кредиторов не было. В удовлетворении требований кредитора было отказано судами первой и апелляционной инстанций.