Как безопасно купить автомобиль?
В сети Интернет полно инструкций о том как безопасно и без рисков купить автомобиль, как проверить чистоту сделки, как заказать отчет об автомобиле, как не стать жертвой мошенников, как лучше купить «с рук» или в автосалоне и еще тысяча мануалов, как себя подстраховать.
Но все они не работают, если продавец автомобиля после сделки купли-продажи автомобиля, обратится в Арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом и желает освободиться от долгов.
В ходе производства процедуры банкротства гражданина ему назначается финансовый управляющий, который в целях пополнения конкурсной массы должника за счет возврата отчужденного им имущества, оспаривает подозрительные сделки.
Статьей 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что правовой механизм оспаривания сделок в банкротстве предназначен для пополнения конкурсной массы должника за счет возврата отчужденного им имущества во вред кредиторам или при неравноценном встречном предоставлении, а также уменьшения размера имущественных требований к должнику или для восстановления очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 61.3 того же закона).
И все. Самая безопасная сделка, проведенная в полном соответствии с инструкцией, но совершенная в период подозрительности, может быть оспорена в рамках дела о банкротстве должника и признана судом недействительной, с применением последствий недействительной сделки, в виде возврата автомобиля в конкурсную массу.
Оспаривание сделки купли-продажи автомобиля
Именно в такую неприятную ситуацию попал наш будущий доверитель, купивший автомобиль в сентябре 2019 года. Надо заметить, что автомобиль был в технически «угнетенном» состоянии, продавался через известный сервис объявлений и приобретался покупателем в целях приведения автомобиля в технически исправное состояние и дальнейшей перепродажи. Сделкой века не назовешь, но на хлеб с маслом заработалось и со временем забылось.
В июле 2023 года случился неприятный сюрприз, банковские счета нашего доверителя были внезапно арестованы, а имеющиеся денежные средства списаны в счет неизвестного долга по исполнительному производству.
От судебного пристава-исполнителя доверителю стало известно о том что в январе 2023 г. Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено решение о признании сделки купли-продажи автомобиля недействительной, применены последствия недействительности, в конкурсную массу должника с нашего доверителя взысканы денежные средства в размере 475 000 рублей.
Зачем нужен адвокат в деле о банкротстве?
Что делает умный человек попавший непонятную юридическую ситуацию? Он звонит адвокату. Наш будущий доверитель связался с адвокатом Волкомичем Ильей Геннадьевичем, который в свою очередь абсолютно по-праворубски сколлаборировался со мной и мы вместе зашли на стороне нашего доверителя в обособленный спор в деле о банкротстве должника на стадии апелляционного обжалования, срок которого был, кстати, пропущен.
Ознакомление с материалами дела, дало нам определенные шансы на успех:
1. Наш доверитель был не извещен судом и направленную в его адрес корреспонденцию не получил. Этот момент мы вполне успешно использовали для восстановления срока на подачу апелляционной жалобы.
2. Судом не исследовался вопрос о том обладал ли должник на дату заключения спорного договора (08.09.2019 г.) признакам неплатежеспособности.
На дату совершения сделки у должника отсутствовали признаки неплатежеспособности. На дату совершения сделки –08.09.2019 г. у Должника имелось одно кредитное обязательство по кредитному договору, заключенному между должником и Банком ПАО «ВТБ». Из расчета задолженности представленной в материалы дела банком, усматривалось, что данный кредит должник перестал обслуживать 16.03.2021 г.
3. Иные кредитные обязательства были приняты на себя должником в более поздние даты (13.03.2020 г., 12.02.2021 г., 20.03.2021 г.), т.е. после даты заключения сделки – 08.09.2019 г., что в свою очередь разбивало вывод суда о доказанности того, что целью совершения оспариваемой сделки являлось нанесение имущественного вреда кредиторам.
4. Заключение кредитных договоров между банками и должником в даты: 13.03.2020 г., 12.02.2021 г., 20.03.2021 г., указывало на то что: финансовое здоровье должника в период с 08 сентября 2019 года (дата совершения сделки) по 20.03.2021 г. (дата получения должником последнего кредита), позволяло банковским организациям давать одобрение должнику на заключение кредитного договора и передавать в его собственность денежные средства по кредитным договорам.
Дополнительно, был заказан электронный отчет по автомобилю, в котором нашлись сведения об объявлениях по продаже данного автомобиля, с указанием цены и фотографиями, что мы также планировали использовать в качестве доказательства.
Мы посчитали данные доводы достаточными, подготовили и направили апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и принялись ждать чуда.
Чуда в апелляции не случилось. Судебная коллегия не усмотрела очевидных нарушений в применении материального и процессуального права, отказалась исследовать электронный отчет по автомобилю и указала нам на то что нужно было данный отчет приобщать в суд первой инстанции. Но не разъяснила способ, которым наш не извещенный судом доверитель должен был это сделать. И оставила решение суда первой инстанции без изменения, а нашу апелляционную жалобу без удовлетворения.
Победа в кассации
Не сомневаюсь, что в практике у абсолютно всех адвокатов есть дела, в которых только в суде кассационной инстанции, удается доказать очевидные вещи. К нашей радости, это дело не стало исключением.
Коллегия судей объективно оценила обстоятельства дела и доводы нашей кассационной жалобы, устранив последствия субъективности при которой заявление финансового управляющего было неправосудно удовлетворено судом.
19.02.2024 г. Арбитражный суд Северо-Западного округа удовлетворил нашу кассационную жалобу, отменил решения судов первой и апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявления финансового управляющего должника о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки.
Печалит в этой истории только одно – невозможность взыскания судебных издержек с финансового управляющего. Возможно ФУ были бы внимательнее при оспаривании сделок, зная, что в случае проигрыша могут понести личную финансовую ответственность и не делали веерных оспариваний всего подряд в отсутствие законных оснований.
С уважением, С.А. Матлис – адвокат, г. Ростов-на-Дону.
Реестровый № 61/4813
Консультации по обособленным спорам в делах о банкротстве, оспаривание сделок должника, оспаривание сделок в банкротстве, представление интересов в арбитражном суде. Телефон для связи: +79185401580
Изображение к публикации сгенерировано нейросетью по запросу автора статьи и не является объектом авторских прав.