Был хороший солнечный день, когда уже немолодая женщина, как сейчас принято говорить, в предпенсионном возрасте, гражданка республики Грузия по имени Ника решила поехать на родину.
На трассе М-1 перед границей с Республикой Беларусь машину, в которой она ехала, неожиданно остановили сотрудники ГИББД. Они проверили документы у пассажирки, после чего передали ее пограничникам. Как оказалось, у Ники не было надлежащей регистрации, подтверждающей право пребывания в России.
Судья Краснинского районного суда, куда по территориальности поступило административное дело по ч.1.1 ст.18.8 КоАП, назначила Нике наказание в виде штрафа в размере 2 тысячи рублей и принудительное выдворение с территории РФ. Последнее означало задержание и помещение в специальное учреждение.
Когда ко мне обратились родственники Ники, она была уже водворена в спецприемник для иностранцев. Правильным названием является «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД по Смоленской области», и находится он в сельской местности, в деревне Воронино Духовщинского района примерно на расстоянии 90 км от Смоленска.
На следующий день я выехал туда, взяв с собой удостоверение и ордер адвоката. После улаживания формальностей и знакомства с руководством учреждения мне разрешили встретиться с ней.
Ника со слезами на глазах стала просить помочь ей выйти оттуда, так как ей тяжело там находиться и психологически и физически. Впервые в жизни, да еще в таком возрасте, оказалась в учреждении довольно строгой изоляции. У нее целый ряд серьезных хронических заболеваний, в том числе онкологическое, о которых она говорила в районном суде, но это не помогло избежать такого наказания. Возможности получать адекватное и полноценное лечение в условиях учреждения, конечно же, не имеется.
Закон, а именно часть 4 статьи 3.10 КоАП, оставляет на усмотрение районного судьи выбирать форму выдворения за пределы РФ, которое может быть либо принудительным с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан, либо контролируемым самостоятельным выездом из Российской Федерации.
Почему суд не нашел возможным просто дать штраф с самостоятельным выездом из страны, когда больная женщина уже намеревалась выехать из нее (была задержана перед границей), и при этом у нее на руках имелся купленный билет на самолет из Минска в Грузию, так и осталось загадкой. Ведь она вполне могла оплатить 2 т.р. и тут же уехать.
Проблема состояла еще в том, что содержание в Центре порой затягивается на многие месяцы, в течение которых люди просто сидят и ждут пока их принудительно выдворят с территории РФ.
Справедливости ради стоит отметить, что, по отзывам, кормят там хорошо и обращаются с задержанными тоже.
Взяв у Ники все имеющиеся медицинские документы и постановление Краснинского районного суда, я сразу приступил к составлению жалобы.
Рассмотрение жалоб на выдворение в соответствии с частью 3 ст.30.5 КоАП производится в течение одних суток (!), и дело было назначено к слушанию уже на следующий день.
Судья Смоленского областного суда внимательно выслушал все доводы и посчитал их обоснованными.
В частности, в своем решении он отметил, что районный суд не исследовал возможность применения такой формы выдворения как контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации с учетом материального положения подозреваемой.
Решением судьи принудительное выдворение было заменено на выдворение в виде самостоятельного контролируемого выезда, а Ника освобождена из Центра временного содержания иностранных граждан.