Как минимум 3.5 миллиона россиян живут в аварийном или ветхом жилье. По прогнозам экспертов, до 2035 года объем непригодного для жизни жилья будет расти почти в три раза быстрее темпов расселения людей из аварийных домов.
Механизмы, разработанные Правительством РФ с привлечением средств инвесторов для строительства благоустроенного жилья на мой взгляд не достигают поставленных целей, а темпы строительства отстают от темпов пополнения аварийного фонда.
Граждане не дожидаясь заботы государства, вынуждены самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав, и в большинстве случаев подобное желание возникает после того, как жители аварийных домов получают отказ от местной администрации.
Жилой дом, в котором проживает моя доверительница со своей семьей расположен на территории, которая была подработана в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». Квартира в данном доме является для нее и ее семьи единственным и постоянным жильем, иного жилого помещения она и члены ее семьи не имеют. Кроме того, за время проживания в данном жилье в семье произошло пополнение. Сына Ивана администрация города Прокопьевска Кемеровской области категорически отказалась включать в список на переселение граждан отказав письменно.
Конституция Российской Федерации гласит «Человек, его прав и свободы являются высшей ценностью...», но учитывая обстоятельства данного дела и миллионов подобных ему, хочется невольно добавить к данной декларации...."… если вам не отказала местная администрация".
После получения отказа администрации во включении в список граждан на переселение и заключении договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого и аварийного, моя доверительница решилась на обращение в суд. Дело рассматривалось в Центральном районном суде города Прокопьевска и находилось в производстве Федерального судьи Л.Г. Тихоновой. (Дело № 2-141/2019).
Возникшие правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной зашиты работников угольной промышленности», статьей 2 которого предусмотрено, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ. и принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Предоставление социальных выплат гражданам проживающим в ветхом и аварийном жилье возможно при соблюдении следующих условий:
- Признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах;
- Наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности;
- Нуждаемость граждан в переселении, не обеспеченность граждан иным жильем.
В рамках данного гражданского дела заключением СФ ОАО ВНИМИ жилой дом, в котором проживает истица с семьей был признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащим сносу.
Согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом отказ администрации города Прокопьевска как минимум в части отказа во включении в список граждан подлежащих переселению, ребенка родившегося в семье истицы был изначально незаконен, так как списки граждан, подлежащих переселению уточняются ежегодно и местные чиновники администрации обязаны включить в данный список ребенка без каких-либо судебных разбирательств, но «высшая ценность» видимо им в этом помешала.
По результату рассмотрения данного гражданского дела, суд обязал администрацию города Прокопьевска включить несовершеннолетнего в список граждан на переселение и заключить с каждым из членов семьи моей доверительнице включая и ее, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности.