1 сентября 2017 года около 10 часов 52 минут у дома № 239 по пр. Ленинградский в г. Архангельске произошло страшное ДТП. Водитель автомобиля Лада 2107 выехал на полосу встречного движения, где столкнулся в лоб с грузовиком Луидор. В Жигулях погибли водитель, два пассажира, а еще один, подросток, получил тяжелые травмы, от которых через полгода скончался.
Ко мне, как к адвокату, обратилась его бабушка, с вопросом, можно ли рассчитывать на какие-то компенсации. По ОСАГО ей ничего не светило, а вот с моральным вредом обратиться было можно, ведь вина владельца источника повышенной опасности в данном случае значения не имеет. Кроме того, раз было столкновение двух автомобилей, значит согласно ч.3 ст. 1079 ГК РФ их владельцы несут солидарную ответственность перед третьими лицами, то есть в нашем случае перед пассажиром (его родственниками).
Вообще, далеко не все потерпевшие хотят взыскивать моральный вред с невиновного участника ДТП, многие считают эти положения закона для себя неприемлемыми и несправедливыми, поэтому часто от такого взыскания отказываются. Но некоторые пользуются таким правом, раз уж в законе оно есть, и клиентка решила воспользоваться тоже.
В октябре 2018 года мы подали иск в Ломоносовский районный суд г. Архангельска. Сразу же начались удивительные истории. В конце октября исковое заявление было истцу возвращено, в связи с несоблюдением подсудности, суд предложил истцу обращаться в соседний город Северодвинск, по месту жительства ответчика.
Я такому повороту событий сильно удивился, поскольку считал, что по вреду здоровью и жизни подсудность может быть ещё и по месту жительства истца или по месту причинения вреда. Поэтому вместо Северодвинска подал частную жалобу в Архангельский областной суд, который с жалобой согласился и определение суда отменил.
Иск в суде был зарегистрирован 29 января 2019 года, а первое судебное заседание было только 5 марта. Основной разговор шел о том, как нам не стыдно подавать иск к невиновному. Я понимал, что да, вопрос щекотливый, поэтому если бы суд выплатил не 500000 рублей за смерть, как мы просили, а, например, 200000 рублей, я бы не удивился.
Но тут суд меня поразил во второй раз. Дело в том, что он взыскал бабушке за смерть внука 50000 рублей (!!!).
Раньше я у этой судьи участвовал в 2012 году в деле об оскорблениях Вконтакте, где она за одно слово взыскала 50000 рублей морального вреда. В 2017 году она же за падение в торговом центре и сломанную руку (вред здоровью средней тяжести) взыскала те же 50000 рублей. В 2019 году, за смерть в ДТП она взыскивает снова 50000 рублей. Вроде случаи разные, а цены одни.
Поразмыслив, я предложил клиентке бесплатно подать апелляционную жалобу, поскольку меньше уже не будет, а вот больше очень даже может быть. Всё-таки, взыскивать такую сумму за смерть, даже с невиноватого, это неправильно.
При подаче жалобы по моральному вреду важно понимать, что ссылаться только на сам размер компенсаций бессмысленно, вышестоящий суд напишет, что суд первой инстанции всё учел и оценил вот так, как посчитал нужным. Надо найти что-то, что оценено неправильно или вообще не учтено.
Например, у нас суд указал, что снижает размер морального вреда, раз мы взыскиваем с невиновного. Я указал в жалобе, что это неправильно, в законе никаких градаций по вине нет. Также добавил, что суд неправильно оценил проживание и общение с бабушкой и не дал оценки отсутствию вины погибшего пассажира в ДТП.
Суд областной инстанции мои доводы учел (кроме отсутствия вины пассажира) и решение изменил, вынес новое. Правда, чувства у меня от этого остались смешанные, потому что с 50000 рублей они подняли до 80000 рублей (!!!).
Я предложил клиентке писать дальше, но истица уже не захотела, что ж, это её решение. Сейчас октябрь 2019 года, получен исполнительный лист, но ответчик всё никак не может решить, платить добровольно или же через приставов.