Услышав такое, я ему сказал, что стероиды нужны только профессионалам, а в его возрасте достаточно заниматься с тренером, хорошо питаться и много спать. Из добавок принимать протеин, витамины, и то не факт, что они очень нужны.
На это он ответил, что проблема шире, поскольку ФСКН не оценила таких устремлений к спорту и возбудило в отношении него уголовное дело по ст. 226.1 УК РФ, по контрабанде сильнодействующих веществ. Дома у Х. был проведен обыск, изъят ноутбук. Сам он дал явку с повинной, признательные показания, адвокат по назначению уже советовал особый порядок. Тем не менее, клиент спрашивал, можно ли что-нибудь сделать.
Адвокаты, долго и регулярно работающие по уголовному направлению, знают, что обычно в таких условиях работа серьезно затруднена. Доверитель уже на себя наговорил, всё это задокументировано в присутствии (часто фиктивном) адвоката – назначенца. Но я решил взяться, обговорив с Х., что если сделать будет ничего невозможно, скорее всего придется соглашаться на этот же особый порядок.
Надо сказать, ст. 226.1 УК РФ не самая популярная, по сравнению с обычными ст. 228 УК РФ и ст. 228.1 УК РФ, всё-таки спортсменов как-то меньше чем наркоманов, да и стероиды нужны далеко не всем. Поэтому я углубился в чтение судебной практики и был немало удивлён.
Оказывается, 16 июля 2015 года Конституционный Суд РФ выпустил Постановление № 22-П, в котором ст. 226.1 УК РФ была признана в некоторой части неконституционной. Если говорить упрощенно, то Конституционный Суд рассмотрел случай, когда люди въезжали в Россию, при этом при них находились стероиды. Поскольку порядок ввоза сильнодействующих веществ отсутствует, то необходимо руководствоваться законом о лекарственных средствах. А в нем прямо указано, что при въезде в РФ можно ввозить с собой лекарства, не внесенные в реестр лекарственных средств. Поэтому те, кто везет с собой стероиды, преступления не совершают.
Изучив это Постановление, я стал выяснять, почему же ФСКН возбудило уголовное дело. Как мне сказал следователь, их позиция в том, что гражданин Х. не вёз стероиды с собой из-за границы, а заказывал их по почте, находясь здесь, поэтому Постановление КС в данном случае не применимо.
Меня такой подход не устроил и мне стало интересно, что же по этому поводу думают наши суды по подобным белорусским заказам. Скажу, что результаты тоже были удивительные. Если брать Архангельскую область, то в период с лета по осень 2015 года было три приговора, всем дали по три года условно. При этом в приговорах про Постановление КС ни слова, как будто и не выпускалось. Однако в остальной стране ситуация иная, либо дела отправлялись обратно в прокуратуру, либо выносились оправдательные приговоры. Причем, подчеркну, речь шла именно о почтовых посылках из других стран.
Вооружившись некоторыми судебными актами, в декабре 2015 года я написал следователю ходатайство о прекращении уголовного дела. Свою позицию я мотивировал тем, что вроде случаи и кажутся разными, на самом деле, это не так. Действительно, люди сами не пересекают таможенную границу, а сидят дома, но все равно они подпадают под Постановление КС. Дело в том, что само сильнодействующее вещество пересекает границу, просто в одном случае в багаже у человека, а в другом случае в почтовой посылке. Но по сути, разницы нет, поэтому я просил дело прекратить за отсутствием состава преступления.
Со следователем мы договорились о том, что он серьезно подумает над ходатайством, посоветуется с умными людьми и вынесет решение. При этом я сразу его предупредил, что буду продвигать свою позицию вплоть до Верховного Суда, если понадобится.
Прошел январь, февраль 2016 года, а следствие всё думало. Я узнавал, как там дела, но следователь говорил, что идут консультации, в том числе с нашими областными судьями. Поскольку смысла торопиться не было, то жалоб на следователя я не писал, и, как оказалось, был всё же прав.
18 марта 2016 года уголовное дело в отношении Х. было прекращено, ноутбук возвращен. Правда, стероиды не вернули, но Х. не расстроился, поскольку решил к ним не прикасаться вообще, что с моей стороны нашло полное одобрение.