Дело, о котором я хочу рассказать интересно несколькими особенностями. Во-первых, моральный вред взыскан с таксопарка, во-вторых, он взыскан родственникам живого потерпевшего, а в-третьих само по себе решение суда очень качественно мотивировано и я его рекомендую как образец всем желающим подать подобный иск.
В ноябре 2020 года в Архангельске произошло ДТП. Девушка переходила дорогу по пешеходному переходу, а полоротый таксист её не заметил и сбил. Хотя сразу перед ней успела закончить переход другая женщина.
Травмы у неё были очень серьёзные, возбудили уголовное дело в отношении таксиста и мы стали договариваться с таксистом о компенсации морального вреда в добровольном порядке. Он сразу заявил, что денег нет, а вы держитесь, но при этом мне позвонил бодрый молодой человек, который представился директором ООО «ВИМ» и предложил 300 000 рублей, говоря что больше все равно ни с кого ничего не взять.
Потерпевшие стали думать. С одной стороны, при таких травмах суд мог бы взыскать и больше. С другой стороны, вопрос о получении денег важнее вопроса об их взыскании. По итогам раздумий решили всё же примириться с таксистом за эту сумму и прекратить уголовное дело.
Однако возмещение вреда состоялось лишь по самой потерпевшей, но её родственники не получили ничего. Директор ВИМа отказался им платить, говоря в стиле Паниковского «А ты кто такой?». И правда, многие до сих пор думают, что если потерпевший не умер в ДТП, то его родственники не имеют права на компенсацию морального вреда.
Но суды пишут таким деятелям в решениях, что родственники сильно расстраиваются, когда их близкие получают травмы, они оказывают близким помощь в течение долгого периода, у них изменяется образ жизни в худшую сторону.
Поэтому мы и подали иск от имени мужа, двух детей, матери и брата потерпевшей. Забегая вперед, скажу, что брат в суд так и не пришел, поэтому суд по его иску производство прекратил. А по остальным мы дошли до областного суда.
Сначала иск был подан только к одному таксисту, однако я быстро понял, что поспешил и надо привлекать к ответственности не его, а работодателя. Встал вопрос кого именно, ООО «ВИМ» или ООО «ЯНДЕКС.ТАКСИ». Дело в том, что ВИМ выдавал таксисту путевой лист, вёл журналы выхода на линию, осуществлял предрейсовый осмотр, вёл спутниковый мониторинг. То есть, несмотря на отсутствие трудового договора, ВИМ осуществлял полный контроль над деятельностью таксиста.
А если вы посмотрите ч.1 ст. 1068 ГК РФ, то там как раз про это и написано, такая деятельность приравнивается к трудовой. Был еще вопрос по Яндексу, который непосредственно давал задание (заказ) таксисту и через Яндекс же шли платежи. Поэтому подтянули их всех соответчиками и попросили взыскать с надлежащего ответчика.
В суде выяснилась еще одна забавная вещь. Представителем двух детей был муж потерпевшей (она сама после ДТП была не очень здорова), но оказалось что он отец только одного ребенка, а другой от первого брака. Пришлось писать заявление о замене законного представителя на мать (саму потерпевшую). Поэтому если будете подавать подобный иск, внимательно смотрите свидетельства о рождении детей.
Сам суд прошел в тёплой дружественной обстановке. ВИМ рассказывал о том, что мы сволочи, и хотим нажиться на этом деле (мне такое рассказывают в каждом втором деле по моральному вреду). Говорил, что таксист ездил сам, а они тут не причем. Ну, судя по решению, судью эти кривляния не впечатлили.
Я приглашал всех истцов лично в суд, где они подробно рассказывали, как на их жизни отразилось ДТП с их родственником, поэтому суд всё это описал в своём решении.
Взыскать суд решил всё с ВИМа, указав, что ни таксист, ни Яндекс ответчиками в этом деле быть не могут. Но дальше ВИМ пошел в апелляцию, с достаточно бестолковой, на мой взгляд, жалобой. Апелляция тоже жалобой не впечатлилась, в отличие от решения первой инстанции, поскольку переписала его в апелляционное определение))
В общем и целом, если вы планируете подавать иск в схожих обстоятельствах, рекомендую почитать решение суда, оно мне очень понравилось проработанностью и качеством мотивировок.